"Система Забота": помощь пожилым одной кнопкой
Имя Константина Лившица, пожалуй, одно из числа самых заметных на арене российского социального предпринимательства. Его сервис "Система Забота", который оказывает круглосуточную помощь пожилым людям, давно получил признание государства, а теперь и заслуженное звание лауреата Премии "Импульс добра".
Но главное – проект Константина приносит вполне ощутимую пользу. По данным 2018 года, частота вызовов скорой помощи среди подопечных "Системы Забота" сократилась на 7%, участковых врачей – на 8%, а социальных работников – на 10%.
В чем секрет? Сегодня мы расскажем, какой путь прошла "Система Забота" от стартапа до права называться одним из лучших примеров успешного социального бизнеса.
"Тревожная кнопка" по-русски
Изначально сервис "Система Забота" разрабатывался как одно из направлений деятельности компании "Леге", которая работает на рынке информационных услуг в здравоохранении и социальной сфере с 1999 года. Как рассказал "Новому бизнесу" Константин Лившиц, в 2005 году компания поставила перед собой интересную задачу – сделать аналог западной системы поддержки пожилых людей "Тревожная кнопка". По задумке, нажав кнопку на мобильном устройстве, человек связывается с врачом-оператором кол-центра, который помогает найти решение различных вопросов. А вся информация о подопечном собирается и хранится в закрытой базе данных.
"Что сказать. Мы попробовали, и у нас получилось. Что-то взяли за основу, что-то подсмотрели в удачных проектах других стран и, конечно, добавили российского креатива", – поделился глава компании Константин Лившиц.
Уже через два года работа принесла первые плоды. В 2007-м году "Система Забота" стала темой дипломной работы Константина в Стокгольмской школе экономики и заработала звание лучшего стартапа года по версии этого престижного вуза.
Амбициозный план стал реальностью
Запуск пилотного проекта в северной столице нашей Родины состоялся почти через пять лет, в 2009-м. Правительство Санкт-Петербурга поддержало стартап и инициативу по внедрению системы "Тревожная кнопка" в масштабах города. А когда к программе "Система Забота" присоединилась организация ветеранов спорта и олимпийских чемпионов "Эдельвейс", количество пользователей достигло 6000 человек. В первую очередь обслуживались инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны.
Уже в 2010 году в городе был принят закон "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением специализированных услуг экстренной помощи "Тревожная кнопка".
"Мы точно знали, что привлечем внимание правительства Санкт-Петербурга. Тогда у меня были наполеоновские планы: сотни тысяч пользователей услуг… Сейчас перспективы видятся мне иначе. Гораздо, гораздо глобальнее", – отметил Константин.
Государство как стратегический партнер
Работа с правительством северной столицы была осознанным шагом. Его целью было получить не финансирование, а выход на рынок. Константин понимал, что сфера социальных услуг в России находится на начальной стадии своего развития и государство – ее единственный крупный системный игрок: "Правительство и муниципалитеты, социальные службы – все они занимаются вопросами поддержки пожилых людей. Свою задачу мы видим в диалоге, выстраивании взаимовыгодных партнерских отношений".
И хотя в наши дни количество социальных бизнесменов увеличивается, это утверждение остается справедливым и сегодня. Много мест для социальных предпринимателей на российском рынке остаются вакантными, но Константин уверен, что наша страна богата на изобретателей: "Я верю и надеюсь, что в России социальное предпринимательство будет столь же активно и эффективно, как и в других странах. Возможно, оно привлечет больше энтузиастов и людей, готовых понять, что любой бизнес – это про помощь людям".
Десять лет спустя
Если в 2009 году в штате компании "Система Забота" состояло не более 20 человек, то сегодня в центрах по всей стране работает свыше 400 профессионалов: "Я всегда выделяю не специальность человека, а его отношение к тому, чем мы занимаемся. Для меня всегда было важно собрать команду людей, которые относятся к старшему поколению уважительно. Тех, для кого помощь другим – жизненно важная потребность". Команда профессионалов была необходима для реализации весьма амбициозных целей.
Проект "тревожной кнопки по-русски" превратился в успешную социальную компанию, которая осуществляет свою деятельность по трем направлениям:
- Служба социально-медицинского сопровождения, задача которой обеспечить доступность всех необходимых пожилому человеку услуг, включая медицинские, социальные, жилищно-коммунальные, бытовые, юридических и т. д.
- Служба патронажа, которая предоставляет квалифицированных сиделок для тяжелобольных людей.
- Служба медицинской реабилитации, в задачи которой входит надомная работа с пожилыми пациентами с помощью мультидисциплинарных бригад.
География проекта тоже вышла за границы Санкт-Петербурга. Так, служба сопровождения работает более чем в 140 населенных пунктах от Пскова до Сахалина. Константин подчеркнул, что работа с пожилыми людьми на дому была и остается ключевой компетенцией "Системы Забота": "Сейчас мы начинаем развивать направление патронажа в других регионах: в Костроме, Москве и Московской области. А проект диспетчерской службы для глухих уже работает в Москве, Московской области и ряде других городов". А вот планов выйти за границы нашей необъятной Родины у Константина нет: "В России много работы, и я думаю, будет правильно сосредоточиться на нашем доме".
Формула успеха
Константин уверен, что между коммерческим и социальным предпринимательством нет большой разницы. Главное для любого дела – результат:
"Мне важно, чтобы то, что мы делаем, было полезно и востребовано людьми. Важно количество пользователей нашими услугами, отзывы об их качестве. Мне важно, когда нам удается решать серьезные проблемы этих людей", – объяснил предприниматель. Этими принципами стоит руководствоваться каждому, кто хочет вывести свой продукт на рынок. Но найти свою нишу с первого раза не удается практически никому, отметил Константин и советует тем, кто в начале пути, не отчаиваться:
"Нужно идти к своей цели, пробовать, ошибаться. Главное, чтобы вы поднимались на один раз больше, чем упали. Важно услышать себя. Ищите то, чем вам хочется заниматься, от чего вы получаете удовольствие. Столкнувшись с проблемой, вам будет проще ее преодолеть, так как вам будет ради чего работать".
Сейчас Константину Лившицу и "Системе Забота" явно есть ради кого работать: свыше 20 000 благодарных клиентов по всей России тому подтверждение.
Фото: предоставлены Константином Лившицем
Автор: Елизавета Ендро
Дата публикации: 25 ноября 2019
2544 5