Социальный бизнес: благородные побуждения, приносящие прибыль
Понятие "предпринимательство" многие привыкли отождествлять со словом "прибыль". Соответственно, цель любого предпринимателя - заработать как можно больше денег. Сложно представить, что есть люди, которые, занимаясь бизнесом, думают в первую очередь не об извлечении прибыли, а о решении социальных проблем. Однако в мире социальное предпринимательство не только существует, но и развивается.
Что касается России, здесь, по данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), в сфере оказания социальных услуг работает только около 1% предпринимателей. Впрочем, это неудивительно, ведь в нашей стране решением проблем в данной сфере традиционно занималось государство.
Однако многие социальные задачи по-прежнему остаются нерешенными, и здесь на помощь государству мог бы прийти частный бизнес. Да-да, именно бизнес, так как социальное предпринимательство - вовсе не благотворительность. Помощь обществу должна сочетаться с самоокупаемостью компании за счет продажи товаров или услуг.
Пугающая неизвестность
Социальное предпринимательство для нашей страны - понятие достаточно новое, и в этом заключается проблема, говорит директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Наталья Ларионова. "На сегодняшнем этапе необходима популяризация концепции социального предпринимательства, причем не только в среде предпринимательского сообщества, но и у региональной и местной власти", - отмечает она.
Решению данной задачи должно способствовать создание в регионах России при поддержке АСИ центров инноваций в социальной сфере. По мнению директора направления "Социальные проекты" АСИ Владимира Яблонского, такие центры могут стать точками роста социальной предпринимательской активности, обучающими и консультационными пунктами в регионах. "Есть предприниматели, которые знают, что и как надо делать в социальном секторе, и готовы поделиться опытом, и есть люди, желающие получить знания. Надо их соединить", - поясняет он.
"Нужны первые истории успеха, их широкое освещение в средствах массовой информации", - добавляет Н.Ларионова. В качестве успешного примера представитель Минэкономразвития приводит "Школу фермеров" Вячеслава Горелова из Пермского края. Проект направлен на профориентацию и социальную реабилитацию выпускников детских домов через вовлечение их в агробизнес и создание самостоятельных фермерских хозяйств. "Выгоду от такого бизнеса получают сами работники компаний, жители населенных пунктов, в которых реализуются такие проекты, и муниципалитеты в целом", - отмечает она.
Под крылом государства
Развитие социального предпринимательства относится к приоритетной группе мероприятий, реализуемых в рамках госпрограммы поддержки малого и среднего предпринимательства. Программа предусматривает выделение субсидий проектам в сфере социального бизнеса. В 2012г. в шести субъектах РФ такие проекты финансируются за счет средств регионального и федерального бюджетов. При этом размер субсидии из федерального бюджета на поддержку одного проекта в сфере социального бизнеса составляет 600 тыс. руб.
"По итогам конкурсного отбора субъектов РФ в 2012г. поддержаны заявки шести регионов на общую сумму 88,093 млн руб. Средства региональных бюджетов, направляемые на реализацию этого мероприятия для софинансирования федеральной субсидии, составляют 47,6 млн руб.", - говорит Н.Ларионова. По итогам реализации мероприятия в текущем году грантовую поддержку планируется оказать 230 социально ответственным предпринимателям. Из них 80 поддержка будет оказана за счет средств регионального бюджета, 150 - за счет средств федерального бюджета. В ведомстве надеются, что количество регионов будет с каждым годом расти.
Кроме субсидии, социальные предприниматели могут воспользоваться всем комплексом мер, предусмотренном госпрограммой. Это может быть и микрокредитование, и поручительства гарантийных фондов, и ряд других мер.
Помощь со стороны
Однако не только государство оказывает поддержку социальным предпринимателям в России. Помощь приходит, в том числе, и со стороны частных лиц. Одним из первых помогать в создании собственного бизнеса инвалидам, многодетным семьям, воспитанникам детских домов и тем, кто в гражданской жизни часто остается невостребованным, начал Фонд региональных социальных программ "Наше будущее". Учредителем фонда является президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Коренное отличие данного фонда от благотворительного заключается в том, что финансирование проектов осуществляется на заемной возвратной основе. Такой инструмент позволяет оказывать помощь в решении социальных проблем не разово, а на постоянной системной основе, отмечает Н.Ларионова.
Департамент развития малого и среднего предпринимательства МЭР РФ плотно работает с фондом по проблемам моногородов. В текущем году организацией была поддержана инициатива ведомства по реализации в моногородах пилотных проектов предоставления микрозаймов социальным предпринимателям.
В соответствии с данной концепцией фонды социального предпринимательства организуют и еще несколько монопрофильных предприятий. Например, при поддержке Российского микрофинансового центра с привлечением средств ГК "Ренова" (ОАО "Энергопроминвест") в поселке Линево Новосибирской области до конца 2012г. будет открыт первый муниципальный фонд социального предпринимательства. В 2013г. ГК "БАЗЭЛ" предполагает запустить аналогичный проект в нескольких моногородах присутствия компании.
Кроме того, создают фонды поддержки представители малого и среднего бизнеса. Например, в Омске группой малых предпринимателей организован фонд для финансирования социальных проектов с капиталом в размере около 7 млн руб.
Много не бывает
Несмотря на то, что социальным предпринимателям оказывается поддержка, сделать еще в этом направлении предстоит немало. Актуальным является вопрос о правовом регулировании понятия "социальное предпринимательство". Нормативного закрепления этого термина в России нет. В нашей стране под ним часто подразумевается все: от бизнеса в социальной сфере до благотворительных проектов, отмечает В. Яблонский.
Единственная официальная формулировка существует в приказе Минэкономразвития. В свою очередь отсутствие законодательной базы на сегодняшний день не позволяет бизнесу свободно развиваться в данном направлении. Эксперты подчеркивают необходимость прописать четкие критерии отнесения проекта к числу субъектов социального предпринимательства. Кроме того, нормативно должны быть закреплены ограничения по расходованию средств, формы государственной поддержки.
По словам представителя АСИ, помочь социальным предпринимателям могло бы внедрение института социальной аренды, когда муниципальные или бюджетные организации предоставляют помещения по льготным ставкам. Например, социальная аренда позволила бы в какой-то мере решить проблему с очередями в детские сады за счет организации частных учреждений. Очередь в детские сады огромна, строить их с нуля дорого, а потому институт социальной аренды необходим.
Еще одним инструментом поддержки является заказ со стороны муниципалитетов таким компаниям на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Не стоит бояться неизвестного, ведь социальные предприниматели могут стать в хорошем смысле даже конкурентами государству, демонстрируя новые подходы ко многим социальным проблемам.
Социальное предпринимательство - не удел нескольких необыкновенных личностей, спасающих мир. Все сильнее люди осознают проблемы ухудшения окружающей среды, укоренившейся нищеты, недостатки системы здравоохранения и образования и др. Число тех, кто будет своей деятельностью стараться решать актуальные социальные проблемы, увеличится. Тем более что и спрос на социальное предпринимательство в нашем обществе есть.
Граждане не в полной мере удовлетворены качеством услуг, оказываемыми бюджетными учреждениями. Поэтому существует гигантская ниша для социально ориентированного малого и среднего бизнеса. Чем больше будет таких "необычных" компаний, тем выше шансы на успешное решение актуальных социальных проблем.
Источник: РБК, Автор: Венера Петрова
Досье
Ларионова Наталья Игоревна родилась 4 мая 1971 года.
В 1991 г. окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, в 2001 г. - Московскую академию предпринимательства при Правительстве Москвы.
С 1991 по 1992 г. - юридический консультант, ТОО "Арес-лтд" (Москва), затем в 1992-1993 гг. работала юристом в ТОО Торговый дом "Меркурий К", а с 1993 по 1995 г. вернулась на должность юриста в компанию "Арес-лтд".
1995-2002 гг. - юрисконсульт "Юридического бюро "Эдикт".
2002-2003 гг. - генеральный директор, ООО "Лечебно-оздоровительный центр "ВИКС", г. Королев Московской обл.
2003-2004 гг. - зам. генерального директора по правым вопросам, ООО "Контроль-Сервис", г. Королев Московской обл.
2004-2008 гг. - начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
2008-2009 гг. - начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации.
2009-2010 гг. - заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации.
С декабря 2010 года - директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ (составлен "Российской газетой")
Дата публикации: 17 декабря 2012
#моногорода #минэкономразвития россии #наталья ларионова1202 104