Социальные кооперативы — между прошлым и будущим

Владимир Вайнер о будущем социальных кооперативов Кооперативы как форма сотрудничества и горизонтальных связей были распространенным явлением в дореволюционной России. Человек постсоветского времени и пространства не привык доверять и не умеет договариваться. В этом, как считается, основная причина слабого развития кооперации в современной России, а ведь именно эта форма позволяет малому бизнесу решать большие задачи. Что такое социальные кооперативы? Почему вместе быть выгоднее? Как развивалась социальная кооперация в России и за рубежом, а также о будущем социальных кооперативов рассказывает Владимир Вайнер, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway.

Идея кооперации не нова. В 1895 году в объединении International Co-operative Alliance было дано современное определение кооператива как «…автономной ассоциации лиц, объединенных на добровольной основе для удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей и устремлений посредством совместной собственности и демократически контролируемого предпринимательства».

Кооперативное движение — явление интернациональное, но в каждой стране прошло свой, уникальный путь. Одними из наиболее показательных являются истории итальянской и корейской кооперации.

Скооперироваться по-итальянски

Социальные кооперативы ИталииПервый итальянский кооператив «Общество взаимопомощи рабочих» был создан в 1854 году в Турине с главной целью — сделать жилье более доступным для наемных работников. К 1910 году в Италии насчитывалось уже 7400 кооперативов, объединивших более миллиона пайщиков. Неуклонный рост кооперативного движения был прерван победой фашистов в 1922 году, которые эту форму объединения граждан попросту запретили, поскольку видели в ней конкурента. Это значительно притормозило развитие кооперации на Апеннинском полуострове, а следующий значительный шаг в ее эволюции был сделан через без малого семьдесят лет — в 1991 году в Италии был принят закон о социальных кооперативах, в котором законодатели определили основные подходы к социальной кооперации. Это был важный шаг не только для итальянского кооперативного движения, но и для других стран. В законе было сформулировано главное отличие социальных кооперативов от прочих форм кооперации: они должны преследовать интересы всего общества, а не только своих пайщиков.

Законом 1991 года в Италии были установлены два типа социальных кооперативов, различных по направлениям деятельности:

  1. предоставление социальных услуг;
  2. социальная интеграция (трудоустройство людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации).

Закон вызвал бурный рост социальной кооперации в Италии: в 2005 году действовало уже 5 тысяч таких кооперативов, в которых трудилось более четверти миллиона человек (в том числе 30 тысяч сотрудников из незащищенных групп населения). К 2011 году число социальных кооперативов возросло до 7 тысяч. 

На социальные кооперативы в Италии сегодня приходится до 60% объема социальных услуг в стране. В 2015 году совокупный оборот этих объединений составил 7 млрд евро.

Сегодня передовой опыт Италии внедряют в других европейских странах, а, к примеру, в Польше итальянскую модель кооперации сделали основной для развития всей инфраструктуры социального предпринимательства.

История Южной Кореи

Социальные кооперативы в КорееСхожим путем в развитии социальной кооперации пошли в далекой от Италии Южной Корее. В 2012 году здесь был принят закон о социальной кооперации. Его разработчики опирались на европейский опыт, но, естественно, учли и специфику своей страны.

Закон определил для социальных кооперативов Кореи несколько возможных направлений коммерческой деятельности:

  1. Программы, нацеленные на развитие местных сообществ, на оживление локальной экономики, отстаивание интересов и увеличение благосостояния местных жителей, а также на решение иных проблем, с которыми сталкивается сообщество.
  2. Программы, нацеленные на предоставление лицам с ограниченными возможностями вакансий в сфере социальной или медицинской помощи, в области защиты окружающей среды.
  3. Проекты, разработанные центральной или местной администрацией.
  4. Иные проекты, способствующие реализации общественных интересов.

Также закон стимулирует формирование целого экономического кластера, прямо предписывая социальным кооперативам там, где возможно, вступать в альянсы: заключать договоры, использовать взаимные инвестиции и общий поиск ресурсов (например, в сфере фандрайзинга и краудфандинга), производить обмен специалистами, а также создавать совместные консультационные и сервисные центры.

«Могучая культура создает могучую кооперацию»

Плакат о кооперации Под таким лозунгом развивалась российская кооперация до революции, объединявшая десятки тысяч мелких производителей и крестьянских хозяйств по всей стране. После 1917 года история русской кооперации практически прервалась. Крестьян заставили объединиться в коллективные хозяйства (колхозы и совхозы), из которых ушел один из главных принципов кооперации — добровольность объединения, построенного на доверии. Отчасти на принципах социальной кооперации действовали такие объединения, как общества слепых и отдельные производственные артели, которых вплоть до 60-х годов ХХ века было немало. Однако и они работали под достаточно жестким прессингом государства, которое фактически само себя объявило гигантским «социальным кооперативом», реализующим «высокую миссию» построения социализма и коммунизма.

Стоит ли удивляться, что с падением Советской власти в 1991 году стремление постсоветских людей объединяться ради достижения социальных результатов стремилось к нулю, а слова «кооператив» и «кооператор» приобрели совсем другие, далекие от общественного блага значения.

История социальной кооперации в России вновь вернулась к своим истокам — объединению людей в локальном пространстве для решения своих местных задач. И только сейчас из подобных объединений постепенно начинают вырастать массовые кооперативы, нацеленные на решение действительно общественно значимых задач.

Кооператоры — «лавочники»

оциальный кооператив ЛавкаЛавкаХороший пример подобных процессов — кооператив «ЛавкаЛавка», который объединяет фермеров — поставщиков экопродукции, покупателей натуральной еды, магазины, рестораны, отели и всех тех, кому небезразличны фермерская еда, экология, развитие российского сельского хозяйства, гастрономические традиции и ответственное потребление. Команда кооператива «ЛавкаЛавка» смогла выстроить логистические цепочки от производителя к потребителю, минуя большинство посредников. Основной социальной идеей кооператива является обеспечение доступа горожан к качественной и натуральной еде и развитие национального фермерского движения. Очень наглядный практический пример работы кооператива в Москве: в ресторанах «ЛавкаЛавка» зимой не подают салаты из свежих овощей, так как ориентируются только на сезонные продукты от местного производителя.

При этом все участники кооператива — покупатели, фермеры, магазины, рестораны —имеют ряд преференций. Покупатели, магазины и рестораны, являясь членами кооператива, получают натуральные продукты по более низким ценам, чем внешние потребители. Фермеры — пайщики кооператива «ЛавкаЛавка» получают гарантированный сбыт продукции по справедливым ценам, а также возможность привлекать средства из специального кооперативного Фонда развития фермерских проектов.

«ЛавкаЛавка» успешно использует инструменты краудинвестинга, привлекая независимых инвесторов к финансированию кооперативных проектов. По этой схеме сегодня кооператив развивает проект в заполярной Териберке, где «ЛавкаЛавка» запускает производственный кластер: солеварню и большой цех по переработке ягод. Любой человек может стать совладельцем этого проекта и получать, как утверждают его инициаторы, до 33% годовых. Опыт кооператива «ЛавкаЛавка» достоин изучения, тем более что это открытая организация, в которой готовы объяснять, рассказывать, делиться опытом и помогать. И это тоже специфика кооперативного движения.

«Женщины, идите в кооперацию»

Жженщины идите в кооперативыЭтот лозунг одного старого советского плаката сегодня актуален, как никогда, потому что именно женщины во многом являются драйверами развития социального предпринимательства в России. Они действуют по принципу: «вижу проблему — объединяемся — решаем проблему». Речь, в частности, идет о движениях «МамыСами», «МаРаменки» и других. Интересно, что в исследованиях РОСНАНО женские инновационные программы выделяются в отдельный блок, в отдельную категорию поддержки.

Одним из подобных проектов являются «центры городов будущего», или, как их еще называют, «соседские центры» («комьюнити-центры»). Что это такое? Представьте, что мы организуем некое пространство для рядом живущих людей, где они могут собираться, общаться, делиться своими знаниями и умениями, обмениваться товарами и услугами (шеринг-экономика), совместно что-то покупать, пользоваться оборудованием и т.д. Если в этих условиях появляется некий микробизнес, то он, как правило, привязан к конкретным локальным потребностям и проблемам людей и по факту является социальным. На базе подобных «соседских центров» легко формируются и социальные кооперативы, в том числе с женской доминантой. Они занимаются организацией образовательных программ, проектами, связанными с трудоустройством молодых мам, организацией коворкинга и многим другим. В Москве уже создано несколько таких центров.

Подготовила Юлия Комарова

Дата публикации: 28 февраля 2017

#мнение эксперта

 6068   64  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно