Шок и новые продукты: подводим первые итоги пандемии

Эта статья о том, как талантливые люди, социальные предприниматели, во время очень тяжелого периода самоизоляции и полной неизвестности сумели, словно кошка, "перевернуться на четыре лапы" и "упасть" максимально жизнеспособно – с новыми кейсами и продуктами. Это истории людей, которые не растерялись, не запаниковали, а искали и нашли решения для адаптации к новым условиям. Это история о вызове, который был принят.

Новые туры, пицца-Калининград и янтарная "Скрыня"

"Конечно, было непросто", – рассказывает социальный предприниматель из Калининграда Наталья КазаковаЕе центру промышленного туризма и профориентации "Профи-Тур" пришлось отменить 50 туров. Это и понятно. Школьники перешли на дистанционное обучение, а предприятия, на которые "Профи-Тур" осуществлял экскурсии, закрылись из-за эпидемиологической ситуации . Однако, для Натальи и ее команды это время не стало вынужденным отдыхом.

"Во время самоизоляции мы начали озвучивать 12 фортовых аудиотуров. Что это такое? Калининград сверху похож на пиццу: в центре бывший дворец, - сейчас на его месте Дом Советов, - а вокруг него на расстоянии 6 – 8 км расположены 12 фортов (подробней об одном из удивительных бастионов Калининграда можно прочитать здесь). Писатель Александр Вин написал тексты к каждой точке маршрута, а их около 250-ти, и сейчас мы приглашаем актеров и ведущих для озвучивания точек аудиогида от Дома Советов к каждому форту. Турист может взять аудиогид и самостоятельно пройти эту экскурсию. Аудиогид – бесплатный. Но возможна реклама кафе, отелей, ресторанов или магазинов, которые будут встречаться по пути. Для таких организаций мы напишем истории, озвучим и встроим в наши маршруты. Например, проходит человек мимо кофейни, а в аудиогиде рассказывается про истории и легенды этого места", – объясняет Наталья.

Вторым направлением работы стало производство новогодних янтарных елочных украшений. "Называться проект будет "Скрыня", это слово означает сундук, ларец, в котором прячут что-то ценное, – рассказывает предприниматель. - У нас будет "спрятана" информация о местных сувенирах. Мы планируем наладить их бесконтактную продажу. Идея такая: человек по работе или на отдых приехал в Калининград, но не успел купить сувенирную продукцию. Он видит в отеле или апартаментах наш каталог, выбирает, звонит, и курьер доставляет ему "Скрыню" с сувенирами".

Видимо, придется менять и формат экскурсий на какое-то время. Центр начинает практиковать локальные программы под индивидуальных посетителей. Если раньше коллеги Натальи собирали группы и организованно везли в автобусе их на предприятие, то эпидемиологическая ситуация диктует другие правила. Люди будут приезжать к месту начала экскурсии на своей машине. Ориентированы будут такие экскурсии скорее на семьи и группы друзей.

От ядерной физики до иностранного языка: онлайн-курсы на любой запрос

Новый онлайн-продукт экстренно запустила и Школа астрономии kantrSkrip. Проект планировали еще с прошлой осени, но все время откладывали, кризис же заставил двигаться стремительно, решать вопрос с доменным именем, системой онлайн-платежей и т.д. В итоге появились 10 новых курсов по 32 академических часа каждый.

По словам руководителя Школы астрономии Ксении Кантор, новый онлайн-продукт включает курсы для подростков по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, олимпиадной астрономии, а также курсы для взрослых по астрономии, планетологии и космологии, по квантовой и ядерной физике, теории вероятностей и игровой комбинаторике и др.

Для языковой сети "Полиглотики" непростое время самоизоляции стало возможностью обкатать новый онлайн-продукт. Свою платформу дистанционного обучения компания начала создавать до коронавируса, еще в 2019 году. В компании считают, что сильных педагогов по иностранному языку в глубинке найти трудно, поэтому дети из маленьких городов и сел зачастую не имеют возможности получить качественное языковое образование. Именно для них и разработали систему онлайн-тренажеров, онлайн-игр и видеоуроков. Предполагается, что стоимость занятий будет гораздо ниже, чем офлайн.

Вместе проще

"Я извлекла много уроков из этого кризиса, – говорит Татьяна Штайдо , основатель сети частных детских садов в Ростове-на-Дону "Разумейка". – Раньше я все ресурсы концентрировала только на детских садах, думаю, это было неправильно. Надо учиться диверсифицировать риски и вести разные проекты или инвестировать деньги в сторонний бизнес".

Во время самоизоляции Татьяна Штайдо запустила серию образовательных вебинаров о том, как открыть и развить свой частный детский сад. И были продажи, причем из разных городов. Это был первый ее сторонний проект. А второй стартует в ближайшее время.

"Это будет аккаунт в Instagram и канал на YouTube "Все про садик" с полезным контентом для родителей дошкольников, - объясняет она. - Мы, как эксперты в дошкольном образовании, будем проводить прямые эфиры, вебинары, мастер-классы, приглашать различных специалистов - врачей, психологов, педагогов и предоставлять мамам максимально полезную информацию о том, как самостоятельно подготовить ребенка к детскому саду, грамотно закаливать, укреплять иммунитет и др. Думаю, что это будет и продвижение "Разумейки", и выход на новую аудиторию. В качестве монетизации – реклама экспертов и частных клиник, платные консультации и т.д. Это новый вид бизнеса, другой источник дохода. Пока я финансирую его сама, работают над проектом три человека, сейчас мы с командой проходим обучение техническим и медийным тонкостям. За время самоизоляции записали ролики на 2–3 месяца вперед".

Помимо этого, во время пандемии "Разумейка" вошла в группу частных садиков Ростова (в ней состоит около 30 организаций), которые поддерживают друг друга, выкладывают актуальную информацию, координируют действия и т.д.

Об аналогичной группе рассказывала и другой ростовский социальный предприниматель, руководитель частной стоматологии "Бобренок" Ирина Гусева.

Объединились в чат поддержки и социальные предприниматели Камчатки. В группе, которая называется "Я в деле", они помогают друг другу с рекламой, мониторят ситуацию, публикуют меры поддержки для бизнеса, да и просто морально поддерживают.

Даже спорт в прямом эфире

Настоящим открытием самоизоляции стал Zoom (про другие полезные сервисы для удаленной работы можно прочитать в статье "Топ-10 полезных онлайн-продуктов для удалёнки"). Очень многие предприниматели из числа тех, кто оказывает образовательные и даже спортивные услуги, перенесли занятия в онлайн с помощью этой платформы.

"Во время режима самоизоляции занятия по футболу в "Юниоре" перенесли в онлайн, –рассказывает основатель этой спортивной школы в г. Бор Роман Алексеев. – Через Zoom тренер показывал упражнения детям, в группах было не больше 10 ребят, а потом контролировал технику исполнения. Конечно, это были не удары по мячу или упражнения на обводку соперника, а на координацию и поддержание физической формы".

Занятия велись за небольшую плату, которая пошла не на прибыль школы, а на поддержку педагогов. И благодаря этому в том числе удалось сохранить весь коллектив.

За три дня перевела в дистанционный формат обучения школьников и воспитанников старших групп в детсадах Наталья Петрова, учредитель сетей детских развивающих центров "СЕМА" и частных детских садов "Вундеркинд", образовательного комплекса "Новая школа" (Иваново). "Это было и технически сложно, и возникли проблемы с цифровой грамотностью детей, родителей и педагогов. Мы столкнулись с сопротивлением сотрудников старше 45 лет – им пришлось выйти не то что из зоны комфорта, а практически в космос!"– говорит она.

Впрочем, для онлайн-занятий использовали не только платформу Zoom. Так Мария Калашникова из Казани, основатель студии семейного творчества "Вместе с мамой", использовала для этих целей Instagram. Причем для многодетных родителей и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья услуга была бесплатна, а для всех остальных за небольшие деньги.

Александра Севостьянова, руководитель сети спортивных детских школ "Академия Turbo" (Астраханская область) для онлайн-тренировок запустила специально созданную ее командой интернет-площадку. На самом деле кризис – это не конец, а новый виток развития. "Если посмотреть на эту ситуацию под правильным вектором, то ее можно превратить в дивиденды. Мы на то и предприниматели, чтобы быть предприимчивыми", – считает Севостьянова.

Фото предоставлено Татьяной Штайдо, Натальей Казаковой, Романом Алексеевым и Ксений Кантор

Автор: Наталия Гладкая

Дата публикации: 5 августа 2020

#социальные идеи #коронавирус #социальный бизнес

 1117   2  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно