Библиоавтобус "Бампер": все книги - детям

Анна Тихомирова, создатель проекта детского книжного автобуса «Бампер», рассказала о том, как появилась идея социального предпринимательства и зачем гоняться за ребенком с книгой, о сложностях и неприятных случаях в работе и эмоциях от общения с детьми.

Всю жизнь я работала с трудными подростками. В какой-то момент поняла, что, как правило, тинейджеры, которые попадают в трудные жизненные ситуации, в раннем возрасте не читали хорошей литературы. Для меня и моего окружения детская литература – важный фундамент. Я считаю, что моя судьба во многом определена прочитанным в детстве. Не знаю, почему моей любимой книгой была «Дорога в жизнь» Фриды Вигдоровой о работе с трудными подростками, но читала я ее три миллиона раз. Не зря же говорят, что если в детстве люди любили одни и те же произведения, у них много связей друг с другом, и даже если они потом разбредаются по жизни, все равно остается основа, заложенная чтением.

Книга создает определенные жизненные ценности, определяет задачи и ставит цели. Я решила, что было бы полезно с самого раннего возраста прививать  вкус к хорошей детской литературе, чтобы потом она становилась жизненной опорой и живительной средой.

 

Как найти деньги на проект с высокими целями

Наш проект самостоятельный, нам никто ничего не платит. В самом начале мы купили в рассрочку автобус, а благотворительный фонд Михаила Прохорова помог нам закупить оборудование на один год. Сейчас у нас есть небольшая поддержка от фонда «Навстречу переменам». Нельзя сказать, что мы существуем на эти средства, скорее они прикрывают наш тыл. Если что-то случится, то на какие-то мелкие расходы деньги найдутся. Проекту уже 3,5 года, и осенью мы вышли на самоокупаемость, появились ресурсы, которые мы можем вкладывать в расширение.

В «Бампере» сейчас работает 8 человек. Мы зарабатываем деньги на продаже книг, часть идет на содержание проекта: на зарплаты, бензин, ремонт автобусов. Остальное уходят на социальные проекты. Социальный – это не значит бесплатный или волонтерский. Социальный – это бесплатный для получателя, но для других это работа, и люди, которые проводят мероприятия, получают за это деньги.

Мы уже купили новый автобус, теперь его требуется переоборудовать, и на это мы пытаемся собрать средства. Около 120 тысяч уже есть, осталось добыть еще 380. Совсем недавно старый автобус загорелся по дороге, сейчас он уже еле-еле двигается и сможет только стоять, поэтому к лету нам нужен новый. Маленький автобус, который нам подарил Citroen, ездит в школы и детские сады, тогда как большой разъезжает по разным городам.

То, что люди так много помогают нам с покупкой книг для детских домов, стало для меня очень неожиданным результатом. Мы за две недели собираем целую коробку книг с помощью добровольцев, и недавно в Нижнем Новгороде в детском доме мы оставили три таких больших коробки. Потрясающе и то, что люди в книгах оставляют комментарии от себя, пожелания. Для детей очень важно это своеобразное общение, потому что они, читая эти записи, понимают, что книги подарили им конкретные люди, а не какой-нибудь банк.

 

Подарки не важны, имеет значение только общение

Когда мы приезжаем в детский дом, воспитанников к нам заводят группами, мы проводим занятия. Не бывает так, что мы приезжаем, отдаем книги детям и уезжаем обратно. Мы рассказываем про каждую книгу, обсуждаем ее . Недавно ездили в детский дом в Нижнем Новгороде. Я достаю книгу, а у них она уже есть. Дети хорошо знают, о чем эта книга, рассказывают о ней, перебивая друг друга, и им это нравится. Такие ситуации, однако, скорее уникальны. А бывает наоборот, что приезжаешь в детский дом, а книги как-то растворились. Например, несколько раз мы ездили в учреждение под Коломной. Во второй приезд поняли, что дети вообще не помнят о книгах, подаренных библиотеке. В третий приезд мы увидели, что в библиотеке вообще нет ни одной из них. Но хорошо, что и это скорее исключение, нежели правило.

Несмотря на то, что книги пропадают, наши поездки в детские дома имеют огромное значение, потому что дети видят эти книги, что-то они успевают прочесть, и мы говорим с ними, проводим мероприятия. Детям нужно именно общение, потому что нет смысла в том, чтобы просто приехать и подарить книги. Часто дети спрашивают, когда мы приезжаем: «А что вы нам привезли?» Мы пытаемся это изменить. Суть нашей работы заключается в том, чтобы поговорить и поиграть с детьми, почитать с ними, обсудить прочитанное. Главное – сделать процесс увлекательным для них.

Совсем недавно автобус был в Самаре, в Тольятти, а потом в Нижнем Новгороде, где проводили большой передвижной детский фестиваль «Книжка под подушку», который мы устраиваем каждый год весной в новом городе. Мы часто приглашаем писателей – очень важно, чтобы дети увидели живого человека, произведения которого они читают.

 

Книга как удовольствие

В нашей команде есть психолог Таня, занимающаяся в основном школами. Она рассказывает, что очень часто к ней приходят родители со словами благодарности за то, что после приезда «Бампера» ребенок начал читать. Однажды мама ребенка, запыхавшись, прибегает в школу и говорит: «Дайте мне срочно продолжение про кота-убийцу». Оказалось: вечером вся семья сидела перед телевизором, вдруг ребенок встал и ушел в свою комнату. Не в компьютерные игры играть и не с друзьями болтать, а читать! Мама чуть в обморок не упала, потому что это было впервые в жизни, когда ребенок сам отправился читать. После этого произведения о коте-убийце многие дети начинают читать, потому что она тоненькая и со смешным человечным содержанием.

В жизни ребенка книга – это обязательство, что-то скучное, из разряда «пока не прочитаешь, к телевизору не подпустим». У детей книги вообще никак не связаны с удовольствием. Когда они заходят в «Бампер», то погружаются в атмосферу веселья и радости. У нас можно валяться и читать, можно трогать разные книги, рассматривать их. Есть издания, которые читать не нужно, в них можно играть. Книга становится чем-то радостным, потому в корне меняется отношение к ней, и из какой-то трудной и занудной работы чтение превращается в приятное занятие.

 

Планы не меняются, они четко формулируются и воплощаются в жизнь

Когда мы начинали, я еще не знала, что такое социальное предпринимательство. До сих пор непонятно, что же это. Если это бизнес, то его задача – получить прибыль, а если социальный проект, то он не может заработать денег. Все проекты настолько разные, что непонятно, что именно можно считать социальным предпринимательством. В первый год нашей работы мы победили в номинации «Социально ответственный бизнес». Тогда еще не было специального термина, который характеризовал бы наш проект, а сейчас социальное предпринимательство уже активно развивается. Есть даже фонды, например «Наше будущее», как раз поддерживающие такой вид бизнеса.

Точных аналогов у «Бампера» нет, потому что есть передвижные магазины, но нет таких проектов, которые занимались бы именно социальным предпринимательством. Мы знакомы с итальянским автобусом-магазином, гоняющим по Сицилии. В Германии автобусы-библиотеки регулярно ходят в отдаленные места. Дети там знают, что автобус приходит, например, по четвергам, они берут книжки и в следующий четверг возвращают. Есть автобусы в Африке, в них приезжают и раздают книги в качестве социальной помощи. В России тоже появились библиомобили, и мы с ними ездили в Карелию.

Наши ориентиры со времени создания проекта не изменились, они просто оформились. Если я бы отвечала на вопросы о проекте три года назад, я рассказала бы что-то другое. Сейчас я четче понимаю, что именно мы делаем. На самом деле сформулировать, в чем заключается смысл нашей работы, мы смогли через несколько лет. Сначала есть только общее видение, общие идеи. Например, мы хотим, чтобы дети читали, но как именно мы это сделаем, какие способы будем использовать, каким будем результат нашей деятельности, непонятно. Готовых схем работы нет, потому что все это познается методом проб и ошибок.

Источник: Журнал «Большой город»

Дата публикации: 17 июля 2014

#бампер #книжный автобус

 1690   180  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно