Импакт-инвестиции: опыт Америки
В ноябре 2019 года в США прошла 30-я конференция SRI, посвященная рынку импакт-инвестиций. Руководитель департамента социальных и благотворительных проектов Фонда "Наше будущее" Станислав Заботин посетил ее и поделился с порталом "Новый бизнес" тем, как в Америке оценивают импакт-инвестиции.
Рынок финансового консультирования
SRI Conference (Sustainable and Responsible Investments, в переводе означает "устойчивые и ответственные инвестиции") проходит уже более 30 лет и объединяет инвесторов, владельцев и управляющих активами, финансовых консультантов, аналитиков и социальные предприятия. Конференция организуется Folio Financial, которая разрабатывает IT-решения для рынка финансового консультирования в США, – не удивительно, что среди участников преобладают финансовые консультанты (70–80% от общего числа посетителей). Конференцию посетили около 1200 человек из всех штатов США, также участники приехали из Индии, Австралии, Канады, Нидерландов, Великобритании, Таиланда и России. Интересный факт: согласно отчету форума по устойчивым и ответственным инвестициям US SIF, 1 из 4 вкладываемых профессиональными участниками финансового рынка долларов приходится на импакт-компании.
В США рынок финансового консультирования регулируется государством и представляет собой индустрию с оборотом в $57 млрд, в отрасли действуют около 108 тыс. компаний. Консультанты занимаются финансовым планированием, формированием инвестиционной стратегии и портфеля, могут выступать в качестве брокеров или доверительного управляющего.
Крупные инвестиционные компании, такие как Goldman Sachs, Vanguard, Black Rock, Natixis, разрабатывают массовые продукты по импакт-инвестированию, которые в дальнейшем продают финансовые консультанты. При этом последние не ограничиваются продажей готовых решений: большинство создают собственные платформы, позволяющие их клиентам выбирать объекты инвестирования, управлять рисками и оценивать потенциальную возвратность и воздействие от вложений. По этой причине финансовые консультанты играют ключевую роль в развитии рынка импакт-инвестиций.
Прагматичный подход
Представители крупных инвестиционных компаний отмечают интерес к импакт-инвестированию и говорят о том, что создают для своих клиентов специальные продукты. Однако для них это всего лишь один из сегментов рынка: они не готовы менять бизнес-модели и отказываться от инвестиций в компании, которые не соответствуют или противоречат Целям устойчивого развития ООН, на которые в Америке ориентируются импакт-инвесторы.
Американцы относятся к социальным инвестициям не как к чему-то абстрактному, а как ко вполне конкретному и измеримому, влияющему на бизнес. Поэтому на конференции говорили о рисках тех компаний, которые не готовы менять свои модели в соответствии с вызовами времени. В пример приводили реконструкцию здания, повышающую энергоэффективность. Социальное воздействие заключалось в снижении эмиссии углекислого газа на 38%, а экономия на эксплуатации составила $4 млн в год. Таким образом, финансовые менеджеры доказывают, что импакт-инвестиции – это не просто история про ценности, но и про конкурентоспособность компаний и их инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе.
Спикеры говорили о том, что лишь незначительная часть инвесторов руководствуется ценностями при принятии решения об инвестировании – для них главное, чтобы их деньги были направлены на финансирование компаний, содействующих достижению ЦУРов. При этом подавляющее большинство не готово поступиться доходностью. Отсюда и берется "материалистический" подход к социальным инвестициям: инвесторы хотят знать, в чем конкретно выражается социальный эффект, чтобы можно было принять взвешенное решение.
Из-за "материалистического" подхода к импакт-инвестициям постоянно проводятся исследования, сравнивающие их с традиционными вложениями. При этом отбор проектов для социальных инвестиций аналогичен отбору других – им не делается никаких преференций. В итоге инвесторы готовы вкладываться только в крупные компании, поэтому существенная доля проектов остается за бортом. Например, крупные игроки не рассматривают инвестиции в образование, FinTech и иные отрасли, куда сложно вложить сразу свыше $100 млн.
Такой подход приводит к большому разрыву между спросом и предложением капитала на стадии стартапа и раннего развития социальных предприятий. Социальные предприниматели из списка Forbes "30 социальных предпринимателей до 30 лет" сделали на этом основной акцент в своих выступлениях. Они говорили о том, что на ранней стадии социальному бизнесу нужны гранты, а на стадии расширения – долгие и дешевые заемные деньги. Рыночные ставки не дают им возможности развиваться.
Кроме того, во многих сферах недостаточно статистики, которую требуют инвесторы. В связи с этим ряд профильных организаций обсуждают возможность законодательного закрепления обязанности компаний раскрывать больше информации по импакту. Сейчас имеется такая обязанность по эмиссии углекислого газа. И ряд компаний, такие как Unilever, отчитываются по этому показателю не раз в год, как требует законодательство, а раз в квартал для повышения прозрачности своей деятельности в области импакта. Это дает компаниям определенные преимущества в глазах инвесторов, которые могут оценивать эффективность реализации импакт-стратегии с большей периодичностью, чем у конкурентов.
Фото: https://www.solutionswithsonya.com/
Автор: Евгения Пикулёва
Дата публикации: 18 декабря 2019
1564 2