"Вы заставили нас поменять стереотипы"

Эту фразу на Форуме социального бизнеса, который состоялся 20 октября в стенах Минэкономразвития, абсолютно искренне произнесла Наталья Ларионова, Департамент развития малого и среднего бизнеса, после выступления профессора Мухаммада Юнуса, рассказавшего, как он решил создать бизнес, основанный на альтруизме. Форум стал тем "редким заседанием, после которого хочется задуматься," - сказали чиновники и банкиры в благодарность 70-летнему профессору, лауреату Нобелевской премии мира 2006 года, основателю системы микрофинансирования из Бангладеш. "Я и не думал спасать мир, я просто хотел попробовать помочь людям, хотя бы одному человеку", - скромно и мудро ответил профессор.

На фото: Михаил Мамута, Мухаммад Юнус, Софи Айзенман (директор Творческой лаборатории Грамин)

Организатором мероприятия выступил Российский микрофинансовый центр, официальным спонсором - Фонд "Наше будущее".

Форума социального бизнеса в России ждали уже очень долго: первый раз его планировали провести в феврале 2011-го, однако тогда профессор Юнус не смог приехать и долгожданное для всех мероприятие пришлось перенести. Помимо общения с банковскими структурами и представителями Минэкономразвития Мухаммад Юнус встретился с министром экономики Эльвирой Набиуллиной и обсудил возможные направления развития социального бизнеса в России. Эта беседа была уже второй встречей с российским министром (первая состоялась в 2009 году). Профессор Юнус и директор Российского микрофинансового центра Михаил Мамута обсудили с министром проблему моногородов, откуда поголовно уезжает молодежь, и предложили провести там пилотный конкурс проектов в сфере социального бизнеса. “Социальный бизнес хорош тем, что не требует менять существующего законодательства, – отметил профессор, – а может действовать в рамках существующего”. “Действительно, социальный бизнес – это всего лишь ваш нравственный императив, – подытожил Михаил Мамута. – Но, конечно, необходимы программы для поддержки социального бизнеса”.

   

На фото (слева направо):

1. Все слушали пылкую речь профессора Юнуса, затаив дыхание
2. Михаил Мамута, Мухаммад Юнус
3. Иван Осколков, Михаил Мамута, Мухаммад Юнус и Софи Айзенман (директор Творческой лаборатории Грамин)

Форум открылся приветственной речью Михаила Мамуты: “Сегодня все больше корпораций в мире уделяют внимание социальному бизнесу. Крупные международные компании, такие как ИОН, BASF, Adidas, Danon, входят в новые сегменты рынка, потому что традиционные виды КСО, например благотворительные проекты, имеют свои ограничения. Через социальный бизнес может повыситься эффективность в достижении социальных целей. Но как сделать так, чтобы концепция СБ стала частью нашей повседневной жизни? Необходимо объединить усилия государства, бизнес-сообщества, вузов”.

Иван Осколков, директор Департамента инновационного развития и корпоративного управления, отметил, что социальный бизнес – это уникальная возможность вовлечь различные группы граждан в экономическую деятельность. И это обоюдно интересный процесс для тех, кто вовлекается в социальный бизнес, и для тех, кто в него вовлекает. Особую актуальность социальный бизнес может приобрести в развитых странах – там, где остро ощущается расслоение различных социальных групп в посткризисное время. “Социальный бизнес – это наши новые возможности для большого количества людей и для самого крупного бизнеса. Поэтому нам бы хотелось видеть в России свои практики социального бизнеса,” – заключил Осколков.

Участники Форума единодушно признали необходимость развития социального бизнеса в России. Так, Михаил Копейкин, заместитель председателя Внешэкономбанка, отметил, что, выделяя кредиты малому и среднему бизнесу, Внешэкономбанк старается отдавать предпочтение проектам в социальной сфере. “Сместить акценты в сторону социальных проектов по силам каждому кредитору, таким образом повлияв на возникновение большего числа социальных практик в нашей стране”, – отметил Михаил Копейкин.

Программа Форума также включала в себя работу трех секций. Участники Форума обсудили перспективы создания и применения инновационных финансовых технологий в России, ориентируясь на международный опыт работы группы “Грамин” с различными крупными компаниями. Также говорили о возможных вариантах повышения эффективности программ КСО и проблемах развития территорий при помощи проектов социального бизнеса.

Но все же главное слово Форума было предоставлено гостю – профессору Мухаммаду Юнусу. По итогам его выступления Наталья Ларионова, Департамент развития малого и среднего бизнеса, сказала, что “в Минэкономразвития состоялось редкое заседание, после которого пытаешься поменять свои стереотипы”. Так искренне, просто, вдохновенно о социальном бизнесе мог рассказать только профессор Мухаммад Юнус. Вот о чем он рассказал участникам Форума.

   


В 70-х годах, когда Бангладеш как государство еще только зарождалось (оно отделилось от Индии и стало самостоятельным государством в 1971 году. – Прим. ред.), молодой Мухаммад Юнус преподавал в университете экономику и однажды увидел циничную картину: прямо у входа в университет ростовщики обирали людей. “Это было очень неприятное чувство для молодого преподавателя, – вспоминает профессор, – осознать, что академические знания не дают ключа к решению экономических проблем”. В Бангладеш 80% населения живет в деревнях. Мухаммад Юнус решил начать с малого и помочь людям в соседней деревне, где ростовщики забирали плоды труда фермеров и выдавали ссуды на очень жестких условиях. “Я решил давать им очень маленькие суммы из своего кармана с одной разницей – это были беспроцентные ссуды”, – говорит Юнус. Так и возник сельский банк, или банк “Грамин”. Движение сельских банков началось позже и в других странах, только сначала это называлось микрокредитованием, а потом превратилось в микрофинансирование. “Я вообще-то не боец, люди создают некоммерческие организации с целью спасти мир. Я же хотел просто попробовать помочь хотя бы одному человеку. И потом неожиданно для меня модель сельского банка стала тиражироваться в нескольких деревнях, и в итоге мы вышли на национальный уровень”, – признается профессор.

В чем успех банка “Грамин”? “Мы видим социальную проблему и просто стараемся ее решить, а не отвернуться и пройти мимо. А еще мы видим, как ведут себя традиционные банки, и делаем все наоборот. Например, традиционные банки выдают кредиты богатым и чаще всего мужчинам, а мы выдаем беднякам, сегодня у нас 8,5 млн заемщиков, из них 98% – женщины. Традиционные банки требуют залогового обеспечения, мы отказались от этой идеи и создали банковское дело, основанное на рукопожатии, на доверии. Банки содержат целый штат юристов, которые оформляют договоры, ставят печати и заверяют подписи. У нас нет юристов. Традиционно банками владеют богатые люди, “Грамином” – бедняки. Все наши заемщики являются нашими же акционерами. А в совете директоров сидят не влиятельные персоны, а все те же бедные женщины. Обычно банки требуют, чтобы клиенты приходили к ним в отделение, мы решили, что наш банк должен обслуживать своих клиентов на пороге их дома. Мы ввели систему еженедельного погашения кредита очень маленькими частями, чтобы это было не так ощутимо для семейного бюджета наших заемщиков. Бангладеш – страна муссонов, и 4 месяца в году у нас идет дождь, а под ногами – слякоть. Но каждую неделю мы отправляемся к нашим клиентам и обходим всех без исключения”, – рассказал профессор.

“Грамин” можно назвать банком неравнодушных, потому что помимо выдачи кредита он шаг за шагом берется за какую-либо насущную для его заемщиков социальную проблему и решает ее.

“На заре работы банка мы как-то пришли в деревню к нашим клиентам и увидели, что их дети страдают куриной слепотой – днем все нормально, но с наступлением сумерек дети перестают видеть, – вспоминает профессор. – Я обратился к врачам и узнал, что причина – в недостатке витамина А. Его можно было компенсировать таблетками или же давать детям овощи, богатые каротином. И мы обязали наших клиентов, чтобы, получая заем в банке, они выращивали на эти деньги овощи для своих детей. Наши клиенты стали жаловаться, что у них нет семян, и тогда мы стали продавать им семена. Сделали такой маленький пакетик за 1 пенс. Сегодня у нас самый большой оборот семян и овощей по всей стране. А в Бангладеш больше нет проблемы куриной слепоты”, – говорит Юнус.

Следующая проблема, с которой столкнулся основатель “Грамина”, были болезни деревенских жителей, вызванные отсутствием туалета. “Зачем строить туалет, если можно просто сходить в кусты?! – говорили нам жители. – Но мы поставили условие: если хотите взять кредит в “Грамине”, выройте у себя во дворе выгребную яму. Люди недоумевали – зачем, но мы упорно объясняли и были настойчивы. А потом ходили и проверяли, вырыта яма или нет. Сегодня все уже негласно знают, что если хотят пойти за кредитом в “Грамин”, то сначала должны вырыть выгребную яму у себя во дворе. Впоследствии мы разработали долгосрочный кредит для установки настоящего, санитарного туалета”, – рассказывает профессор.

“Следующей проблемой, с которой мы столкнулись, была проблема отсутствия электричества в деревнях. 85% людей в Бангладеш – сельские жители, 70% из них не имели электричества, – говорит Мухаммад Юнус. – У нас не было возможности электрифицировать деревню, однако мы основали “Грамин Энерджи” и стали продавать солнечные батареи. Очень трудно было убедить людей покупать их, нам удавалось продавать не больше пяти в месяц. И тогда мы поставили задачу: продавать 100. Сегодня мы продаем больше 1000 в день! Один миллион батарей уже действует в деревнях, и мы хотим, чтобы в следующем году их было уже 2 миллиона”.

Сегодня “Грамин групп” основала уже больше 50 компаний, направленных на решение социальных проблем. “Если я вижу проблему, я начинаю думать, какое бизнес-решение этой проблемы может быть, – говорит профессор. – Некоторые наши компании стали национальными. Но поверьте, поначалу люди часто не понимали, зачем я предлагаю какое-то ноу-хау. Например, мы предложили деревенским женщинам подарить им мобильные телефоны. Но кому они будут звонить, спрашивали меня. А они будут одалживать мобильное время в аренду и будут на этом зарабатывать, выбираясь из бедности. И сегодня у нас уже больше 5 миллионов абонентов. Некоторые думают, что я очень богатый человек, но нет, я не владею этими дочерними компаниями “Грамина”. Это даже не вопрос одного процента акций”.

“Когда-то я понял, что занятие социальным бизнесом приносит мне счастье, и задумался, может быть, я не одинок и люди готовы так же работать? Я знаю, что бедность – это не то, что дается человеку при рождении, она навязана людям существующей системой. Потому что она не допускает людей к финансовым услугам, и это проблема концептуального характера. Обычно бизнес воспринимают как способ делать деньги. Но люди на самом деле не так однозначны и просты, ведь мы не разбойники, которые жаждут только лишь обогащения, – говорит профессор. – Мне стали говорить: ты хочешь помогать людям, так выйди из сферы экономики и стань филантропом. Почему я должен выходить? Просто надо менять теорию. Обычно люди хотят удовлетворить свой эгоизм и забывают о второй своей сущности – об альтруизме. Так почему нельзя строить бизнес на альтруизме? Делать бизнес, который решает проблемы и приносит мне удовлетворение. Иными словами, найти альтернативу традиционному бизнесу, основать альтруистический бизнес – социальный. И постепенно у меня стали появляться единомышленники. Это были крупные компании вроде Danon, с которыми мы стали выпускать качественный и дешевый йогурт для детей. Бангладешцы – молодая нация, 50% людей нет и 21 года. Но дети растут хилыми, они недоедают, плохо развиваются, и в результате вырастает слабая нация. Тогда мы решили добавить в наш йогурт микроэлементы: витамины и железо.
И как-то раз я пришел домой к одной семье, которая покупала такой йогурт для своего сына. Меня встретила мама и рассказала, что раньше ее сын все время молча сидел на крыльце. А теперь он постоянно бегает, прыгает, играет. Она как бы жаловалась мне на сына, но я понимал, что на самом деле она невероятно им гордится. И вот это вдохновляет меня больше всего на свете – ее материнское счастье и ее горящие глаза”.

С компанией Violin “Грамин” поставляет чистую воду в деревню, не имея никакой прибыли с проекта. С фармацевтической компанией BASF выпускает москитные сетки. С Adidas разработал очень дешевые ботинки – всего за 1 евро, однако такого хорошего качества, чтобы компании было не стыдно ставить свой лейбл на продукцию. “Это был очень непростой проект. Многие люди, не имеющие средств, чтобы купить себе обувь, страдали самыми разными болезнями оттого, что ходили босыми. И прежде чем все получилось, мы с Adidas два года разрабатывали концепцию недорогой обуви – искали качественные материалы и подходящие технологии”, – говорит профессор.

Очень интересный проект делает “Грамин” с Intel. “Мы пришли к ним за технологиями и разработали систему мониторинга беременных через мобильный телефон”, – рассказывает Мухаммад Юнус. В Бангладеш слишком много женщин умирают во время родов, потому что беременность протекает без наблюдения врача. Врачи составили анкету из 20 вопросов, которые специалист задает женщинам несколько раз в течение двух недель. И по результатам ответов определяет, нужна ли женщине помощь профессионала.

“Другая медицинская проблема, которую мы хотели решить, – отсутствие врачей в деревнях, – говорит Мухаммад Юнус. – Большинство бангладешцев – сельские жители, врачи же предпочитают жить в городах, даже если прикреплены обслуживать конкретную деревню, в итоге оставляя людей без медицинского присмотра. Поэтому мы попросили General Electric разработать для нас маленький аппарат УЗИ размером с мобильный телефон, которым медицинская сестра может делать обследование беременной женщины. Изображение передается в кабинет врача в городе, и он дает медицинское заключение, не выходя из своего кабинета”.

10 ноября в Вене состоится Саммит социального бизнеса, куда профессор пригласил всех интересующихся темой. Социальный бизнес зависит от творчества людей и способен на самые неожиданные решения. Но творческий потенциал людей пропадает, а креатив уходит в делание денег. Если создавать в стране среду для социального бизнеса, туда пойдут новые технологии. С помощью социального бизнеса возможно находить решение проблем, и с его развитием нас ждет хорошее, светлое будущее.

Социальный бизнес – выбор далеко не каждого бизнесмена, и в этом нет ничего предосудительного. Наоборот, существование социального бизнеса было бы невозможно без традиционного, приносящего прибыль и позволяющего соцбизнесу работать не выше точки самоокупаемости. “Очень важно, – отметил профессор Юнус в заключение, – говорить с молодым поколением. Они прекрасно понимают наши новые реалии, им даже необязательно слушать лекции профессоров, чтобы уловить суть социального бизнеса. И если мы покажем им путь, они могут изменить мир. Сегодняшние 15-летние создадут такие технологии, которые мы себе не можем представить. Университетам пора задуматься, что необходимо распространять идеи социального бизнеса. Конечно, у каждой страны свои социальные приоритеты и есть особенности социального бизнеса, но то, что он поможет любому обществу развиваться, это так”.

___

Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Октябрь 2010 г.

Фото: Алексей Бакай


 

Дата публикации: 24 октября 2011

#форум #москва #социальный бизнес #юнус #минэкономразвития россии

 1683   190  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно