SIB: путь в Россию
12 марта в Москве состоялась конференция «Социальные облигации: международный опыт и их перспективы в России». Ее организовал фонд «Evolution and Philantropy» для обсуждения перспективности этого финансового инструмента в России.
Заинтересованные лица
Участниками обсуждения стали заинтересованные стороны внедрения социальных облигаций (SIB) в России. Государство на встрече представлял референт Департамента инновационного развития Минэкономразвития Сергей Ефремов. Возможными координаторами или эмитентами социальных облигаций выступали представители Фонда «Наше будущее» http://www.nb-fund.ru Екатерина Бесшапошникова и фонда «Evolution and Philantropy» Ольга Евдокимова. Галина Рахманова из благотворительного фонда «Виктория» присутствовала на встрече как вероятный исполнитель программ по социальным облигациям, а Сергей Григорян (ЗАО «УК УралСиб) и Людмила Пантелеева (ЗАО «Газпромбанк - Управление активами») – как потенциальные инвесторы. Среди присутствующих были также независимые оценщики результатов реализации социальных программ, консультанты и эксперты: Ирина Гард, Ольга Рябова, Екатерина Халецкая (Impact Hub Moscow).
Российские возможности
В мире пока нет однозначного подхода к социальным облигациям, равно как и четкого понимания термина. Это касается и других инновационных экономических моделей – в том числе, и социального предпринимательства. В этом смысле, безусловно нужно изучать международный опыт, но подходить к нему необходимо с осторожностью. Речь должна идти не о копировании, а об изобретении собственных моделей - с учетом культуры, законодательства, финансовой предыстории и пр.
Сергей Ефремов в своем выступлении выделил следующие возможные направления развития SIB в России: использование ЦИССов как координаторов их выпуска; создание фондов (региональных и единого) социальных изменений для их финансирования; микропилотные проекты по регионам; корректировка законодательства. Впрочем, на современном этапе для грамотного проектирования подобного финансового инструмента вполне достаточно действующих законов. Для этого необходимо привлечь к разработке высокопрофессиональных специалистов в области финансов и налогов, чтобы не разочаровать первых инвесторов неизбежными мелкими техническими проблемами.
Ефремов остановился и на возможных проблемах, среди которых одна из главных – создание подобающей системы оценки.
Независимый эксперт Ольга Рябова также говорила о возможностях развития социальных облигаций в России. Она подчеркнула важность неизменности правил игры на входе и в рамках реализации: «Участники – и самое главное – государство - должны подписаться под этим». Эксперт рассказала о реальном опыте привлечения частных инвесторов: «Предложить 5 процентов фондов вкладывать под нулевую или небольшую доходность, но с подтвержденным социальным воздействием. Швейцарские банки предложили своим богатым клиентам такой продукт. Деньги пошли на социальное предпринимательство – трудоустройство инвалидов в Албании».
Облигации против рецидивистов, мухи цеце и безграмотности
У участников конференции была возможность узнать о международном опыте «из первых уст» и подробно обсудить его. На связь по скайпу вышла Лия Шустер (Liya Shuster), старший партнером Third Sector Capital Partners http://www.thirdsectorcap.org, ключевой международной организации, обеспечивающей брокерство проектов SIB. Она остановилась на двух проектах — предотвращение рецидивов у бывших заключенных в Массачусетсе для снижения количества бездомных и людей, лишенных родительских прав, в Кливленде. В США сейчас работают семь проектов, пока ни один инвестор не потерял денег. Госпожа Шустер ответила также на вопрос, что бы она посоветовала Правительству РФ, если бы ее привлекли в качестве консультанта по внедрению социальных облигаций. По ее мнению, учитывая сложность экономической ситуации и количество людей, которых это затронет, что наибольший социальный эффект дадут проекты, направленные на низкодоходные группы населения. На какой именно – это уже предмет специальных исследований.
Эксперт Фонда «Наше будущее» Екатерина Бесшапошникова, посвятила свое выступление опыту внедрения облигаций для ускорения развития (Development Impact Bonds). Это - подвид социальных облигаций, применяемый в развивающихся странах). Докладчица привела в качестве примера два проекта, реализуемые в Уганде (борьба с сонной болезнью, под риском заражения которой находится 9 млн человек) и Пакистане (создание сети дешевых частных начальных школ). Бесшапошникова подробно остановилась на механизмах действия социальных облигаций, тщательно сравнила их экосистемы в мире и России.
Эксперты размышляют
Российские эксперты настороженно относятся к вовлечению государства в модели социальных облигаций. Возможно, имеет смысл начинать не с федеральных, а с локальных проектов или через вовлечение дополнительных инвесторов в существующие КСО-проекты компаний. Только потом, в случае успеха, можно будет оценить, насколько имеет смысл тиражировать этот опыт. В целом речь идет об изменении ментальности всей российской благотворительности.
Другой важный вопрос – грамотное планирование, измерение и оценка получаемых социальных и экономических результатов проектов социальных облигаций. Здесь и дефицит специалистов, и нехватка «хороших» данных, в том числе статистических. В этой связи особенно актуален вопрос о стандартизации социальных результатов, обмен данными, чему не в последнюю очередь может способствовать развитие ИКТ и создание соответствующих онлайн-ресурсов и сервисов.
Источники Evolution and Philanthropy и собств. инф.
Дата публикации: 24 марта 2015
#социальные облигации #sib #dib #бесшапошникова #конференция #мск1474 189