Прикоснуться и понять
Проект «Трогает» очень молод. Он появился 13 ноября прошлого года, в Международный день слепых. Цель проекта — помочь незрячим людям в трудоустройстве, а зрячим — в понимании тех, кто не видит. Делается это с помощью интернета и массажа.
Александр знает про меня все. Он трогает мою спину и рассказывает мне о том, как я наклоняю голову, когда сижу за компьютером, сколько чая пью, много ли хожу пешком и как долго делаю утреннюю зарядку. Александра я сегодня вижу первый раз в жизни. Он меня — не видит вообще. Александр не видит никого и ничего уже 30 лет — после того, как в 12 лет заболел: опухоль мозга. С тех пор получил несколько профессий, женился, стал отцом троих детей, а с недавних пор — и одним из отцов-основателей социального проекта «Трогает».
Счастье — это просто
О проекте я узнала в Impact Hub Moscow, где оказалась как раз после «выпускного вечера» программы GROW. Второй основатель и руководитель «Трогает», Михаил Коган, прошел эту образовательную программу для социальных предпринимателей. В «Хабе» мне рассказали об удивительном незрячем массажисте Александре Зайкине, о том, какая очередь выстроилась к нему на диагностику во время «выпускного», где проходила презентация.
Сайт проекта называется неполиткорректно: «слепой массаж». Ничего не поделаешь, термин: человек искушенный и сведущий поймет. Для тех, кто не в теме, создатели проекта поясняют: «Опытные незрячие массажисты признаны лучшими профессионалами в странах, в которых традиционный массаж не просто элемент терапии, но и значимая часть культуры. Например, в Южной Корее в соответствии с государственным установлением все профессиональные массажисты — незрячие или слабовидящие люди. В Японии и Китае народные пословицы сравнивают руки таких людей с золотом, а в Таиланде говорят: «Попасть к хорошему массажисту — это большая удача, а попасть к незрячему — настоящее счастье». Счастье — это просто. Я звоню по указанному телефону и договариваюсь о встрече. Михаил диктует адрес: фитнес-клуб «Бенефит» на улице Живописной. Нет, там не располагается салон «Трогает». Такого салона пока нет в природе — это только мечта. Сейчас незрячие массажисты работают в разных точках Москвы. Основанный меньше года назад проект только-только начинается, он еще почти неосязаем, почти виртуален, но мне так хочется потрогать первые результаты. Новое всегда интересно.
Там, где больно
И вот я здесь, на массажном столе в крошечном полутемном кабинете, залитом уютной музыкой. Александр, считают многие, один из лучших в Москве специалистов. Его профессиональный опыт — почти 20 лет. В начале 90-х в школе для незрячих детей, где он учился, начали преподавать массаж. Интересно, что к тому времени Саша как раз перевелся в другую школу — обычную. ЮНЕСКО тогда запустило в России проект — первые шаги по направлению к интеграции в образовании. «Ехал на уроки в одну школу, – вспоминает он, бегая пальцами по моему позвоночнику, – потом на курсы массажа — в другую, а вечером снова шел в первую — на дополнительные занятия. От перегрузок нередко шла носом кровь». Мне как раз хотелось закричать от боли: пальцы добрались до измученного компьютерным трудом шейного отдела. Но слушая историю массажиста, смогла ограничиться почти сдержанным «Ох!», да и то было лишним: пальцы сами знали, где и отчего у меня болит, нащупав проблему, продолжили свой бег. Александр дает советы, как сидеть за компьютером, какие точки массировать самой, чтобы не болела голова (разве я успела пожаловаться на свои мигрени?!). Это — часть диагностики. Массажист нащупывает проблемы клиента и дает рекомендации по их преодолению. Кому-то потребуется курс массажа, кому-то — физкультура, а кому-то достаточно следить за осанкой, нажимая клавиши клавиатуры. Парадокс: массажист, не имеющий зрения, «видит» тело клиента лучше, чем зрячий. Все дело в развитом осязании, необычайной чувствительностью рук. С другой стороны, этот вид массажа подходит как раз для тех, кто своего тела стесняется, не хочет, чтобы его видели, и стремится к конфиденциальности. В дверь стучат.
Разрушая барьеры
Буквально на 15 минут в клуб заскочила Дарья Николаева, она занимается здесь социальными проектами, одним из которых является как раз «Трогает». Мне не хочется вставать, одеваться и куда-то идти. Но Александр непреклонен: «Без этого человека, без отзывчивых и чутких людей, которые мне встречаются, ничего бы не было. Не каждый пойдет навстречу, не каждый согласится сотрудничать с незрячим». «Да как же это?!» – мне хочется лучше думать о человечестве. «Обычно, – улыбается Саша. – Сколько я себя помню, незрячие пытаются разрушить этот барьер. Когда люди встречают нас на улице, первая реакция — реальный страх. Они теряются, не знают, куда бежать, что делать. Вот мы зимой искали помещение, чтобы арендовать кабинет. Ходили смотрели. Увидев меня, хозяева иногда с порога отказывали: уже не сдаем. Мы очень хотим открыть свой собственный салон, но пока приходится проводить диагностику там, куда пустят. В случае с Дарьей — бесплатно».
Вопросы тепла и освещения
Времени у нас мало, Дарья рассказывает о сути сотрудничества. «Бенефит» предоставляет незрячему массажисту «площадку, где он проводит диагностику и знакомится с новым людьми — потенциальными клиентами». Сама она познакомилась с Александром тоже так — на сеансе массажа: «Он рассказывал о своем путешествии в Черногорию, о том, как воспринимал эту страну — через запахи, звуки, как все менялось, когда он приезжал в другой город. Я была впечатлена не только его квалификацией, но и жизнерадостностью, оптимизмом. Спустя некоторое время мы стали вместе работать».
«До сих пор приходили только через сарафанное радио, – дополняет Саша, – а теперь стали идти люди с улицы. В этом и состоит одна из основных целей проекта «Трогает» — расширить клиентскую базу».
Предоставить площадку не так просто, как может показаться на первый взгляд. Дарья со знанием дела объясняет нюансы, которые возникают при трудоустройстве незрячего человека: «Для них нужна доброжелательная атмосфера и искренняя поддержка команды. Люди, которые находятся рядом, не должны расценивать их как некую «фишечку» в наборе услуг или тем паче как дойных коров. Обязательно должен быть человек, который запишет клиентов, грамотно и бережно составит расписание, будет следить за временем, поможет в организации рабочего места. Тут даже элементарные вещи важны: полотенца, простыни, тепло в кабинете…»
«…Светло!» – подхватывает Александр. Шутка, конечно, была бы на грани фола, коль не произнес бы ее человек, сам лишенный зрения. Все смеются.
«Знаешь, Саша, – итожит Дарья, – больше бы таких людей, как ты, мир был бы более солнечным!»
«Да-да-да», – улыбается Александр.
Лежать на диване — тяжелая работа
Дарья прощается и убегает. Мы возвращаемся к массажу. Он, как сказал мне Михаил по телефону, не только диагностика и физическое оздоровление. Он — мероприятие психотерапевтическое. Сеанс длится 40 минут. Александр продолжает свою историю. Говорит о том, как учился в институте, как поступил в аспирантуру, а жена — тоже незрячая и тоже студентка — родила ребенка. О том, что никогда не переставал работать массажистом, даже будучи юристом и учителем в своей родной школе, — иначе не прожить, не прокормить семью. О грустном: о разводе, о радостном: рождении в новой семье еще двух мальчишек. Младший только-только пошел в детский сад, и жена наконец вышла на работу. О том, что тратит на дорогу сюда два часа в один конец: электричка из подмосковного Железнодорожного, метро, трамвай… И какие разные люди встречаются на этом долгом пути. О совсем грустном: как вернулась болезнь четыре года назад, стали отниматься и руки, и ноги, снова пришлось делать операцию — и мало-помалу возвращаться в строй.
Удивительный человек, удивительная жизнь. «Я хочу, чтобы люди по-другому посмотрели на трудности, которые кажутся им непреодолимыми, – говорит Александр. – Они говорят: «Как же вам тяжело!» Я отвечаю: «Нет, на диване лежать тяжелее». У меня много в запасе таких психологических постулатов — может, избитых, банальных, но они выстраданы и поэтому заставляют человека задуматься, сформулировать свое отношение к жизни. Кстати, гимнастику-то надо делать, – неожиданно меняет он тему. – Не нужно обязательно полчаса, лучше пять минут, но каждый день. А то вы торопитесь и вообще ничего не делаете. Все мы любим лениться, отнекиваться, всю жизнь нам приходится преодолевать себя».
Благотворительный, образовательный, социальный
В дверь снова стучат. Пришел клиент. Мне пора. Есть время поговорить с руководителем проекта Михаилом Коганом. После массажа Александр велел посидеть в тепле, попить чаю с печеньем — тогда «процесс пойдет». А я тем временем слушаю о том, как начинался проект «Трогает», как изменялся, какие в нем шли процессы и что у него впереди. С Александром Михаил познакомился 10 лет назад, когда его отец — известный режиссер Аркадий Коган — снимал о нем фильм. Они подружились.
– Когда у Александра снова появились серьезные проблемы со здоровьем, захотелось ему как-то помочь, – говорит он. – Так появилась страница в «Фейсбуке», на которой мы рассказали Сашину историю и попросили ему помочь — став его клиентами или перечислив деньги на необходимые обследования.
– Так получается, что проект чисто благотворительный?
– Так он начинался. Потом стал образовательным: в августе мы закончили размещать на своей странице лайфхак общения с незрячими. Меня заинтересовала тема, я с Сашиной помощью написал правила. Мои друзья, редактор и дизайнер, помогли оформить инфографику.
Нюансов в таком общении очень много. Вот лишь некоторые пункты: «Чтобы незрячий человек понял, что ваш голос обращен к нему, троньте его за руку и уже после этого спросите, не нужна ли ему помощь», «Если он принял предложение, встаньте с противоположной стороны от руки с тростью и дайте возможность незрячему человеку взять вас под руку. Не нужно хватать его и тянуть за собой. Также не нужно предлагать ему отдать вам или убрать свою трость — для незрячего трость как для сапера миноискатель», «Заходя в вагон метро или дверь автобуса, идите первым»...
– То есть «Трогает» — во многом образовательное начинание?
– Безусловно. Наша миссия — разрушить барьер между теми, кто видит, и теми, кто лишен зрения, дать обществу как можно больше информации о незрячих, их проблемах и т.д. Еще один аспект: мы обучаем незрячих основам массажа. Можно ведь производить совсем несложные манипуляции, такие как массаж стоп или воротниковой зоны. Есть возможность также оказывать менторскую поддержку тем, кто уже обучен массажу (в Москве этому учат в школе-интернате для незрячих), но никак не может раскрутиться.
– На сайте вы предлагаете услуги трех массажистов.
– Сайт появился в июле, мы получили возможность помочь большему количеству людей. К Сашиной истории добавились истории других людей, а к нашему маленькому коллективу — новые сотрудники. «Трогает» — это социальное предприятие, трудоустраивающее людей с инвалидностью. В будущем, надеюсь, коммерчески успешное.
– То есть сейчас о какой-то финансовой устойчивости говорить рано?
– Все только-только начинается. Все, кроме массажистов, работают бесплатно, pro bono, включая меня. Как менеджер интернет-проектов я имею возможность зарабатывать в других местах, а также привлекать профессионалов к работе над «Трогает» — дизайнеров, программистов…
– Необычное название тоже явно придумал профессионал.
– Это результат мозгового штурма. Сначала появился вариант «Трогать», а после мы с Александром решили поменять на «Трогает». Так название становится более многозначным: оно и про массаж, и про историю, которая трогает сердце, и про проблему, к которой трудно оставаться равнодушным, но которую мы собираемся хотя бы отчасти решить.
Автор: Екатерина Савостьянова
Дата публикации: 5 октября 2016
#инвалиды по зрению #социальное предпринимательство #репортажи9650 42