Социальное предпринимательство в Южной Корее: пятилетки, фестивали и субсидии
В каждой стране социальное предпринимательство развивается по-своему. Где-то первоначальная инициатива принадлежала частным организациям, где-то социальные инновации пробивают себе дорогу стихийно, а в некоторых странах этот сектор экономики дирижируется государством. Наиболее показательным примером такой модели является Южная Корея, где социальное предпринимательство было создано чуть ли не правительственным декретом и развивается по утвержденным сверху пятилетним планам.
Толчком к зарождению социального бизнеса в Южной Корее послужил Азиатский финансовый кризис, разразившийся в 1997 году. Он привел к масштабным социальным потрясениям в странах Юго-Восточной и Восточной Азии и заставил усомниться в прочности экономики "азиатских тигров". В Южной Корее кризис вызвал массовую безработицу и значительное снижение уровня жизни. Именно тогда руководство этой страны и приняло решение обратиться за помощью к НКО и социальным предприятиям, которых, впрочем, в Корее тогда практически не было. Этот сектор предстояло создать буквально с нуля.
Закон о социальном предпринимательстве
Пословица гласит, что "русские долго запрягают, но быстро едут". То же можно сказать и про корейцев. Проектная культура Восточной Азии предполагает длительный период кропотливого планирования, а затем мощный и дружный старт. Именно так и произошло с социальным предпринимательством Южной Кореи. Период подготовки занял почти десять лет, и лишь в 2007 году был принят тщательно проработанный Закон о развитии социального предпринимательства, а также целый пакет связанных с ним программ поддержки социального бизнеса.
Закон дал четкое определение социального предпринимательства, к которому отнесли все типы коммерческой деятельности, направленные на оказание социальных услуг либо создание рабочих мест для незащищенных слоев населения. Кроме того, в законе были даны простые и измеримые критерии того, какой бизнес можно считать социальным, а также введена обязательная процедура сертификации.
Так, чтобы получить в Южной Корее официальный статус социального предприятия, необходимо достигать социальных целей с помощью нанятого, оплачиваемого персонала (а не волонтеров), в процесс принятия управленческих решений должны быть вовлечены сотрудники и потребители социальной услуги, не менее 2/3 прибыли должно быть реинвестировано в социальные цели.
Соответствие критериям и статусу социального предприятия подтверждается сертификацией, которая открывает доступ к широкой государственной поддержке. Для социального бизнеса предусмотрены многочисленные льготы и привилегии, например покрытие расходов на заработную плату в течение первых двух лет, субсидии на развитие бизнеса, консультационную помощь и так далее.
Инфраструктура поддержки
С 2007 года в Южной Корее создана и действует многоступенчатая государственная система поддержки социального бизнеса. В основании пирамиды расположены сервисные организации. Они помогают создавать социальные предприятия и оказывают им стартовые консалтинговые услуги. Далее эстафету подхватывают центры социального предпринимательства – бизнес-инкубаторы, схожие с созданными в России центрами инноваций социальной сферы (ЦИССы). В центрах предприниматель может арендовать офис, пройти обучение и проконсультироваться по насущным вопросам.
На национальном уровне действуют Агентство по продвижению социального предпринимательства (Korea Social Enterprise Promotion Agency) и Комитет по поддержке социального предпринимательства. Они отвечают за весь комплекс мер по стимулированию развития социального бизнеса – от информационной поддержки и проведения фестивалей до формирования профессионального сообщества социальных предпринимателей, развития экономической кооперации между ними и оказания прямой финансовой помощи.
Наконец, завершает всю конструкцию министерство труда. С 2008 года оно разрабатывает и принимает пятилетние планы развития социального предпринимательства, в которых подробнейшим образом прописываются формы поддержки, льготы и условия финансирования социальных предприятий.
Виды помощи
Самым распространенным способом оказания помощи социальным предприятиям является прямая государственная поддержка: так, на развитие одного бизнеса ежегодно выделяется грант в $30 тыс. Причем если раньше субсидировали в основном затраты на оплату труда сотрудников (завуалированная форма борьбы с безработицей), то сегодня стараются финансировать прежде всего расходы на развитие бизнеса, чтобы повысить способность социальных предприятий к дальнейшему самостоятельному существованию.
Кроме того, правительство Кореи постоянно повышает объемы государственных закупок у социальных предприятий, помогает им осваивать новые рынки – в том числе популяризацией этичного потребления в СМИ и соцсетях. Большое внимание уделяется вовлечению в социальный бизнес молодежи: существует национальная программа стажировок на социальных предприятиях, а в университетах даются стипендии на изучение профильных курсов.
Благодаря столь целенаправленной и интенсивной государственной политике за десять с небольшим лет в Южной Корее создана мощная отрасль социального бизнеса, в которую вовлечены уже десятки тысяч человек. В целом же в малом бизнесе этой страны сегодня трудится не менее 60% работающего населения, что, безусловно, делает социально-экономическую модель Республики Корея намного более устойчивой к колебаниям мировой экономики, чем это было в 1997 году.
Статья подготовлена на основе доклада директора южнокорейского Центра управления социальными предприятиями Ли Джонгхйона "Инфраструктура поддержки социального предпринимательства: анализ опыта Южной Кореи", представленного на конференции "Социальные инновации: определяем будущее" в октябре 2017 года.
Автор: Кирилл Ольгинский
Дата публикации: 6 марта 2018
#республика корея #зарубежный опыт6185 98