Как нам обустроить российское социальное предпринимательство

24 июня на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) состоялся круглый стол, на котором встретились представители крупного бизнеса России и социальные предприниматели. Тема обсуждения: «Эффективное взаимодействие крупного, среднего, малого бизнеса и социального предпринимательства: успешные практики, перспективы развития». Мероприятие стало традиционным и прошло как часть программы Международного дня социального бизнеса в России.

Во встрече участвовали члены Комитета РСПП по корпоративной социальной ответственности и демографической политике, Комиссии «ОПОРЫ РОССИИ» по социальному предпринимательству, Комитета «Деловой России» по социальной ответственности бизнеса, меценатству и благотворительности и Комитета Ассоциации Менеджеров России по корпоративной социальной ответственности. Ключевая . По общему мнению собравшихся, в ходе обсуждения удалось рассмотреть проблемы с разных точек зрения: как крупных игроков, так и социальных предпринимателей.

Санкции не страшны

Вступительное слово по традиции взял председатель Комитета РСПП по корпоративной ответственности и демографической политике, известный российский бизнесмен Давид Якобашвили. По его словам, хотя экономика «затормозилась», санкции - не столь серьезны, и мы сможем переломить ситуацию. Решение сложившихся проблем, по мнению бизнесмена, - в человеческом потенциале: «Страна - очень богата и имеет большие кадровые возможности. Люди есть – нужно создавать условия для того, чтобы их задействовать на развитие собственной экономики», - отметил Давид Якобашвили.

Его заместитель и директор Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП Елена Феоктистова, взявшая на себя роль модератора дискуссии, предложила обратить внимание и тиражировать удачные примеры взаимодействия крупных бизнес-структур с социальными предпринимателями в актуальных кризисных условиях.  Кроме того, она призвала участников выдвигать свои предложение по созданию нового и совершенствованию уже существующего законодательства в обсуждаемой сфере.

Помощь моногородам

Далее слово взяли представители металлургических компаний, традиционно представляющие большинство участников на круглом столе. Главной темой их выступлений стал поиск оптимальных путей поддержки социального предпринимательства в моногородах. Первым выступающим стала Марина Либоракина, заместитель генерального директора по стратегии и развитию бизнеса АО «Атомредметзолото». По ее словам, уранодобывающая промышленность в последнее время столкнулась с серьезнейшим кризисом, что потребовало резкого сокращения бюджета, реструктуризации бизнеса и реализации новых подходов для работы с уволенной частью сотрудников. Решением стало проведение в Краснокаменске «Ярмарки социальных идей» при поддержке Фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Как показал анализ динамики открытия новых предприятий в этом моногороде, программа продвижения социального предпринимательства и конкурс грантов оказались весьма эффективным инструментом стимулирования предпринимательской инициативы: в результате Ярмарки был дан старт 18 новым проектам, 11 из которых до сих пор успешно реализуются. «Я думаю, что наш опыт крайне позитивен. Он показывает, что даже в сложных экономических условиях можно находить варианты решения социальных проблем», - отметила Марина Либоркакина.

Про моногорода как точку пересечения интересов крупного, среднего и социального бизнеса говорил и Рустам Закиев, директор департамента коммуникационных и социальных проектов компании «РУСАЛ». «Партнерство было, есть и будет нашим приоритетом», - отметил он. Особую роль в развитии сотрудничества представитель «РУСАЛА» отвел волонтерству. Он назвал его «масштабным ресурсом, который дает огромные возможности для развития проектов даже в условиях ограничения средств». В качестве оптимального механизма продвижения данного направления было предложено создать Национальный совет по корпоративному волонтерству.

Социальный бизнес как катализатор создания благоприятной городской среды

С идеей развитие моногородов через взаимовыгодное сотрудничество крупного, среднего и малого бизнеса согласилась и Светлана Ивченко, возглавляющая Департамент социальной политики компании «ГМК «Норильский никель». Рассказывая об опыте Норильска, Светлана Ивченко отметила важность развития города как центра притяжения высококвалифицированных кадров, которым необходимо создавать определенные условия. Ключ к решению этой задачи, по ее словам, лежит - в том числе - во взаимодействии города, ключевых работодателей и малого бизнеса. Такое сотрудничество – в целях формирования комфортной городской среды - создает условия для долгосрочных социальных инвестиций.

Положительную динамику работы крупного бизнеса с социальными предпринимателями как представителями малого и среднего бизнеса подчеркнула в своем выступлении Руфина Зинатулина, советник директора Фонда «Наше будущее». По ее словам, «крупный бизнес определяет научно-технический потенциал общества и создает макроэкономическую среду для развития других форм бизнеса, а малые предприятия, являясь гибкой формой деловой активности, обеспечивают экономические интересы большинства населения». Один из удачных примеров симбиоза крупного и социального бизнеса, по мнению Руфины Зинатулиной, формат «Больше чем покупка!», который позволил представить продукцию социальных предприятий на АЗС ОАО «ЛУКОЙЛ» в 7 регионах России. «В данном случае АЗС получают расширенный и нестандартный ассортимент, к тому же обладающий дополнительной социальной привлекательностью, а соцпредприниматели выходят на новые рынки сбыта, преодолевая барьеры на пути к потребителю», -отметила представитель Фонда «Наше будущее».

Один из участников проекта «Больше, чем покупка!»  Елена Вахрушева, генеральный директор ООО «Наивно? Очень», также выступила на круглом столе. Елена основала социальное предприятия, в котором люди с особенностями ментального развития создают авторские изделия. Она на примере результатов собственного бизнеса еще раз подтвердила эффективность взаимодействия социальных предпринимателей с крупными компаниями. Так, благодаря займу, полученному от Фонда «Наше будущее», активным продажам изделий «Наивно? Очень» на АЗС ОАО «Лукойл» и выходу на крупные сети дистрибьюторов предприятию удалось не только пережить кризисный пик декабря 2014 года, но и расширить линейку продукции и открыть собственную точку продаж в одном из крупных торговых центров Москвы. По мнению Елены Вахрушевой, сотрудничество крупного и среднего бизнеса с предприятиями, подобными ее, позволяет им создать образ социально ответственного предприятия, расширить ассортимент и привлечь новую аудиторию покупателей.

Помощь нематериальными активами

Свой подход к совместной работе успешных гигантов рынка и небольших предприятий предложил руководитель проектов The Boston Consulting Group Антон Степаненко. В качестве нового инструмента адресной помощи некоммерческим организациям и социальным предпринимателям он предложил воспользоваться моделью профессионального волонтерства, когда высококвалифицированные сотрудники крупных консалтинговых компаний безвозмездно помогают начинающим предпринимателям в решении различных финансовых, управленческих и иных бизнес-задач.

Завершая работу круглого стола, председатель Комитета РСПП по корпоративной ответственности и демографической политике Давид Якобашвили подчеркнул важность и высокую результативность подобных встреч для координации усилий по поддержке социального бизнеса в стране. «Спасибо вам всем, что вы даете удочку, чтобы люди вместе с вами учились ловить рыбу», - метафорично подвел он итог состоявшейся встречи.

 

Автор: Анастасия Сухорослова

Дата публикации: 25 июня 2015

#социальное предпринимательство #мдсб #рспп #Опора России

 1763   9  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно