Соцпредпринимательство: задачи Высшей школы

12 сентября 2014 года в рамках XII международной конференции по Модели Тройной спирали (Triple helix model) прошел воркшоп, посвященный роли университетов в развитии социального предпринимательства. О работе воркшопа, мнениях экспертов, его выводах и результатах – модератор мероприятия, директор Фонда социальных инвестиций, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Сергей Голубев.


В работе воркшопа приняли участие директор научного парка Утрехта Флорис де Гелдер, директор департамента проектного менеджмента ИТМО Филипп Казин, профессор Международной бизнес-школы Йонкопинг Университета Швеции Данкан Левинсон, профессор Массачусетского технологического института из США  Вилльям Лукас, исполнительный директор Комитета по социальной ответственности «Деловой России» Татьяна Коваль.
В ходе встречи собравшиеся определили, что университеты могут выступать в качестве катализатора развития социального предпринимательства по трем основным направлениям: по отношению к студентам, по отношению к местному сообществу и социальным предпринимателям, а также по отношению к действующим органам власти.
 

Студенты
Говоря о вовлечении в социальное предпринимательство студенческого сообщества, эксперты отмечали, что соцпредпринимательство и социальная активность студентов являются достаточно распространенными явлениями в Европе. В настоящее время основной задачей университета в данном направлении становится предоставление физических возможностей, материальных ресурсов вуза для реализации студенческих социальных проектов. Студенты ждут от Альма-матер поддержки в реализации идей, - пускай даже последние подчас кажутся нереальными с точки зрения практического воплощения. В случае, когда университет дает студентам право ошибиться и принять ошибку не как фатальность, а как путь к успеху, возникает перспектива плодотворного развития соцпредпринимательских инициатив. При этом поиск финансирования проектов должен лежать в плоскости ответственности самих стартаперов, отметили эксперты.
 

Реальный сектор
Роль университета в развитии соцпредпринимательства может также заключаться в обучении реальных и потенциальных социальных предпринимателей. Современные вузы предлагают в этом направлении все больше и больше специализированных образовательных программ. При этом упор в них делается не на передачу теоретических знаний о бизнесе, а на практическую реализацию проектов. В программах, ориентированных на подготовку социальных предпринимателей, большое внимание уделяется таким моментам, как рефлексия, оценка собственных действий, мотивации, анализ совершенных ошибок, налаживание межсекторного взаимодействия в области социального развития территорий. Сегодня многие университеты предлагают образовательные курсы в форме акселерационных программ, включая в них форумы, конференции и круглые столы как элементы выстраивания взаимоотношений между властью и социальными предпринимателями.
 

Чиновники
Третьей существенной задачей Высшей школы, по мнению участников воркшопа, является подготовка по направлению «социальное предпринимательство» представителей власти. Государственные и муниципальные структуры определяют общее направление социальной политики и «правила игры», и поэтому их представители должны иметь квалификацию позволяющую разбираться в новых концептах и трендах. В настоящее время университеты реализуют различные образовательные программы, погружающие представителей власти в тему социального предпринимательства и способствующие формированию грамотной стратегии развития этого явления.
 

Российские практики
Российские университеты сегодня только начинают входить в тему социального предпринимательства, но при этом они уже во многом догнали своих зарубежных коллег. Так, в частности, в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) поставлена система проектного менеджмента, вовлекающая в работу всех учащихся и создающая таким образом поток студентов, готовых к запуску собственных предпринимательских проектов. Одновременно в университете запущен ежегодный конкурс социальных и социально-предпринимательских проектов, который так же способствует повышению студенческой активности и вовлеченности в социальное предпринимательство.
В Институте общественных наук РАНХиГС существует курс «Социальное предпринимательство», в рамках которого учащиеся не только получают теоретические знания, но также разрабатывают и реализуют свои проекты. Стартапы запускаются на базе социального предприятия в Москве. Кроме того, в 2014 году РАНХиГС совместно с Фондом социальных инвестиций начата реализация программы студенческих стажировок, которые будут проходить непосредственно у социальных предпринимателей и в социально ориентированных НКО. Это позволит в существенной мере повысить как качество обучения студентов, так и качество работы социальных предпринимателей.
 

Перспективы
Подводя итог, можно отметить, что в российских вузах наработан очень успешный опыт развития социального предпринимательства, однако этот опыт фрагментарный и пока еще не используется в университетском образовании на системной основе.  В целом можно констатировать, что университеты в недостаточной мере используют свой потенциал для развития социального предпринимательства и у них есть все возможности, чтобы активно двигаться в развитии этого направления.


Подготовила Мария Кригер

Дата публикации: 15 сентября 2014

#образование #воркшоп #голубев #итмо #РАНХиГС

 1224   27  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно