Социальные предприятия Южной Азии

На портале «Новый бизнес: социальное предпринимательство» был опубликован Обзор социального предпринимательства в Европе. Не меньший интерес вызывает самобытная история зарождения и развития социального бизнеса в Юго-Восточной Азии, действующего в совершенно иных социально-экономических и политических условиях.

Ведущую роль в южноазиатском социальном бизнесе — по размерам, организационной зрелости и общественному признанию — занимают микрофинансовые организации, которые, в свою очередь, стимулируют создание социальных предприятий в сфере борьбы с нищетой и устойчивого развития.

Социальные предприятия Южной Азии действуют в следующих отраслях:

  • производство экологически чистой энергии;
  • образование;
  • экология;
  • справедливая торговля;
  • товары повседневного спроса для беднейших слоев населения;
  • продовольственная безопасность;
  • здравоохранение;
  • жилищное строительство;
  • страхование;
  • информационные технологии / IT-услуги;
  • СМИ;
  • микрофинансирование;
  • развитие малого и среднего предпринимательства;
  • телекоммуникации;
  • транспорт, инфраструктура;
  • вода, санитария.

Социальные предприятия в Южной Азии, как правило:

  1. действуют на рынках, где люди зарабатывают от $1 до $3 в день и, соответственно, предлагают свои продукты и услуги с учетом подобного уровня доходов;
  2. работают в районах с плохой инфраструктурой (дорогами, электричеством и водой);
  3. находятся в среде, где для любой продуктивной деятельности необходимо заработать доверие местного сообщества, что требует времени.

Эволюция финансирования: от грантов к социальному бизнесу

Первые социальные предприятия, появлявшиеся в Азии, не имели доступа к дешевому финансированию. Начальный капитал формировался либо учредителями, их семьями и друзьями, либо с помощью банковского кредита. Некоторые получали гранты благотворительных фондов или религиозных организаций.

До сих пор большинство социальных предприятий в Азии регистрируются в форме некоммерческих организаций (НКО), чтобы отвечать требованиям фондов, выделяющих гранты социальному бизнесу.

Развитые страны Запада стабильно финансируют азиатские некоммерческие организации с социальной миссией. Таким образом, азиатские НКО конкурируют друг с другом, чтобы привлечь финансовую поддержку в виде грантов и пожертвований. Это по-прежнему очень популярная форма финансирования проектов с социальной миссией. Например, в Бангладеш насчитывается более 20 000 НКО, а в Индии и Индонезии это число в несколько раз больше.

Однако иностранная благотворительная помощь имеет свои ограничения: прежде всего редкость и непредсказуемость. К тому же эти средства недостаточны для масштабирования организаций и развивают у социальных предприятий зависимость от доноров.

Еще одним источником финансирования социальных предприятий являются религиозные организации. В Индии, Индонезии, Пакистане, Бангладеш, Малайзии, Сингапуре и Таиланде существенная часть населения — мусульмане, которые платят закят (обязательное ежегодное пожертвование одной седьмой части своих доходов). Часть пожертвований направляется на социальные цели, например на создание медресе для массового образования населения. Традиции финансовой взаимопомощи и коллективной солидарности также сильны и среди других южноазиатских религиозных общин: индуистов, джайнов, парсов, христиан, сикхов и буддистов.

НКО и коммерция несовместимы?

Первоначально общество и представители некоммерческих организаций Южной Азии скептически относились к идее предпринимательской деятельности как источника финансирования социальных организаций, воспринимая любую коммерческую деятельность НКО как отход от социальной миссии. В ряде стран существовали (и отчасти существуют) законодательные ограничения для привлечения финансирования третьего сектора на свободном рынке. Затем НКО получили право на ведение предпринимательской деятельности, продажу товаров и услуг, но ряд ограничений сохраняется. В частности, есть законодательные требования к некоммерческим организациям расходовать средства исключительно в рамках предоставленных грантов и держать деньги только на специальных сберегательных счетах, которые проверяются контролирующими органами. Кроме того, НКО, как правило, платят налоги с коммерческой деятельности. Например, в Бангладеш подлежит налогообложению любая коммерческая деятельность НКО, за исключением микрофинансирования.

Тем не менее сфера социального предпринимательства в Южной Азии неуклонно расширяется, что позволило частично снизить зависимость от благотворительного (в том числе зарубежного) финансирования. Например, организация Child Relief and You (CRY) («Помощь детям и ты») наладила производство поздравительных открыток и канцтоваров, направляя прибыль на деятельность по защите прав детей. Компания BRAC реализует ремесленные товары, производимые около 50 000 женщин в Бангладеш. Годовой оборот от этой деятельности компании составляет не менее 60 миллионов долларов. В последние годы в Южной Азии сложилась устойчивая динамика роста числа успешных самоокупаемых некоммерческих организаций. Многие НКО меняют организационно-правовую форму на коммерческую, чтобы продолжить деятельность в сфере социального предпринимательства.

Социальное предпринимательство в Индии

Показателен пример крупнейшего и наиболее населенного государства региона — Индии. Социальное предпринимательство как форма организации бизнеса приобретает в этой стране все большую популярность по сравнению с другими способами решения социальных проблем. Локомотивом социального бизнеса в Индии стало микрофинансирование. Сегодня это — работоспособная модель развития сельских районов, позволяющая эффективно бороться с нищетой, а также способствующая расширению прав и возможностей женщин.

Помимо микрофинансирования, социальные предприниматели в Индии занимаются следующими видами деятельности:
производство органических продуктов питания;
производство энергоэффективного оборудования для отопления и приготовления пищи;
децентрализованная выработка электроэнергии;
утилизация отходов, производство экологически чистых строительных материалов, решение экологических проблем;
производство биотоплива;
организация детских образовательных центров, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие и сохранение культуры малочисленных народов;
оказание медицинских услуг.

Правительство Индии в первую очередь поддерживает проекты в сфере устойчивого развития сельских районов. Примером может служить Институт энергетических ресурсов (ТЕRI). Это одна из крупнейших индийских некоммерческих организаций, занимающаяся развитием возобновляемых источников энергии, защитой окружающей среды и поддержкой малого бизнеса в этих сферах.

В ряде индийских вузов (Индийский технологический институт, Индийский научный институт) социальное предпринимательство входит в учебные планы и исследовательские программы. Ассоциация индийских торгово-промышленных палат при поддержке консульства США организовала серию семинаров и практических семинаров для продвижения идей социальных инноваций и социального предпринимательства.

Большой социальной проблемой для Индии является массовая миграция населения из села в город, где «новые горожане» оказываются без работы и жилья. Власти видят в социальном предпринимательстве один из инструментов решения данной проблемы, поэтому государство активно поддерживает органическое и устойчивое фермерство и мелкое предпринимательство в сельской местности. В Индии действует Центр социального предпринимательства.

Подготовлено по материалам:

  1. Исследования Национального университета Сингапура «СП в Азии: контекст и возможности», профессор Durreen Shahnaz.
  2. «Социальное предпринимательство в Индии: современные тренды и изменения», M. A. UDAY KUMAR & N. K. RAJALAKSHMI, Университетский колледж Мангалора.

Автор: Екатерина Бесшапошникова

Дата публикации: 25 сентября 2015

#социальное предпринимательство Юго-Восточной Азии

 1138   186  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно