«Готовность к инвестициям» от «Импакт Хаб» и Unreasonable Institute — 5-дневный курс о привлечении капитала в ваш социальный бизнес

В ноябре «Импакт Хаб» («Impact Hub») - сообщество социально-ориентированного бизнеса и международная площадка для обмена опытом запускает новую программу для социальных предпринимателей, созданную на базе американского Unreasonable Institute. Мы поговорили с соосновательницами «Impact Hub Moscow» Екатериной Халецкой и Анастасией Маркеловой-Гавриш об их новой лаборатории «Готовность к инвестициям». Какие типы капитала существуют? Откуда взять деньги? Как заинтересовать инвестора? Как строить отношения с экспертами? На все эти вопросы Екатерина и Анастасия предлагают найти ответы с помощью своей интенсивной Unreasonable Lab.

Расскажите о вашей последней поездке. Где вы побывали, чему научились?

Анастасия:

В штате Колорадо неподалеку от Денвера есть город Боулдер — это место дислокации головного офиса Unreasonable Institute, организации, которая занимается развитием предпринимателей, ориентированных на социальное воздействие. Их основная миссия — помочь тем предпринимателям, чей бизнес ориентирован на решение глобальных социальных проблем. Чтобы было понятнее, речь идет о масштабных проектах, которые воздействуют на большое количество людей — от миллиона человек и выше.Раньше ребята проводили шестинедельную международную акселерационную программу, которая так и называлась — Unreasonable Institute. Они собирали всех социальных предпринимателей у себя, а затем подумали: зачем мы возим всех в одно место, когда большего результата достигнем, если просто поможем локальным командам проводить похожие программы на местах. Да, может быть, они будут короче, но за счет того, что мы найдем тех, кто будет передавать наши знания на местах, мы сможем вовлечь в программу большее количество социальных предпринимателей. Так появился пилотный проект по проведению лабораторий в других странах. Недавно в числе их появилась и Россия — мы буквально на днях запустили сайт

Нам важно было взглянуть своими глазами, каким образом Unreasonable Institute формирует сообщество из предпринимателей, экспертов и инвесторов, как работает со своими экспертами, которые реализуют часть программ, какая вообще специфика у этой программы. Поэтому мы собрались и сами поехали в Денвер, столицу штата Колорадо, в котором институт проводил одну из своих узкоспециальных программ.

А потом мы заехали в Боулдер. Это очень интересное место. Все знают о Сан-Франциско и о феномене Кремниевой долины. В Долине несколько городов, в которых, как принято считать, есть все составляющие успеха: здесь инвесторы, тут предприниматели, там университеты. Есть возможность приехать и неподалеку найти всех, кто тебе нужен. В Боулдере похожая среда для предпринимателей.

Екатерина:

Один из сотрудников Unreasonable Institute несколько лет назад приезжал к нам и порекомендовал книгу Брэда Фелда про развитие экосистемы предпринимательства в Боулдере — Building Ecosystems for Startups. В своей книге Фелд описывает, как в городе с населением в сто тысяч человек можно создать питательную среду для развития стартапов. Каждый человек, который туда приезжает, может организовать что-то свое или присоединиться к чужому проекту. В Боулдере проходит множество митапов (Встречи предпринимателей, инвесторов и экспертов. — Прим. ред.), все мероприятия инициируют и проводят сами предприниматели, с нуля до получения инвестиций и после. Мы съездили в Боулдер всего на несколько часов, увидели названия компаний, о которых раньше читали в книге Фелда. Конечно, во встречах мы не участвовали — слишком недолгим был визит.

Чем отличается Unreasonable Institute от «Импакт Хаб»? Если я правильно понимаю, вы раньше использовали исключительно программы «Импакт Хаб», а теперь еще и Unreasonable Institute.

Анастасия:

Мы занимаем все-таки уникальную нишу. «Импакт Хаб» построен на идее сообщества: мы объединяем предпринимателей и других игроков на рынке, связанных с социально ориентированными бизнесами. Это модель клубного типа. Что же касается программ — мы просто ищем то, что будет работать на нашей почве лучше всего. И любую программу, какую бы мы ни выбрали, мы все равно на 70–80% адаптируем к местным реалиям: перерабатываем ее содержание, ищем то, что актуально именно для наших предпринимателей. Почему мы хотим провести программу вместе с Unreasonable Institute? Потому что у них большой опыт по поддержке социально ориентированных бизнесов и социальных предпринимателей — от А до Я. Нам было интересно попробовать, как это работает. Тщательно прописанное содержание, проработанные схемы: как работать с экспертами, с поиском предпринимателей. У UI отличный подход к масштабированию своих программ: они просто набирают локальные команды, которые отвечают их ожиданиям, нравятся им ценностно, обладают соответствующими ресурсами и дают им портфолио программ для реализации.

Вы собираетесь адаптировать для нас ту программу, в которой участвовали? Или это был пробный шар — «посмотреть, как вообще», а здесь вы будете использовать другие программы?

Анастасия:

Специфика программы, в которой мы участвовали, в том, что она нацелена на определенную индустрию. А наша первая лаборатория, которая откроется в ноябре, соберет предпринимателей из разных областей. Содержание программы, которую мы видели в Денвере, не совсем совпадает с тем, что будем делать мы, но некоторые вещи являются для обеих программ сквозными. Например, мы включили в обсуждение партнеров, которые дают обратную связь и помогают предприятиям формировать стратегию и решать тактические вопросы. Совпадают также длительность программ, 5-дневный формат и ритм. В обеих программах также участвует большое количество фасилитаторов (Человек, участвующий в общем обсуждении и поддерживающий его в рабочем состоянии. — Прим. ред.) Мы наблюдали за тем, как это реализуется «широкими мазками» — и адаптировали под себя.

То есть речь в данном конкретном случае не о контенте, а о механике?

Анастасия:

Скорее да, хотя какие-то принципы мы сохранили и в контенте. Наш самый любимый — в той лаборатории, в которой мы участвовали, очень большое внимание уделялось быстрому прототипированию и обучению на его основе. Для нас с Катей это был инсайт. Одним из тренеров был Том Чи, возглавлявший рабочую группу, которая для «Гугла» делала Google Glass. Он вел 2 тренинговых дня из 5 и давал методику, которую использовал для создания своих «очков» и на которой он в целом специализируется. Он проводил ее для группы предпринимателей, вместе с экспертами. Было очень интересно наблюдать изнутри, как это работает. Методика позволяет по-новому взглянуть на продукт и обучаться с очень высокой скоростью. Том доводит это до абсурда: каждые 5 минут вы делаете прототип и каким-то образом его меняете. И если вы сделали, скажем, 50 прототипов, то ваш уровень обучения достигает высоких показателей за короткое время, а вы ведь еще даже не вышли на рынок! На программе он просит предпринимателей прямо из подручных средств смастерить продукт или услугу, которые тут же проверяются на фасилитаторах программы, а на основе полученной обратной связи прототип корректируется. Хотим на какую-нибудь из наших программ в будущем тоже пригласить Тома Чи с такой методикой.

Екатерина:

Добавлю, что нам важно было также посмотреть на общее отношение и на подход к делу. На 4-й день на программу пришли 40 потенциальных инвесторов. Они сидели там целый день. И это, конечно, было очень круто, потому что участников программы тоже 40. Создалась уникальная ситуация формата 50 на 50: представители крупных компаний, инвестиционных фондов пришли и провели целый день с участниками. Было интересно поучиться у UI подходу к общению с этими людьми, понять, как им удалось их привлечь в таком количестве.

А в чем ключевой момент во взаимодействии с этими инвесторами, менторами? Как с ними выстроить такие отношения? В Штатах просто степень развития рынка выше или есть какой-то универсальный «пятый элемент»?

Екатерина:

Конечно, степень развития рынка выше, но все-таки они точечно, адресно работают с партнерами, фондами, наставниками, инвесторами. Сотрудница команды UI рассказывала нам, что, во-первых, она разослала приглашения всей своей обширной базе, которую долго собирала по рекомендациям. С теми, кто откликнулся, она поговорила лично, а затем дважды разослала напоминания. С каждым у нее было личное общение, каждого она адресно проинформировала, что будет происходить, когда и почему его присутствие так важно. Не просто один раз позвала на авось — придут, не придут. Кроме того, у них мало презентаций — превалирует интерактивный формат, когда эксперты участвуют в прототипировании и тестировании продукта, симуляциях встреч и предоставляют качественную обратную связь.

Анастасия:

Мы не всегда могли понять, кто в зале социальный предприниматель, а кто инвестор, а это могли быть инвесторы с серьезным портфолио инвестиций. Мы пришли с утра на третий день, а в зале сидело в два раза больше людей, и было ощущение, что они все объединены одной задачей и понимают, что по отдельности не смогут решить какой-то важный вопрос, а вот вместе — смогут, так что они находятся на равных позициях, ведь у них есть общая цель. Мы стараемся так же работать со своими партнерами — ищем тех, кто разделяет наши ценности, кому близка идея помощи предпринимателям, которые потом решают проблемы в конкретном городе и сообществе. Мне кажется, что если есть общая идея, то границ уже нет. У кого-то есть деньги, а у кого-то в голове — решение проблемы или просто время и желание. И они должны работать вместе, потому что это единственный способ решить проблему.

Какие проекты слушателей курса вам запомнились больше всего?

Екатерина:

Мне больше других запомнился проект Sproutel, который учит детей-диабетиков правильно выбирать продукты. Сделали обучающую игрушку — медведя с экранчиком на животике. К этому животику можно подносить продукты, и он показывает, насколько высоко в них содержание сахара. Эту игрушку можно и в семье, и в школе использовать. Еще были проекты по организации детских садов при бизнес-центре. Были команды, которые работают с педагогами и повышают их квалификацию.

Как вы будете внедрять полученные знания? О чем будет курс в ноябре?

Анастасия:

В принципе мы начали эти знания внедрять сразу же — при работе над своей программой. Наш 5-дневный курс в ноябре будет направлен на бизнесы на разных стадиях. Основная цель — это помочь им быть готовыми к тому, чтобы в следующие 6–12 месяцев принять инвестиции. Программа смещает фокус с «мне нужно отточить презентацию и пойти выступить перед инвестором и получить деньги» (что на самом деле далеко от реальности) на «мне нужно понимать, куда я иду, куда я хочу прийти через год, пять, десять лет, какова теория изменений моего бизнеса». Как выглядит мой финансовый план? Какие денежные инструменты мне подходят, сколько денег мне нужно или мне не нужно на самом деле ничего вообще? Инвестора какого рода я ищу? А может быть, мне нужен партнер? А может быть, беспроцентный заём? Тогда — сколько, когда, в каком формате. Это все можно понять, только если я понимаю, куда иду. Что с вот этими деньгами я изменю миллион жизней, а вот с этими — сотню.

Для нас важно сместить акцент с питча на диалог. В программе есть день общения с потенциальными инвесторами, у которых уже есть опыт и которые готовы дать обратную связь предпринимателям.

Как записаться?

Анастасия:

Набор открыт: unreasonableinstitute.org. Мы готовим логистику и контент, ищем людей, которым будет интересно проспонсировать бюджет программы или поучаствовать в ней в качестве экспертов. Предприниматели могут поучаствовать в программе по вполне доступной цене.

Провокационный вопрос: готовы ли наши инвесторы в России к подходу как в UI: быть открытыми — к диалогу, к взаимодействию? Получится ли у нас 50 на 50 или для этого нужно сначала 80 на 20?

Екатерина:

Наверное, инвесторы пока не совсем готовы, но ждать готовности инвесторов — это тупиковый путь. И хотя мы программу и назвали «Подготовка к инвестициям», это все-таки в первую очередь программа по привлечению капитала, а он может быть не только от инвесторов, но и от компаний, фондов, частных лиц. Мы говорим не столько про инвестиционные фонды, сколько о том, какой капитал может привлечь социальный предприниматель и в какой форме. И вот тогда, если расширить, вполне может получиться соотношение 50 на 50.

А вы будете до программы открывать, кто эксперты?

Анастасия:

Сейчас уже есть лонг-лист, некоторые эксперты уже на сайте.

Как представитель вашей целевой аудитории я вам аплодирую и хочу, чтобы все получилось. И уже заполняю заявку! А всем заинтересованным спешу сообщить, что запись на программу уже открыта, и если вы хотите участвовать в ней как руководитель проекта, ментор, волонтер, спонсор или инвестор, то просто пройдите по ссылке и нажмите на большую розовую кнопку «Подать заявку» в самом верху страницы.

Автор: Мария Иванова

Дата публикации: 3 октября 2016

#Impact Hub Moscow #social investing

 1171   157  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно