От рецессий и депрессий – панацея
Ведущие эксперты мира, прибывшие на Всемирный Экономический Форум с 28 января по 1 февраля, обратились к социальным предпринимателям. С просьбой спасти рынок и найти новые пути развития в условиях финансового кризиса.
Насчитывающий тридцатилетнюю историю существования Всемирный Экономический Форум – место встречи ведущих экспертов в области экономики и мировых политических лидеров. Однако внимание продвинутой общественности и знающей публики в этом году принадлежало не им. Дело в том, что основатель ВЭФ профессор экономики Клаус Шваб – человек невероятно деятельный. В 1998 году (ВЭФ уже очень успешный проект) вместе со своей женой Хильде Шваб они решают основать «Фонд социального предпринимательства Шваба» (Schwab Foundation for Social Entrepreneurship). Он объединяет тысячи социальных предпринимателей по всему миру. С 2000 года члены Фонда – успешные, талантливые новаторы – ежегодно принимают участие в Форуме и в региональных инициативах, совместно проводимых ВЭФом и «Фондом Шваба» во многих странах. Интрига Форума-2009 состояла в том, что участники от Фонда – 27 социальных предпринимателей, среди которых и легендарный Мухаммад Юнус, нобелевский лауреат и основатель банка микрофинансирования «Грамин», продемонстрировали, что базовые принципы, по которым живет новый для широких масс вид бизнеса – социальное предпринимательство (СП) – как нельзя актуальнее для рынка. Сегодня оно как спасительное лекарство для когда-то успешных, сейчас – терпящих беды – бизнесменов. Более того, социальное предпринимательство перешло свои традиционные масштабы и необходимо не только единичным членам общества – самым активным и когда-то успешным или самым пассивным и социально-незащищенным, но – всему обществу. Бизнес - мир начинает осознавать: роль социальных предпринимателей с каждым новым потрясением бивалютной корзины только растет и закрепляет позиции. Их миссия проста. Как сказали бы в эмоциональном Голливуде – спасти мир.
Врачеватели из «третьего сектора»
После эффективных дискуссий вывод, что социальное предпринимательство – то, что поможет рынку преодолеть трудные времена и даст возможность продолжить развиваться, сомнений не вызывал. Поэтому на социальных предпринимателей была возложена роль экспертов, которые должны объяснить, как объединить усилия предпринимателей и гражданского общества и выжить во времена рецессии. Почему же социальным предпринимателям отводилась роль спасителей и учителей, объясняется характеристиками самого СП: социальные предприниматели умеют предчувствовать падение рынка и находить такие креативные решения, которые будут не только отстаивать гражданские ценности, но и приносить реальных доход. Участие в ежегодной встрече ВЭФ в Давосе принимают только приглашенные «Фондом Шваба» социальные предприниматели, то есть лучшие из лучших (выбирают их – из членов Фонда). Одним из таких счастливчиков стал обладатель награды социальный предприниматель-2009 Рид Паже (Reed Paget), основатель компании Belu Water, выпускающей питьевую воду в экологически чистых бутылках. Чем социальное предпринимательство уникально, Рид Паже знает не понаслышке: «Это не «или, или» – это «и то и другое».
Помимо прочего, отдельными, не рыночными областями, в которых на социальных предпринимателей возлагалась надежда по поиску решений существующих проблем, стали, что понятно, охрана здоровья, изменение климата, также урбанизация и др. Социальные предприниматели были приглашены к участию и в закрытых дискуссиях с ключевыми промышленными группами, и в инициативах ВЭФа: «Изменение климата», «Акция против нехватки энергетических ресурсов» (Energy Poverty Action), «Образовательной инициативе» и др.
Даже не будучи участником Форума, почувствовать, что социальные предприниматели на самом деле играли важную роль в разрешении споров и дискуссий, везде являясь конечной точкой развития, можно по названиям сессий. Вот некоторые из них. «Бизнес предприниматели становятся социальными». Здесь ключевым стал вопрос глобальный – чему могут научить социальные предприниматели традиционных предпринимателей. Но были и более узко ориентированные, так сказать, специализированные, дискуссии. Как, например, сессия «Женщины в предпринимательстве», в которой обсуждалось, что нужно сделать, чтобы увеличить масштабы социального бизнеса с женским лицом, и почему часто эти масштабы так ограничены. Нельзя обойти вниманием и очевидный вопрос – какие уроки можно извлечь из успешного сотрудничества социальных предпринимателей и других компаний. Эту тему подняли на сессии «Налаживая рост производства при помощи социального бизнеса». Ну, и какая экономика обойдется без статистики, поэтому цифры, цифры и еще раз цифры (конечно, не без аналитики) ждали участников сессии «Четыре миллиарда покупателей, производителей и предпринимателей».
Участники Форума также обсудили, как (что удивительно) благодаря финансовому кризису может раз и навсегда измениться роль СП, которое теперь, надеемся, станет реальной альтернативой классическому бизнесу – сначала на период рецессии, а потом и в послекризисном, наученном своими ошибками мире. СП будет постепенно заменять и устаревший в своих неэффективных основах функционирования традиционный бизнес, и корпоративную социальную ответственность, и благотворительность, утверждают участники Всемирного Экономического Форума. В какой-то момент дискуссия на Форуме сфокусировалась на тех преимуществах, которые получает предприниматель, входя в «третий сектор», а также на тех шагах, которые необходимо предпринять для расширения области. В числе преимуществ самого социального предпринимательства – ценности, которые составляют базовые принципы функционирования этого вида деятельности. Например, долгосрочная (многолетняя) устойчивость предприятия – вместо традиционной, подчас сиюминутной, выгоды. К тому же, главная цель СП – принести максимальную пользу обществу и окружающей среде, а это в цивилизованной Европе уже научились немало ценить. Подробнее о сильных сторонах СП и заседании сессий читайте здесь
Подводя итог нашей статьи, еще раз отметим, что дискуссии в Давосе были полны надежд на выздоровление рынка, а иногда – и некой торжественности. Так, обладатель Нобелевской премии в области социального предпринимательства и основатель банка микрофинансирования «Грамин» Мухаммад Юнус сказал: «Наша цель в социальном бизнесе – достучаться до всего человечества. Мы будем продолжать исследования и просчитывать варианты, в каком русле развивать нашу деятельность, пока не добьемся своей цели».
Специально для портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство». Март 2009
Дата публикации: 2 марта 2009
1043 108