Babele – сеть неравнодушных инвесторов

Слова "социальное", "социальный" означают "общественный", "относящийся к жизни людей". Неудивительно, что социальное предпринимательство – это не только уникальные идеи и бизнес-модели, но и в первую очередь сообщество. Социальному предпринимателю трудно развивать свой проект в одиночку. Поддержка любыми видами помощи, благоприятная среда единомышленников критически важны для успешного развития социального бизнеса.

И это не просто слова. Например, основательница Кодабры (российская школа программирования, обучившая уже более 23 тыс. детей) Дарья Абрамова одной из главных причин своего успеха считает то, что на этапе старта проекта могла обращаться за бесплатной помощью к более опытным социальным предпринимателям. Доказано: в сообществе единомышленников социальные бизнес-проекты растут быстрее.

Именно с этой целью – образовать вокруг стартапов социального бизнеса благоприятную среду и тем самым помочь им стать на ноги – и была создана в 2013 году интерактивная интернет-платформа Babele. Сами создатели называют ее краудсорсинговой (От англ. crowd – "толпа" и source – "источник". – Прим. ред.) – по аналогии с такими ресурсами, как Kickstarter, Indiegogo или российская Planeta.ru. Только в Babele проектам помогают не столько деньгами (хотя возможность профинансировать понравившийся стартап тоже есть), сколько советами, обучением, идеями и связями.

Как это работает

Предприниматель регистрирует на сайте свой проект и формирует вокруг него сообщество: сотрудников, добровольных консультантов, партнеров, наставников, клиентов – всех, кому не безразлична обозначенная проблема и предложенное решение. Каждый вносит посильный вклад: кто-то помогает написать бизнес-план, кто-то бесплатно делает и размещает рекламу, первые покупатели тестируют услуги или товары и дают подробные отзывы, опытные предприниматели становятся менторами проектов-стартапов и так далее. В случае если стартапер сталкивается с серьезными трудностями, сообщество "друзей проекта" может собраться на экстренный виртуальный мозговой штурм для выработки оптимальных решений.

Доступ к платформе имеют также университеты, бизнес-инкубаторы и крупные компании. Они создают на ресурсе свои сообщества, состоящие из предпринимателей, экспертов, выпускников и потенциальных инвесторов, организуют учебные и информационные проекты.

Таким образом, Babele – это социальная сеть, образованная вокруг идеи поддержки особенно ценных социальных инициатив и проектов. Аналогия с классическим краудфандингом – прямая: члены сообщества Babele тоже инвестируют, только, как правило, не деньги, а свои знания, время и энергию. Но и деньги тоже. В России уже несколько лет действует схожий проект – "Банк социальных идей", инициированный Фондом "Наше будущее".

Babele - платформа "осторожных" стартапов

Процесс "выращивания" проектов на Babele чем-то похож на то, как в старину на селе всем миром помогали строить дома для молодых семей. Платформа объединяет интеллектуальные и организационные усилия самых разных людей, находящихся подчас на разных континентах, для помощи перспективным проектам, способным изменить жизнь к лучшему.

Кроме того, данный механизм позволяет осуществлять стратегию так называемых "осторожных" стартапов – реализовывать новые идеи без серьезных финансовых рисков, за счет того, что все ключевые решения можно предварительно обсудить с экспертами, опытными наставниками и потенциальными покупателями. Таким образом, Babele позволяет существенно снизить размер стартового капитала для старта социального бизнеса.

Еще одним преимуществом платформы является удобство тиражирования лучших практик. Сопровождая проекты, эксперты, наставники и консультанты видят их сильные и слабые стороны и в дальнейшем делятся накопленным опытом с другими стартаперами.

Проекты: от Африки до Женевы

Сегодня на платформе Babele представлено около тысячи проектов из десятков стран. Каждый проект разбивается на несколько блоков: "Проблема", "Бизнес-модель", "Дискуссии", "Ресурсы" и "Сообщество проекта". В каждом из них открыто свободное обсуждение. Участники могут не только предложить свои варианты решения или конкретную помощь, но и, например, подвергнуть сомнению саму постановку проблемы.

Так, автор проекта Mobilize – Africa (игра слов: mobilize одновременно означает и подключение к мобильной связи и увеличение возможностей), владелец небольшой продуктовой лавки в одной из африканских стран, сетует на то, что до 75% мелких торговцев Черного континента разоряются в первый же год из-за плохой организации поставки продукции. Хозяину магазинчика приходится чуть ли не ежедневно ездить на рынок для закупки продуктов и товаров мелкими партиями. Взять сразу большой объем он не может (нет свободных денег), приходится тратить на бензин, магазин же на время отсутствия хозяина, как правило, закрывается (а это потеря потенциальных покупателей) – и так по кругу. В итоге бизнес быстро прогорает. В то же время в Африке бурно развивается мобильная связь. Автор проекта предлагает использовать это обстоятельство для лучшей кооперации между небольшими магазинами и оптовыми поставщиками и снижения издержек малого бизнеса.

Авторы проекта Universal Design Learning Foundation обозначают следующую проблему: нередко студенты делают выбор в пользу той или иной специализации не осознанно, а по субъективным причинам (настаивают родители, недостаток информации, большая вероятность получить высокооплачиваемую работу и т.д.). На странице проекта идет бурное обсуждение способов решения проблемы.

Авторы проекта GrowSocial предлагают создать социальную сеть, которая помогала бы людям эффективно кооперироваться на местном уровне: покупать друг у друга здоровую, выращенную буквально в соседнем огороде еду, заказывать услуги (например, сосед-учитель дает уроки вашим детям, а вы чините его компьютер). Идея – снизить ненужные траты и неоправданное потребление, помочь окружающей среде и дать возможность людям заниматься любимым делом.

Лозунг платформы социального краудфандинга Babele: "Люди. Планета. Прибыль. Мы работаем над планом "Б" для бизнеса". Устойчивое выражение в английском языке "План "Б" означает создание альтернативы – на случай, если что-то пойдет не так. То, что в мире и в экономике многое идет не так, не новость. Babele – одна из попыток с помощью цифровых технологий объединить людей, желающих деятельно участвовать в решении острых социальных проблем с помощью механизмов социального предпринимательства и солидарности. Пока в сообществе Babele порядка 10 тысяч участников из 148 стран. По всей видимости, число подобных инициатив будет расти с каждым годом, превращая социальные сети в один из локомотивов развития социальной экономики.

Автор: Кирилл Ольгинский

Дата публикации: 16 марта 2018

#краудфандинг

 2250   94  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно