Социальное предпринимательство. Как создать экосистему

Почему в одних странах социальное предпринимательство быстро становится неотъемлемой частью повседневной жизни, а в других буксует? Чтобы ответить на этот вопрос, структуры Евросоюза запустили в 2012 году большое исследование, по результатам которого были выработаны четкие рекомендации.

В биологии есть понятие экосистемы – природного сообщества живых организмов, тесно связанных между собой в определенной среде. Экосистемами являются лес, степь, сельский пруд или коралловый риф. Современная развитая социальная сфера – это тоже экосистема, в которой общество, власти, некоммерческие организации, вузы, СМИ, социальные предприниматели и иные игроки дополняют друг друга, создавая среду, благоприятную для людей. Одними законами такую экосистему не построишь – нужна более тонкая «настройка».

Культура и структура

В 2012 году власти Евросоюза запустили пилотную программу по изучению факторов формирования экосистемы для предпринимательства и социальных инноваций под названием "Городская программа по социальному бизнесу". Исследование охватило 30 стран, были проведены сотни фокус-групп и тысячи интервью с социальными предпринимателями, что позволило понять на какой почве растут социальные экосистемы.

Как утверждают авторы исследования, все экосистемы формируются из двух частей. Назовем их условно материальной и нематериальной. Первая – это все, что касается целенаправленных усилий со стороны государства и профильных структур: принятие специальных законов, финансовая поддержка социальных предпринимателей, образовательные программы и тому подобные вещи. Нематериальные факторы касаются сложившихся социальных и культурных особенностей общества: о чем думают люди, на что они настроены и как привыкли действовать. Понятно, что нематериальную сферу регулировать намного сложнее.

Исследование показало, что для формирования экосистемы все-таки первичны именно нематериальные факторы. В странах, где традиционно развита предпринимательская культура и в обществе приветствуется социальная активность, благоприятная для социального бизнеса экосистема формируется даже без дополнительных усилий государства или каких-либо фондов. И напротив, выстраивание условий для социальных инициатив сверху далеко не всегда в итоге приводит к созданию действительно благоприятной среды. Впрочем, сам термин "экосистема" говорит о приоритете природных, естественных факторов. Идеальная же экосистема складывается там, где есть и настрой общества, и сформированная усилиями государства и ключевых игроков инфраструктура.

По наблюдению Льва Толстого, "все счастливые семьи похожи друг на друга". Все работающие экосистемы тоже имеют общие черты. В первую очередь они формируются там, где в обществе есть ярко выраженный запрос на такого рода вещи, как вовлечение в активную жизнь людей с инвалидностью и представителей социально незащищенных групп населения, где есть позитивное понимание роли социальных предприятий и некоммерческих организаций и массовый спрос на социальные услуги. Как говорит один из авторов исследования директор Центра социального бизнеса Мухаммада Юнуса – Энрико Тести, "если общество ценит включение в работу инвалидов, то будет и спрос на эти услуги и на эти товары, но если общество не думает, что это важная проблема, что ее надо решать, тогда шанс на появление соответствующих социальных предприятий минимален".

Значит ли это, что целенаправленные усилия по формированию экосистемы бессмысленны? Конечно же, нет. Собственно, нередко с них все и начинается. Чтобы возникла экосистема пруда, его сначала надо выкопать и заполнить водой.

Шесть факторов экосистемы

Авторы исследования дают четкие рекомендации по созданию условий для возникновения экосистемы социального предпринимательства.

Первое. Юридические рамки. Если законодательство предусматривает для социального бизнеса особые правовые формы, это несомненный плюс. При этом лучше не загонять социальный бизнес в узкие юридические рамки, а предложить целую палитру различных организационно-правовых форм, чтобы социальные предприниматели могли выбрать формат, подходящий для используемой бизнес-модели.

Второе. Государственные и корпоративные закупки. Целенаправленное привлечение социального бизнеса к выполнению заказов со стороны государства или крупных компаний всегда дает мощный импульс для развития социального предпринимательства. Потому что для создания экосистемы нужны еще и деньги.

И это третий фактор – финансовая помощь социальному бизнесу. В развитых экосистемах социальные предприятия – очень разные. Разнообразными должны быть и возможности получения финансирования. Помимо открытого рынка, это могут быть гранты (актуально для стартапов), инвестиции в капитал (для более зрелых предприятий), социальные облигации, возвратные займы и так далее. Чем разнообразнее формы финансовой помощи, тем лучше. При этом стоит обратить внимание на некие единые стандарты финансовой отчетности для социального бизнеса. Они должны быть прозрачны, понятны, не слишком громоздки и общеобязательны. Начинающим предпринимателям необходимо оказывать помощь в работе с документацией, так как это один из самых "отпугивающих" факторов для тех, кто думает заняться своим бизнесом. Кроме того, государству и общественным объединениям стоит выработать критерии успешности деятельности социального предприятия.

Четвертое – право на ошибку. Если вы хотите стимулировать инновационность в социальной сфере, давайте право на ошибку. Как правило, гранты даются для решения какой-либо социальной проблемы, а не для экспериментов. Однако любое инновационное решение невозможно без экспериментов, а значит, и неудачных результатов. Стоит это учитывать.

Пятое – доступ к ресурсам. Речь идет не только о деньгах, но и о других материальных и нематериальных ресурсах: помещениях (недорогая или бесплатная аренда), информации и так далее. Необходимо обеспечить социальных предпринимателей бесплатными консультациями, дать доступ к актуальным сведениям о мерах поддержки, законах, состоянии рынка. Необходимо создавать условия для профессионального общения и обмена опытом и идеями, поэтому такие мероприятия, как конференции, слеты или конкурсы, – это не просто некий "бонус", а мощный инструмент развития сообщества. Также важен доступ к качественному профильному образованию.

Шестое – информационная кампания. Благоприятные экосистемы формируются на основе общественного запроса, но этот запрос можно и нужно поддерживать "сверху". Если рассказывать о ярких социальных предпринимателях и успешных практиках, то рано или поздно в обществе возникнет интерес к теме, а социальное предпринимательство будет восприниматься не как блажь, а как важное и нужное дело.

Итоговый вывод исследования: сформировать благоприятную экосистему социального предпринимательства, при желании – можно в любой стране, но не стоит ждать быстрых результатов – на это могут уйти годы и даже десятилетия. Однако результат того стоит.


Статья подготовлена на основе доклада исполнительного директора Лаборатории активных исследований, доктора наук, директора центра социального бизнеса М. Юнуса во Флоренции Энрико Тести "Создание благоприятной экосистемы для социальных предприятий и социальных инноваций", представленного на конференции "Социальные инновации: определяем будущее" в октябре 2017 года.

Автор: Кирилл Ольгинский

Дата публикации: 12 мая 2018

#зарубежный опыт #социальное предпринимательство

 73620   165  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно