ПМЭФ – о проблемах и перспективах МСП
24 мая в северной столице завершился Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В последний день работы мероприятия эксперты обсудили проблему устойчивости малого бизнеса и возможности развития предпринимательства на муниципальном уровне
Проблемы, актуальные в том числе для отечественного социального бизнеса — «Развитие малых и средних предприятий как основы глобальной конкурентоспособности России», «Развитие «снизу вверх»: муниципальные органы власти как двигатель российской экономики», «Национальная предпринимательская инициатива в действии: от задач к результатам» — были вынесены на субботние сессии ПМЭФ. По сути, большинство обсуждаемых тем, в том числе и эти, напрямую связаны с задачей, поставленной Владимиром Путиным на бизнес-форуме «Россия-2012»: подняться в ежегодном рейтинге Всемирного банка Doing business, оценивающем инвестиционный климат стран мира, со 120 позиции на 20.
Для достижения этой цели Агентство стратегических инициатив при активном участии Национальной предпринимательской инициативы, ведет разработку «дорожных карт» по улучшению инвестиционного климата в России. На данный момент утверждено 11 «дорожных карт», часть предлагаемых мер уже реализована, и усилия по упрощению бизнеса в стране уже дали первые результаты: в 2013 году Россия оказалась уже на 96 месте в рейтинге Doing business.
МСП: нет времени ждать
В рамках сессии «Национальная предпринимательская инициатива в действии» эксперты обсудили процесс реализации уже принятых мер и возможности их мониторинга и оценки бизнес-сообществом. Участники сессии отмечали, что малый бизнес не может ждать. Первый вице-президент по экспертно-аналитической деятельности Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Владислав Корочкин привел устрашающие цифры: «В прошлом году мы потеряли 540 тысяч ИП, 9 тысяч малых компаний, 210 тысяч занятых в сфере малого и среднего бизнеса. Оборот малых предприятий суммарно сократился на 200 млрд рублей». По мысли Владислава, реальную помощь малому и среднему предпринимательству могла бы оказать «размонополизация» рынка муниципальных и государственных услуг. Доступ к работе в секторе ЖКХ на муниципальном уровне, конкурентоспособность на рынке муниципальных услуг, могли бы поддержать малый и средний бизнес, - отметил он.
Налоговый вопрос
Тема поддержки на местах особенно актуальна для социальных предпринимателей, которые работают именно на уровне муниципалитетов, чаще всего заботясь о решении конкретных проблем на «своей» территории. Однако, несмотря на то, что региональный инвестиционный стандарт уже внедрен, его аналог на муниципальном уровне пока не работает. Соответственно, и самочувствие малого бизнеса оставляет желать лучшего.
Для того чтобы сдвинуть этот вопрос с точки замерзания, участники сессии «Развитие “снизу вверх”: муниципальные органы власти как двигатель российской экономики» предложили такой ход, как перераспределение налогов действующего бизнеса в пользу муниципалитетов, на территории которых он работает. Эта мера позволила бы заинтересовать муниципалитеты в развитии предпринимателей на собственном «поле». По мнению экспертов, перечисление НДФЛ муниципалитетам мотивирует их к поддержке малого и среднего бизнеса.
Одновременно с микропредприятий, на которых заняты до 100 человек, можно было бы и вовсе не брать налога, заметил заместитель губернатора Тюменской области Вадим Шумков. Такие компании создают собственную занятость, на климат же предпринимательства в регионе влияют только малый и средний бизнесы.
Ключевое условие
Андрей Поляков, управляющий директор по региональному развитию и поддержке МСП, ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», в своем выступлении в рамках сессии «Развитие малых и средних предприятий как основы глобальной конкурентоспособности России» отметил, что малый и средний бизнес крайне зависимы от заемных средств. При этом, исходя из нормативов коммерческих банков, диктуемых Центробанком, они не обладают достаточной залоговой базой. Поляков подчеркнул: «Ключевое условие развития малого бизнеса — доступ к адекватному финансированию, адекватному как по цене, так и по скорости принятия решений».
Поле для роста
Развитие малого и среднего бизнеса повышает конкурентоспособность страны в целом, - этот тезис неоднократно звучал на тематических сессиях ПМЭФ. МСП – это прекрасная возможность обеспечить занятость молодых специалистов, безработица среди которых в три раза выше, чем в среднем по России, - уверены эксперты. Одновременно, по замечанию заместителя генерального директора ОАО «РВК» Александра Потапова, «Малый бизнес — это наиболее пластичная, наиболее гибкая часть экономики… в недрах которой и вырастают инновации». Во многих выступлениях звучала мысль, что способность малого и среднего бизнеса быстро реагировать на изменения, приспосабливаться к ним, превращают этот сектор в одну из наиболее перспективных областей развития российской экономики.
В конце концов, как отметил Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив, «со временем малый бизнес превратится в средний, а затем и в большой. «Мэры должны понять: малый бизнес — это не источник доходов… это поле для роста».
Автор: Валентина Петрова
Дата публикации: 25 мая 2014
#ПМЭФ #мсп #спб1414 5