«У социального предпринимательства очень интересные перспективы в нашей стране…»
Своим мнением о роли социального предпринимательства в России с главным редактором портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство» поделился Артем Евгеньевич Шадрин, заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации.
К.Ф.Терёшкин: Артем Евгеньевич, почему Министерство экономического развития – ведомство, которое отвечает за развитие всей гигантской экономики Российской Федерации - в последнее время достаточно много времени уделяет социальному предпринимательству?
А.Е.Шадрин: С точки зрения интересов общества в деятельности бизнеса, наряду с экономическими результатами, все большее значение начинает придаваться его социальным аспектам. И речь здесь идет не только о социальной ответственности, когда бизнес реализует благотворительные программы, программы обучения кадров, поддержки территорий и так далее. Значительный потенциал имеет развития социального предпринимательства, когда бизнес изначально создается с явной социальной миссией, например: обеспечение занятости инвалидов и лиц в тяжелой жизненной ситуации.
Кроме того, хочу отметить, что в нашей стране успешно развивается направление, прямо связанное с социальным предпринимательством, а именно – микрофинансирование, когда кредиты, предоставляемые на очень небольшие суммы, практически без обеспечения, позволяют людям начать бизнес с нуля. А это – важный фактор - и экономического, и социального развития общества в целом.
Таким образом, социальное предпринимательство для нас важно, прежде всего, не своими экономическими результатами - налогами, производством продукции (хотя и это существенно), сколько значимым социальным эффектом.
К.Ф.Терёшкин: В чем еще, помимо социальной эффективности, на Ваш взгляд, уникальность социального предпринимательства?
А.Е.Шадрин: Получается, что социальные предприятия находятся на стыке деятельности обычного бизнеса и некоммерческих организаций. Чем это интересно? Тем, что, если НКО часто финансируются за счет пожертвований и, следовательно, зависят от того, получат ли они помощь в следующем году или нет, то социальный бизнес – самоокупаемый, самофинансируемый. То есть это - классический пример «удочки», а не «рыбы» (Лао Цзы: «Дайте человеку рыбу – и он будет сыт целый день, научите его рыбачить, и он будет сыт всю жизнь», - ред.).
С этой точки зрения очень интересна была бы целенаправленная поддержка социальных предприятий, со стороны, в том числе, региональных и местных органов власти. Поддержка - и как бизнеса - по линии программ развития малого и среднего предпринимательства, и как социально ориентированной деятельности - с учетом тех дополнительных социальных выгод, которые приносит подобный бизнес обществу.
В этой связи мы поддерживаем проводимый Фондом «Наше будущее» конкурс региональных проектов по социальному предпринимательству. Это - очень важный и востребованный проект. И мы рассчитываем, что опыт проектов-победителей, - яркий, убедительный, будет тиражирован и в других регионах.
К.Ф.Терёшкин: Социальное предпринимательство – это такая форма общественной активности, которая очень сильно зависит от инициатив снизу. Есть уникальный и неравнодушный человек, значит, есть шанс, что реализуется социально-предпринимательский проект. Нет человека, «сверху» инициировать проект сложно. В связи с такой спецификой социального предпринимательства, каким образом органы государственной власти могли бы стимулировать его развитие?
А.Е.Шадрин: Наше Министерство не первый год реализует программу поддержки малого и среднего бизнеса, в рамках которого одно из заметных направлений – поддержка микрофинансирования, а ведь оно является классическим направлением социального предпринимательства. Понятны и другие формы поддержки, которые реализуются: предоставление субсидий, гарантий по кредитам в рамках деятельности специальных гарантийных фондов.
Должна быть обеспечена целенаправленная информационная поддержка со стороны государства, консультационная, образовательная. В этом, на мой взгляд, должны участвовать все: и федеральные власти, и региональные, и муниципальные, и сами социальные предприниматели.
К.Ф.Терёшкин: Спасибо!
Сециально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Ноябрь 2010 г.
Дата публикации: 8 декабря 2010
#шадрин1281 108