Пять добрых историй: как работают интеллектуальные волонтеры
Совместный консалтинговый проект платформы социальных изменений todogood и Фонда "Наше будущее" – это история о людях, которым мало быть просто потребителями жизни, которые хотят делать что-то и для других. Это и социальные предприниматели, которые решают социальные задачи, и интеллектуальные волонтеры, которые помогают им своими знаниями. Это история о том, как, объединившись, талантливые люди меняют мир к лучшему.
Консалтинговые проекты todogood выполняют задачу акселератора для социальных организаций и помогают им при помощи командного решения на стратегическом уровне проанализировать свой бизнес, найти возможности для оптимизации, реструктуризации и дальнейшего роста. О первом опыте сотрудничества Фонда и платформы todogood можно прочитать здесь. Сейчас запущен второй совместный консалтинговый проект, участниками которого станут 13 социальных предпринимателей.
"Новый бизнес" опросил пять волонтеров todogood о том, почему это для них так важно и что они думают о социально-предпринимательском проекте, которому помогли. Получилось пять очень личных историй.
Долой бумажки
Центр неотложной медицинской помощи "Медикор" (Ярославль) был участником совместного проекта Фонда "Наше будущее" и платформы todogood в 2019 году. Центр оказывает комплекс услуг: прием узких специалистов, есть собственный травмпункт, процедурный кабинет, а также выезд бригад скорой медицинской помощи, срочные консультации врачей-специалистов, транспортировка пациентов. Тимлидом проекта была Валентина Осипова.
"Медикор" к началу проекта находился в зоне риска. Перед нами стояла задача обновить текущую бизнес-модель центра, чтобы он смог выйти на точку безубыточности и дальнейшего роста, – рассказывает она. – Как это часто бывает у социальных предпринимателей, многие бизнес-процессы в "Медикоре" были выстроены поверхностно, не хватало специалистов от бизнеса.
Нам удалось комплексно проанализировать работу центра за несколько лет и наглядно показать все сильные стороны и узкие места. Так, слабыми оказались маркетинговые процессы и процессы планирования. Помимо предложенных нами стратегических путей развития, мы также разработали прикладной инструмент бюджетирования для "Медикора".
Для Валентины это уже второй опыт интеллектуального волонтерства. "В свое время я очень устала от каждодневной бесполезной офисной рутины. Когда бумажки ради бумажек, работа просто ради работы. Человеку важно чувствовать себя причастным к выполнению какой-то значимой миссии. А в больших корпорациях эта нить часто теряется. Я случайно увидела сайт todogood и восхитилась самой идеей профессионального волонтерства. Осознание, что я могу сделать что-то осязаемое и полезное, меня вдохновило. К тому же, как оказалось, это отличная среда для нетворкинга.
В проекты приходят специалисты из разных сфер, и это всегда очень интересные, наполненные и увлеченные люди. А еще это возможность своего профессионального развития и роста, прекрасная строчка в резюме. Я рада, что todogood развивается, количество проектов растет, и я всегда с удовольствием делюсь информацией об их прекрасной команде и проектах".
Революционная идея
"Я погрузилась в интеллектуальное волонтерство, когда моя подруга сама создала НКО. Мне очень понравились атмосфера, неравнодушные люди, которые с огромным энтузиазмом подходили к делу, хотя это была некоммерческая история. Они жили этим! И я подумала, что те навыки и опыт, которые я применяю на работе и за которые получаю зарплату, могли бы принести огромную помощь тем, кто делает такие важные вещи для общества, но не может нанять специалиста вроде меня. А потом я совершенно случайно узнала про todogood и поняла, что это революционная идея. Помогать знаниями социальным предпринимателям, которые несут такую важную миссию. Да, говорят, что пожертвование и в 100 рублей может кого-то спасти, но я могу потратить 10 часов в неделю, и это принесет неизмеримо больше пользы", – рассказывает свою историю Анна Павленко, которая была тимлидом проекта "ТиБож".
Обувная фабрика "ТиБож" (Красное Село) – лауреат конкурса "Социальный предприниматель – 2015". Беспроцентный заем от Фонда "Наше будущее" пошел на оплату аренды помещения, где оборудовано 23 рабочих места для людей с ограниченными возможностями. К 2019 году проект начал испытывать трудности.
"Проект был сложный. "ТиБож" находился в состоянии банкротства, и чтобы вывести его из этого состояния, требовались большие инвестиции. Мы проанализировали ситуацию, чтобы вывести предприятие в рабочее состояние. Проработали вопрос, как они могли бы привлечь инвестиции, дали рекомендации для поиска инвесторов и выстроили концепцию и стратегию выхода на рынок, когда инвестор найдется, – рассказывает Анна Павленко. – Хотя Станислав Сорокин – директор и вдохновитель фабрики – пока еще не нашел инвестора, но мы помогли вернуть ему веру в свой бизнес и в себя, он не оставляет эти поиски, и мы по-прежнему общаемся. Это было мое решение. Я не могу оставить его без необходимой поддержки. Ведь история "ТиБож" уже стала частью и моей жизни".
Дело, в которое верят
CandleBar – это свечная мастерская, где трудятся "особенные" мастера. От интеллектуальных волонтеров todogood им только предстоит получить помощь.
"Это очень нужный проект для создания инклюзивного общества. Он особенно ценен тем, что компания работает над созданием самоокупаемой модели, при которой люди с нарушениями развития и инвалидностью смогут вести более полноценную жизнь, иметь достойную работу с включением в общество, не полагаясь на поиск доноров и грантов. С моей точки зрения наиболее ценным для CandleBar в ходе проекта будут знания и опыт в области финансового и операционного планирования, стратегии каналов продаж и работы с ключевыми клиентами и онлайн-аудиторией. Это довольно обширные, емкие области ведения бизнеса, их понимание необходимо для построения стратегии роста как финальной цели проекта – но я вижу, что todogood подобрал для проекта очень сильную, высокомотивированную команду профессионалов, уверена, они справятся с задачей", – рассказывает ментор проекта CandleBar Ирина Хабибулина.
Если тимлид проекта выступает неким организатором команды, то ментор проекта, по словам Ирины, – это скорее наставник, который помогает команде с направлением работы, идеями, советами по их проработке. А также в целом поддерживает команду, старается всегда быть рядом, когда ребятам потребуется помощь.
"Я участвую в проектах todogood с 2018 года. До этого была волонтером в разных организациях, в том числе помогала детям с онкологическими заболеваниями, – рассказывает Ирина о себе. – todogood привлек возможностью использовать профессиональные знания и навыки для социальных изменений, помочь организациям, нацеленным на решение социальных проблем, стать успешнее. Благодаря проектам todogood я встретила много прекрасных людей: волонтеров, сотрудников НКО и социальных предпринимателей. Это люди, которые искренне хотят сделать мир лучше, вкладывают свои силы, энергию, средства в то дело, в которое верят, – это необыкновенный, незабываемый опыт".
Настоящие герои
"Моя история pro bono (волонтерство с помощью ума или профессиональных навыков. – Прим. ред.) началась как очень личная. Год назад от рака умер мой дедушка, очень важный для меня человек. Он ушел так быстро, внезапно... И знаете, как говорят, мол, не успел все сказать и сделать. Вот и я не успел. И стал искать возможность помочь другим узнать о борьбе с онкологией как можно больше, чтобы люди могли провести как можно больше времени с близкими. Так я познакомился с todogood и от платформы начал сотрудничать с благотворительным фондом «Настенька», который помогал онкобольным детям. Благодаря todogood я узнал о проблемах некоммерческого сектора. Раньше моя помощь ограничивалась денежными переводами для детей и животных, но оказалось, что социальных проблем намного больше. А главное, есть люди, которые их решают! Я тоже захотел быть по-настоящему причастным к созданию социальных изменений, чтобы вместе с единомышленниками менять мир к лучшему, – как бы пафосно это ни звучало", – рассказывает тимлид проекта CandleBar Юрий Толкачев.
CandleBar для него стал первым проектом в области социального предпринимательства и пятым в целом с todogood. "Когда я познакомился с социальными предпринимателями из проекта CandleBar, понял – вот где люди-герои, – говорит Юрий. – Бизнесом в нашей стране и так не просто заниматься, а им удается успешно нести свою социальную миссию и на равных конкурировать с основным рынком. Работа с такими людьми невероятно вдохновляет".
Обычно работа консалтингового проекта, по словам Юрия, начинается с того, что представители организации, в случае CandleBar это Оксана Борисова и Игорь Ананьев, озвучивают ту задачу, которую они хотят решить. Далее в рамках первой встречи волонтеры стараются выявить истинную потребность организации, понять какие задачи стоят перед ней и с какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться. Затем команда анализирует текущие финансовые показатели, бизнес-процессы компании, исследует рынок и деятельность компаний-конкурентов. Разрабатываются варианты решения поставленной задачи (гипотезы). Далее каждая гипотеза оценивается с точки зрения ее актуальности и применимости для организации заказчика. После команда проекта вновь связывается с представителем заказчика для согласования финальных гипотез и разработки детального плана работ.
"Вовлеченность в проект происходит колоссальная, – говорит Юрий. – В среднем каждый участник команды тратит 8–10 часов в неделю. Этого не стоит пугаться. Наша работа на самом деле очень вдохновляет. Pro bono позволяет не только улучшить мир, но и дает возможность развить свои компетенции, познакомиться с множеством ярких профессионалов из различных областей. Ты не просто жертвуешь куда-то деньги, а шаг за шагом осознаешь изменения через свой личный вклад".
В сторону комфортного общества
"Я люблю совмещать разные виды отдыха, деятельности и работы. Иногда это коммерческие проекты, иногда pro bono, но участие в них всегда дает очень большую отдачу и помогает дальше развиваться. Сейчас есть множество возможностей помогать интересным проектам: от классического волонтерства до социального инвестирования, от осознанного потребления до интеллектуального волонтерства. Однако если есть внутренняя потребность делиться именно опытом, инструментами и механиками, то интеллектуальное волонтерство дает такую возможность. Для меня это не совсем помощь конкретному бизнесу или НКО, это движение в сторону общих целей с людьми, которые разделяют те или иные ценности", – рассказывает тимлид проекта "Лекотека" Анна Горман.
И одна из таких ценностей – это как раз миссия инклюзивного развивающего детского центра "Лекотека" (Сыктывкар). "Инклюзивное образование, а значит, действительно обеспечение делом, а не словом равного доступа к образованию и развитию с учетом индивидуальных особенностей – это важный шаг к более сбалансированному и устойчивому обществу в целом", – считает она.
Проект стартовал недавно, и команда с центром еще проходят совместный путь. Основное направление работы проекта, по словам Анны Горман, – разработать коммуникационную стратегию для всех заинтересованных лиц, максимизировать эффект текущей деятельности за счет правильно выстроенных коммуникаций. "И нашим проектом все не закончится, ведь по результатам проекта будет предложена дорожная карта внедрения совместно найденных решений и идей", – говорит она.
Фото: shutterstock, открытая группа "Медикор" facebook, открытая группа "ТиБож" facebook, Высшая школа брендинга, открытая группа Honey Candle Bar Вконтакте, открытая группа "Лекотека" Вконтакте.
Автор: Наталия Гладкая
Дата публикации: 2 июля 2020
#волонтерство #pro bono #консалтинг #todogood1581 0