Антипансионат как альтернатива дорогим домам престарелых

Средняя продолжительность жизни человека в мире выросла с 47 лет в 50-х годах ХХ века до 72 лет в 2017 году (в России — 71 год). Явление это, безусловно, позитивное, но естественным образом сопровождается увеличением доли пожилых поколений, что предъявляет новые требования к экономике, социальной сфере, культуре и так далее. Сергей Пономарев, посетивший целый ряд социальных предприятий Великобритании, рассказывает, как в этой стране, где средняя продолжительность жизни уже достигла 81,6 года, создают условия для активной жизни старших поколений.

Согласно прогнозам статистической службы Соединенного Королевства, к 2050 году 25% его подданных будут старше 65 лет. Неудивительно, что в стране растет число частных заведений для пожилых людей. То, которое мне довелось посетить, оказалось своего рода антипансионатом, так как ставит своей целью создание условий, чтобы пожилые люди как можно дольше могли жить самостоятельно. Название этого центра Staywell Service, что буквально можно перевести как «Будь в форме».

Автобусы для бабушек и дедушек

Городок Кингстон находится всего в получасе езды от Лондона: красивые улочки, симпатичные домики с газонами, неспешные жители, коих в городе насчитывается 250 тысяч. Не менее 500 из них ежегодно перешагивают 80-летний возраст.

Мой путь лежал к большому дому, спрятавшемуся за зеленой изгородью. Распахнулись автоматические двери, и я невольно приготовился вдохнуть запах старости, но вместо этого я почувствовал ароматы цветов и хорошего кофе. Меня приветливо встретил руководитель центра Шейн Бреннан (Shane Brennan), и через солнечный холл, в котором сидела группа пожилых дам, мы прошли в его кабинет, где и состоялась наша беседа.

Антипансионат Staywell Service является некоммерческой благотворительной организацией с 7 филиалами в пригородах Лондона, в которых в общей сложности работает 125 сотрудников и 200 волонтеров. Центр предлагает комплексное социальное обслуживание: как на своей территории, так и на дому. Каждое утро два автобуса собирают бабушек и дедушек со всей округи и привозят в Staywell Service. Здесь им предлагается целая палитра разнообразных вариантов проведения времени: игры, занятия, общение, лечебный массаж, услуги парикмахера. Можно посидеть в интернете, погулять в саду, принять душ, пообедать. Ужин, как правило, гости забирают с собой домой. Для каждого разрабатывается индивидуальная программа. Большинство клиентов приезжают сюда один-два раза в неделю — пообщаться, получить психологическую или реабилитационную помощь. Вечером автобусы развозят всех по домам. Тех, кто немощен, работники центра навещают дома: занимаются уборкой, покупают продукты, готовят, помогают принять ванну и так далее. Система, по которой работает Staywell Service, позволяет даже очень пожилым людям не переезжать в дома престарелых. Еженедельно услугами центра пользуется не менее 200 человек.

Кто, если не мы?

Первоначально в здании находился классический частный пансионат для пожилых. Причина перепрофилирования оказалась банальной. По словам Шейна Бреннана, произошло ужесточение законодательства: если раньше в подобных заведениях допускались общие для нескольких постояльцев ванные комнаты, то сегодня в каждой жилой комнате должны быть отдельные удобства. Оказалось проще и дешевле поменять формат предоставления услуг, чем перестраивать здание.

Кроме того, несмотря на конкуренцию, стоимость услуг классических домов престарелых с полным пансионом довольно высока даже по британскиммеркам — примерно 1100–1200 фунтов (85–95 тыс. рублей) в неделю, что обусловлено необходимостью получения медицинской лицензии и наличия штатных врачей. Из-за этого подобные услуги для большинства пожилых британцев недоступны, и они попадают в подобные пансионаты лишь в очень тяжелом состоянии, проводят здесь последние годы своей жизни, теряя все накопления. Формат, который использует Staywell Service, более демократичный и щадящий, а следовательно — социальный.

Население Кингстона стареет: если 10 лет назад средний возраст клиентов в Staywell Service был 75 лет, то сегодня — 85 и старше. Не все из них могут позволить себе пребывание в круглосуточном пансионате, но все нуждаются в помощи. «Кто о них позаботится, если не мы?» – задается вопросом Бреннан. Миссия антипансионата — поддерживать пожилых людей из всех социальных групп, а не только богатой прослойки.

За чей счет?

Экономика социального предприятия складывается из нескольких источников. Во-первых, это базовая плата за дневное пребывание в центре — 15 фунтов. Это очень низкая цена, которую удается удерживать лишь благодаря субсидиям от местной власти. Иначе стоимость составила бы минимум 60–70 фунтов и была бы не по карману многим гостям. Во-вторых, берутся деньги за дополнительные платные услуги: массажный кабинет, парикмахерскую, столовую, ванные комнаты с подъемниками, компьютерный класс.

С администрацией города заключен договор сроком на два года, по которому предприятию компенсируют часть затрат. Как благотворительная организация Staywell Service не платит несколько местных налогов. Органы власти заинтересованы в таком центре услуг, где пожилые горожане могут получать недорогую и современную помощь. К тому же благодаря деятельности антипансионата уменьшается число обращений в городские больницы, что серьезно снижает расходы местного бюджета.

Staywell активно занимается фандрайзингом, привлекая деньги бизнеса и местного сообщества. Большой вклад вносят волонтеры самых разных возрастов. Есть молодые, есть те, кому за шестьдесят, и при этом они активно помогают восьмидесятилетним. В центре работают не ради денег, это — команда единомышленников, которым не все равно, которые помогают другим, зная, что кто-то поможет им в будущем.

По словам Бреннана, мощным ресурсом является кооперация: порою, когда гостям требуются какие-то специфические услуги, в центр приходят специалисты из организаций-партнеров, а Staywell в свою очередь предоставляет партнерам свои автобусы. Кооперация позволяет экономить значительные ресурсы.

В помощь семье? Вместо семьи?

Единовременно в центре могут находиться до 50 человек. Приходится учитывать разные особенности, например нельзя, чтобы в один момент собиралось слишком много людей в инвалидных колясках, для них может не хватить персонала.

Отдельная проблема — клиенты с деменцией, которые требуют особого отношения (их здесь насчитывается до 110 человек). В Staywell Service много внимания уделяется работе с родственниками таких людей. Для них проводятся образовательные курсы, издаются специальные памятки. Вообще Кингстон считается городом, «дружественным к деменции», — большинство жителей знают, что это такое и как с подобными людьми обращаться. 
Шейн Бреннан особо подчеркнул, что благодаря Staywell Service пожилой человек не доживает свой век, а живет полноценной жизнью: видится с друзьями и соседями, общается, здесь его всегда готовы выслушать и помочь. В центре даже есть пара, которая сыграла свадьбу в 85 лет!

Серьезным подспорьем являются современные технологии. Пожилые все активнее пользуются интернетом, создают группы в социальных сетях, покупают специальные планшеты для возрастных пользователей. Социальное предприятие также старается соответствовать новым трендам, но никакие технологии не заменят человеческого отношения. Отчасти, по мнению Бреннана, им приходится заменять своим клиентам семью. По словам моего собеседника, времена традиционной семьи, где под одной крышей жило сразу несколько поколений, в Великобритании прошли. Люди разбросаны по всему миру, но продолжают оставаться семьей, выходят на пенсию после шестидесяти, но у них еще треть жизни впереди.

Славные британские традиции

Заниматься оказанием широкого спектра услуг для пожилых людей не просто. Как уже упоминалось, у Staywell Service нет медицинской лицензии, но существует множество стандартов волонтерской, социальной, информационной и иной деятельности, которым необходимо соответствовать. Организация сдает ежегодные финансовые и содержательные отчеты как НКО, периодически сюда наведываются аудиторы. Необходимо тщательно следить за соблюдением техники безопасности, санитарных норм и т.д.

Кроме того, готовятся отдельные отчеты для тех, кто пожертвовал деньги. Для этого была разработана специальная форма, состоящая из трех частей:

  • что обещали сделать в прошедшем году
  • что сделали
  • что собираются сделать в будущем году

Также отслеживается состояние каждого клиента: в каком состоянии поступил, какая помощь была оказана, текущее состояние.

Уже завершая нашу беседу, я, скорее формально, спросил, сколько лет работает Staywell Service. Оказалось, что в 2016 году центр отметил свое семидесятилетие! 70 лет непрерывной работы по уходу за пожилыми людьми: несколько поколений сотрудников, преемственность профессионального опыта, традиции! Как это по-британски! Центр стал неотъемлемой частью местного сообщества. Шейн Бреннан особенно гордится тем, что есть волонтеры, которые проработали в Staywell 30 и более лет. Люди помогают своим же соседям, понимая, что когда-то и сами будут нуждаться в подобной помощи. Будем надеяться, что социально-экономические условия в России позволят и нашим недавно появившимся частным пансионатам и центрам услуг для пожилых людей накопить столь же впечатляющий стаж непрерывной истории и уникального опыта.

Автор: Сергей Пономарев

Дата публикации: 9 августа 2017

#Британские заметки

 2270   23  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно