20 детских судеб за 20 лет

Она воспитала четверых своих и 20 приемных детей. Большинство из них попадали к ней в самом, что ни на есть сложном, подростковом возрасте. Обычно таких деток редко берут в семьи, их судьба – жить до совершеннолетия в казенном учреждении. Любовь Яковлева 20 лет назад решила, что у нее хватит сил пережить трудности подросткового возраста.

Как же можно жить без мамы?

Сейчас большинство ее приемных деток уже взрослые, сами имеют детей. Под опекой у Любови Петровны осталась только одна приемная дочка. Свободного времени стало больше, и чтобы родительский опыт не пропал зря, она создала сообщество «Теплый дом», объединившее приемных родителей и их детей.
Ее мобильный не умолкает. Постоянно кто-то звонит – или дети, или приемные родители. Спрашивают совета, просят помощи. Она терпеливо объясняет пошаговые действия, постоянно повторяя фразу: «В интересах ребенка».

По этому принципу она жила всю свою жизнь. Так ее воспитали.
– Моя мама работала в доме ребенка. Я частенько приходила к ней на работу. Волей-неволей общалась с этими детьми. Жалко их было… Я всегда думала, как же можно без мамы? Как же они будут жить дальше, если у них нет никакой поддержки?

Еще в те годы у нее и появилась мысль помочь брошенным детям. Но потом Люба окончила институт, вышла замуж, родила двоих сыновей, а через 12 лет еще сына и дочку. И мысли о приемных детях ушли на дальний план. Слишком много хлопот было в жизни. А тут еще перестройка, отсутствие работы и денег. Вся эта нестабильность особенно остро ощущалась в большой семье.

– На электронно-вычислительном заводе, где я работала, началась конверсия, сокращения, – рассказывает Любовь Петровна. – Тогда я организовала при заводе клуб многодетных матерей. Таких на нашем предприятии оказалось достаточно много. Вместе с ними мы открыли мастерскую по раскрою и пошиву одежды. Строчили халаты, униформу для цехов. Так и выживали.

Чужих у меня нет, все родные

Когда ее дочке исполнилось три года, к ней вернулась давняя мечта взять на воспитание приемного ребенка. Тем более услышала, что как раз началось общественное движение по созданию семейных детских домов. Посоветовалась с мужем. Он был не против одного. Но она, идя в опеку, думала о двоих или троих приемных ребятишках.

– Малышей для нас не нашлось, предложили 11-летнего мальчишку, – вспоминает Любовь Яковлева. – А я взяла, да согласилась. Обычно будущие родители боятся этого возраста, с подростками много хлопот, они трудно адаптируются в семье. Но у меня получилось как раз наоборот. Хотя ребенок поначалу никому не верил и ничего не хотел.

Он вместе с младшим братом уже был на воспитании в семье, но прежняя опекунша с мальчишками не справилась. Вернула их в интернат. Специалисты сразу предупредили будущую приемную маму, что характер у мальчика – не сахар. Через некоторое время она в этом сама убедилась. Дерзкий, ершистый, со всеми несогласный подросток заявил, что он – не маленький, чтобы его опекали. Но в конце концов поддался на уговоры, но с условием: «Если собаку заведете, я к вам пойду».
По просьбе отдела опеки семья приютила 11-летнего Женю на пару месяцев. Но мальчик остался до совершеннолетия.

– Я видела, что он способный, – говорит Любовь Петровна. – До трагедии, которая случилась на его глазах – отца перерезало поездом – Женя был самым обычным ребенком. В школе у него были грамоты, хорошие оценки. А потом пошло-поехало: дурные компании, подвалы. К нам он попал уже неуправляемым. Он был хорошо подкован на тему, как приготовить какую-нибудь дурь, а все, что касалось учебы, вызывало у мальчика раздражение.

Через два месяца в семье Яковлевых стал жить Женькин брат Артур. Пошли его проведать в больницу, а тот вцепился в приемную маму – возьмите и меня к себе.
Коля появился у Яковлевых после смерти бабушки – единственного человека, которому он был нужен. Трехлетнего Лешу забрали из больницы, где здоровый мальчик жил до того момента, пока не были готовы его документы. А спустя пару месяцев нашелся Лешин брат Максим. Семья росла быстрыми темпами.

И тогда не выдержал муж Любови Петровны. Поставил условие: «Или я или дети». Многодетная мама его за это не осуждает. Говорит, что он имел на это моральное право – «соглашался ведь на одного приемного ребенка, а их у меня вон сколько!»

Но у нее своя правда: «Какие же они чужие? Все родные. Как же я могу их предать?»
Тем более что этих детей уже не раз предавали взрослые.

Трудоустроить сироту

Она осталась одна. Но и после этого в ее семье не перестали появляться дети.
– Официально у меня воспитывались 20 детей. Я не беру в расчет тех, кто жил временно. Например, когда мама у ребенка умирает в больнице или единственный родитель попадает в тюрьму.

Она считает, что плохих и трудных детей не бывает. Причина детских проблем кроется во взрослых, которые вовремя не уделили внимание ребенку.
– Важно, чтобы дети были заняты, – говорит Любовь Петровна. – Откупаться от сирот игрушками и подарками – это ошибка, на мой взгляд. Лучше правильно организовать их досуг. Когда своих средств на это не хватало, я с детьми писала работы на гранты. Часто мы выигрывали средства. Последний наш проект называется «Солнечный берег». Мы живем на берегу Ахтубы, поэтому вместе с подростками из приемных семей начали заниматься благоустройством своей улицы. Своим трудом показываем пример тем людям, которые здесь отдыхают.


Сейчас опытная приемная мать активно осваивает социальное предпринимательство, чтобы не только у ее воспитанников, но и у подростков из других приемных семей появилась возможность заработать. На днях волжанка вернулась из столицы, где ее проект социального бизнеса по выращиванию клубники был признан одним из лучших (проект "Клубничный бизнес" стал победителем Всероссийского конкурса "Социальный предприниматель-2012" - Прим. ред.). На его развитие ей выделили заем на пять лет в размере пятисот тысяч. Этот проект отчасти решит проблему трудоустройства выпускников детских домов. Их Любовь Яковлева собирается привлечь для реализации своего проекта.

– Вместе с детьми мы будем выращивать клубнику на своем приусадебном участке на продажу, – делится она планами. – Мы ее и раньше выращивали для себя, теперь планируем расширить теплицу, организовать торговую точку для реализации растениеводства. Там хотим продавать овощи и фрукты, которые на своих дачах и приусадебных участках выращивают многодетные и приемные семьи.

Источник: "Вологодская правда" № 87 от 19.05.2012

Автор: Виктория Шадчина

Дата публикации: 8 июля 2012

#трудоустройство выпускников детских домов #клубничный бизнес #социальное предприятие #любовь яковлева #вологда

 1330   198  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно