Добро в рублях: как измерить социальный эффект

Социальное предпринимательство – это сплав двух движущих сил: предпринимательской энергии и стремления решить ту или иную социальную проблему. Если успешность бизнес-составляющей определить легко – фактом полученной прибыли, то каким образом измерить социальный эффект проекта? С таким вопросом сталкиваются не только социальные предприниматели, но и благотворительные фонды, некоммерческие организации и крупные компании, реализующие программы социальной ответственности.

Один из способов решения этой задачи – использование показателя SROI (Social Return On Investment – социальный возврат на инвестиции). Это подход, который позволяет измерять и учитывать социальные, экологические и экономические издержки и выгоды проекта. Метод помогает зафиксировать изменения, которые важны для всех вовлеченных сторон – бизнеса, общества и государства, и представить их в стоимостном выражении. Особенность методики SROI заключается в том, что изначально разные подходы и варианты измерения социального эффекта приведены к общим, понятным стандартам, которые помогают дать достаточно объективную оценку социальной ценности того или иного проекта. Деньги в анализе SROI – это универсальный способ выражения социальной ценности.

В России, да и в мире, методика измерения социального возврата на инвестиции применяется пока на уровне эксперимента. В 2018 году Фонд региональных социальных программ "Наше будущее" реализовал пилотный проект по использованию этой методики применительно к оценке воздействия поддержанных Фондом проектов социальных предпринимателей. Эксперты проанализировали и подсчитали социальный эффект 30 проектов в самых разных сферах: от образования до экологии и туризма.

О том, как проходило исследование, можно ли в рублях подсчитать положительный эффект для общества, мы спросили руководителя дирекции сопровождения проектов Фонда "Наше будущее" Екатерину Пикулёву.

Фонд решил провести исследование поддержанных им проектов по методике SROI. В чем главная особенность этого исследования?

Особенность – в том, что впервые в своей практике мы попробовали комплексно оценить эффект от деятельности поддержанных нами проектов в денежной форме, то есть монетизировать социальный эффект.

Когда впервые стали применять этот подход?

Методика расчета социального возврата на инвестиции применительно к социальному предприятию впервые была описана в 2000 году, а в современном виде она существует с 2009 года.

Почему у Фонда назрела необходимость провести подобное исследование?

Основная деятельность Фонда – инвестирование в проекты социальных предпринимателей. При этом мы ставим две задачи: вернуть средства, с тем чтобы инвестировать их в новые проекты, и добиться ощутимого социального эффекта. Когда у тебя есть возможность что-то измерить, подсчитать, то получаешь возможность этим управлять. Мы как Фонд заинтересованы в максимизации положительного эффекта для общества от наших инвестиций.

Какие проекты включили в исследование?

Мы изучили 30 проектов социальных предпринимателей во всех сферах, которые мы поддерживаем: дошкольном и дополнительном образовании, культуре, искусстве, производстве товаров и оказании услуг для социально незащищенных групп, трудоустройстве инвалидов, здравоохранении, экологии, социальном туризме и спорте. Мы хотели понять специфику оценки применительно к каждой из этих сфер деятельности.

В какой из сфер деятельности социальный эффект оказался наибольшим?

Мы увидели, что наибольший показатель социального возврата на инвестиции дали проекты в сфере медицины: показатель SROI в четырех оцененных нами проектах составил в среднем 5,8 рубля на каждый вложенный рубль. Также высокую социальную отдачу показали детские развивающие центры и организации в сфере помощи пожилым.

Сколько времени потребовалось на все исследование?

Исследование трудоемкое – заняло почти год. Основное время ушло на анкетирование и сбор данных, а также на разработку методик оценки каждого социального предприятия.

Устроила ли вас методика SROI? Решает ли она ваши задачи и будете ли применять ее в дальнейшем?

Главный результат исследования: мы подтвердили, что с помощью этой методики перевода нефинансовых показателей в финансовые можно подсчитать суммарный положительный эффект от проекта и сравнить его с осуществленными инвестициями. Недостатки методики обусловлены нехваткой статистических данных и проверенных методов монетизации социального эффекта. В связи с этим итоговая оценка может сильно изменяться в зависимости от подхода оценщика. Кроме того, некоторые социальные эффекты по объективным причинам могут проявиться только в будущем, например это ярко выражено в дошкольном и дополнительном образовании, поэтому их нельзя в полной мере учитывать в оценке. Еще один фактор, затрудняющий применение методики, – высокая трудоемкость, а следовательно и высокая стоимость исследования.

В дальнейшем мы планируем исследовать другие существующие методики оценки социального эффекта.

Автор: Кирилл Ольгинский

Дата публикации: 22 января 2019



 3094   4  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно