Социальные кооперативы — между прошлым и будущим
Кооперативы как форма сотрудничества и горизонтальных связей были распространенным явлением в дореволюционной России. Человек постсоветского времени и пространства не привык доверять и не умеет договариваться. В этом, как считается, основная причина слабого развития кооперации в современной России, а ведь именно эта форма позволяет малому бизнесу решать большие задачи. Что такое социальные кооперативы? Почему вместе быть выгоднее? Как развивалась социальная кооперация в России и за рубежом, а также о будущем социальных кооперативов рассказывает Владимир Вайнер, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway.
Идея кооперации не нова. В 1895 году в объединении International Co-operative Alliance было дано современное определение кооператива как «…автономной ассоциации лиц, объединенных на добровольной основе для удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей и устремлений посредством совместной собственности и демократически контролируемого предпринимательства».
Кооперативное движение — явление интернациональное, но в каждой стране прошло свой, уникальный путь. Одними из наиболее показательных являются истории итальянской и корейской кооперации.
Скооперироваться по-итальянски
Первый итальянский кооператив «Общество взаимопомощи рабочих» был создан в 1854 году в Турине с главной целью — сделать жилье более доступным для наемных работников. К 1910 году в Италии насчитывалось уже 7400 кооперативов, объединивших более миллиона пайщиков. Неуклонный рост кооперативного движения был прерван победой фашистов в 1922 году, которые эту форму объединения граждан попросту запретили, поскольку видели в ней конкурента. Это значительно притормозило развитие кооперации на Апеннинском полуострове, а следующий значительный шаг в ее эволюции был сделан через без малого семьдесят лет — в 1991 году в Италии был принят закон о социальных кооперативах, в котором законодатели определили основные подходы к социальной кооперации. Это был важный шаг не только для итальянского кооперативного движения, но и для других стран. В законе было сформулировано главное отличие социальных кооперативов от прочих форм кооперации: они должны преследовать интересы всего общества, а не только своих пайщиков.
Законом 1991 года в Италии были установлены два типа социальных кооперативов, различных по направлениям деятельности:
- предоставление социальных услуг;
- социальная интеграция (трудоустройство людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации).
Закон вызвал бурный рост социальной кооперации в Италии: в 2005 году действовало уже 5 тысяч таких кооперативов, в которых трудилось более четверти миллиона человек (в том числе 30 тысяч сотрудников из незащищенных групп населения). К 2011 году число социальных кооперативов возросло до 7 тысяч.
На социальные кооперативы в Италии сегодня приходится до 60% объема социальных услуг в стране. В 2015 году совокупный оборот этих объединений составил 7 млрд евро.
Сегодня передовой опыт Италии внедряют в других европейских странах, а, к примеру, в Польше итальянскую модель кооперации сделали основной для развития всей инфраструктуры социального предпринимательства.
История Южной Кореи
Схожим путем в развитии социальной кооперации пошли в далекой от Италии Южной Корее. В 2012 году здесь был принят закон о социальной кооперации. Его разработчики опирались на европейский опыт, но, естественно, учли и специфику своей страны.
Закон определил для социальных кооперативов Кореи несколько возможных направлений коммерческой деятельности:
- Программы, нацеленные на развитие местных сообществ, на оживление локальной экономики, отстаивание интересов и увеличение благосостояния местных жителей, а также на решение иных проблем, с которыми сталкивается сообщество.
- Программы, нацеленные на предоставление лицам с ограниченными возможностями вакансий в сфере социальной или медицинской помощи, в области защиты окружающей среды.
- Проекты, разработанные центральной или местной администрацией.
- Иные проекты, способствующие реализации общественных интересов.
Также закон стимулирует формирование целого экономического кластера, прямо предписывая социальным кооперативам там, где возможно, вступать в альянсы: заключать договоры, использовать взаимные инвестиции и общий поиск ресурсов (например, в сфере фандрайзинга и краудфандинга), производить обмен специалистами, а также создавать совместные консультационные и сервисные центры.
«Могучая культура создает могучую кооперацию»
Под таким лозунгом развивалась российская кооперация до революции, объединявшая десятки тысяч мелких производителей и крестьянских хозяйств по всей стране. После 1917 года история русской кооперации практически прервалась. Крестьян заставили объединиться в коллективные хозяйства (колхозы и совхозы), из которых ушел один из главных принципов кооперации — добровольность объединения, построенного на доверии. Отчасти на принципах социальной кооперации действовали такие объединения, как общества слепых и отдельные производственные артели, которых вплоть до 60-х годов ХХ века было немало. Однако и они работали под достаточно жестким прессингом государства, которое фактически само себя объявило гигантским «социальным кооперативом», реализующим «высокую миссию» построения социализма и коммунизма.
Стоит ли удивляться, что с падением Советской власти в 1991 году стремление постсоветских людей объединяться ради достижения социальных результатов стремилось к нулю, а слова «кооператив» и «кооператор» приобрели совсем другие, далекие от общественного блага значения.
История социальной кооперации в России вновь вернулась к своим истокам — объединению людей в локальном пространстве для решения своих местных задач. И только сейчас из подобных объединений постепенно начинают вырастать массовые кооперативы, нацеленные на решение действительно общественно значимых задач.
Кооператоры — «лавочники»
Хороший пример подобных процессов — кооператив «ЛавкаЛавка», который объединяет фермеров — поставщиков экопродукции, покупателей натуральной еды, магазины, рестораны, отели и всех тех, кому небезразличны фермерская еда, экология, развитие российского сельского хозяйства, гастрономические традиции и ответственное потребление. Команда кооператива «ЛавкаЛавка» смогла выстроить логистические цепочки от производителя к потребителю, минуя большинство посредников. Основной социальной идеей кооператива является обеспечение доступа горожан к качественной и натуральной еде и развитие национального фермерского движения. Очень наглядный практический пример работы кооператива в Москве: в ресторанах «ЛавкаЛавка» зимой не подают салаты из свежих овощей, так как ориентируются только на сезонные продукты от местного производителя.
При этом все участники кооператива — покупатели, фермеры, магазины, рестораны —имеют ряд преференций. Покупатели, магазины и рестораны, являясь членами кооператива, получают натуральные продукты по более низким ценам, чем внешние потребители. Фермеры — пайщики кооператива «ЛавкаЛавка» получают гарантированный сбыт продукции по справедливым ценам, а также возможность привлекать средства из специального кооперативного Фонда развития фермерских проектов.
«ЛавкаЛавка» успешно использует инструменты краудинвестинга, привлекая независимых инвесторов к финансированию кооперативных проектов. По этой схеме сегодня кооператив развивает проект в заполярной Териберке, где «ЛавкаЛавка» запускает производственный кластер: солеварню и большой цех по переработке ягод. Любой человек может стать совладельцем этого проекта и получать, как утверждают его инициаторы, до 33% годовых. Опыт кооператива «ЛавкаЛавка» достоин изучения, тем более что это открытая организация, в которой готовы объяснять, рассказывать, делиться опытом и помогать. И это тоже специфика кооперативного движения.
«Женщины, идите в кооперацию»
Этот лозунг одного старого советского плаката сегодня актуален, как никогда, потому что именно женщины во многом являются драйверами развития социального предпринимательства в России. Они действуют по принципу: «вижу проблему — объединяемся — решаем проблему». Речь, в частности, идет о движениях «МамыСами», «МаРаменки» и других. Интересно, что в исследованиях РОСНАНО женские инновационные программы выделяются в отдельный блок, в отдельную категорию поддержки.
Одним из подобных проектов являются «центры городов будущего», или, как их еще называют, «соседские центры» («комьюнити-центры»). Что это такое? Представьте, что мы организуем некое пространство для рядом живущих людей, где они могут собираться, общаться, делиться своими знаниями и умениями, обмениваться товарами и услугами (шеринг-экономика), совместно что-то покупать, пользоваться оборудованием и т.д. Если в этих условиях появляется некий микробизнес, то он, как правило, привязан к конкретным локальным потребностям и проблемам людей и по факту является социальным. На базе подобных «соседских центров» легко формируются и социальные кооперативы, в том числе с женской доминантой. Они занимаются организацией образовательных программ, проектами, связанными с трудоустройством молодых мам, организацией коворкинга и многим другим. В Москве уже создано несколько таких центров.
Подготовила Юлия Комарова
Дата публикации: 28 февраля 2017
#мнение эксперта6068 64