«Благодарение» – когда, если не сейчас?
Мода на социальные магазины докатилась сегодня и до Волгодонска. Здесь в октябре 2012 года предприниматель и пенсионер Клавдия Русанова открыла двери всем, кому близка такая философия жизни: то, что сегодня стало не нужно дома, другим может пригодиться. Вы найдете здесь все, что угодно, но больше всего, конечно, детских вещей – ведь дети быстро растут и выбрасывать еще совсем новые, такие трогательные вещички невероятно жалко. «Благодарение» предлагает обмен или продажу, да и европейские марки здесь можно найти.
«Когда, если не сейчас? – говорит Клавдия Русанова. – Я всегда мечтала заняться таким делом, сегодня у меня есть время, житейская мудрость, организаторские способности, экономическая грамотность». Любви к людям этой женщине тоже не занимать.
В Европе повсеместно существуют так называемые благотворительные магазины (charity shops). В Германии и США, рассказывает путешественница Русанова, работают пункты, куда торговые точки за две-три недели до окончания срока годности сдают продукты питания, в основном молоко, тушенку, консервы (в эти же пункты можно сдать одежду), и раз в неделю каждый нуждающийся может получить там помощь.
Насмотревшись на идиллические картины, Клавдии захотелось адаптировать эту модель к российской действительности. Так появился Благотворительный центр «Помоги ближнему». «Для продвижения этого проекта я создала Благотворительный фонд пенсионеров «Творим добро» и даже успела собрать команду», – рассказывает Клавдия. Но проект изначально был финансово затратным: помещение, его содержание, оборудование, заработная плата (особенно первые шесть месяцев становления проекта). И в итоге «Помоги ближнему» оказался фактически замороженным. «Терпеливо ожидающим своего часа», – уточняет предпринимательница.
Через два года работы фонда Клавдия поняла, что настало время менять ситуацию коренным образом, и в итоге уехала в Ростов-на-Дону проходить курсы повышения квалификации. «Здесь познакомилась с термином «социальное предпринимательство», – вспоминает Клавдия. – И очевидная мысль о том, что фондам нужно самим зарабатывать деньги, оказалась мне очень близка». И в итоге именно социальное предпринимательство стало философией жизни и дало старт новому проекту Русановой.
«Вернувшись домой, я закрыла фонд, пересмотрела проект «Помоги ближнему» и открыла социальный магазин «Благодарение», – рассказывает Клавдия. – Магазин – это часть моего проекта: как только смогу арендовать или приобрести большие площади, буду привлекать для участия в проекте и других предпринимателей».
Философия проекта
С небольшими личными финансовыми вложениями Русановой социальный магазин «Благодарение» был открыт 8 октября 2012 года.
«О самоокупаемости и прибыли говорить еще рано, – делится насущными заботами Клавдия. – Мы с мужем работаем бесплатно, нарабатываем клиентов и имидж. Сейчас у нас работают только два отдела: социальный, куда горожане сами сдают б/у вещи, и отдел секонд-хенд, за счет которого мы содержимся. Вещи из социального отдела стоят не дороже 300 рублей (можно найти что-то и за 10 рублей!), а товар, не реализованный в течение месяца со дня поступления, отдается бесплатно. В социальный отдел ежедневно сдают вещи 3-4 семьи, и столько же семей в день мы одеваем.
Вещь можно купить, а детские можно взять и бесплатно, если принести что-нибудь взамен. В секонд-хенде можно найти европейские брендовые марки (цены здесь на порядок ниже, чем в других магазинах). Нередко наблюдаю ситуацию: молодые мамы, сэкономив на детской бесплатной одежде в социальном отделе, могут позволить купить себе вещь из Европы в отделе секонд-хенд. Так моя теория пересеклась с практикой: прибыль мы планируем именно за счет отдела секонд-хенд».
В мае 2013 года социальный магазин «Благодарение» стал победителем конкурса «Социальный предприниматель». «До займа Фонда «Наше будущее» у меня не хватало оборотных средств, их и приобретаем по графику и по сезону, а еще деньги фонда идут на аренду помещения (я предполагала, что первый год не сумею оплачивать аренду с выручки, и первые месяцы приходилось оплачивать ее с пенсии)», – объясняет Клавдия свою бизнес-модель.
«Контакт с госструктурами у нас еще не налажен, прежде я хочу достичь некоторого успеха, который смогу продемонстрировать, – замечает Русанова. – Зато СМИ нужно отдать должное уже сейчас: два года назад мои благотворительные новости печатали только на коммерческой основе, а социальное предпринимательство в лице «Благодарения» и местные СМИ, и телевидение осветили бесплатно».
Семейный подряд и семейные секреты
«Я не тщеславный человек, – говорит Клавдия, – материально я не завишу от предпринимательства, мне не нужны ни карьера, ни пиар, я просто люблю людей и настроена им помогать».
«Я осознаю свой возраст. Продолжателей своих добрых дел я взрастила: через пять лет моя дочка выйдет на пенсию – она уже знает, чем ей предстоит заниматься. А пока мы с мужем собираемся в отпуск, на две недели управление магазином берет на себя моя старшая внучка», – не без гордости делится планами Клавдия.
«Наш семейный секрет в том, что мы стараемся слышать людей: я много общаюсь со своими клиентами, знаю об их семьях, иногда даю советы, – рассказывает Клавдия. – Со мной любят общаться и молодежь, и взрослые люди. Члены моей семьи живут по такому же закону: слышать других!»
Конечно, мне хотелось бы, чтобы у меня были последователи и вне семьи, чтобы обычные магазины организовывали социальные отделы: ведь, если у семьи нет транспорта, не каждый поедет в другой район с пакетами – многим легче будет ненужные вещи выбросить», – говорит предпринимательница.
А сегодня в ее планах – найти большее помещение. «Предел моих мечтаний – выкупить недвижимость под магазин, – говорит Русанова. – Еще хочу активизировать работу с местными предпринимателями и создать продуктовый отдел, куда предприниматели могли бы привозить продукты: а мы бы так же, как и в Германии, распределяли их между нуждающимися».
Планов громадье, но уже на нынешнем этапе достаточно и радостей: так, предприниматели привыкают к «Благодарению» и адаптируются к его идее: при закрытии магазинов или переизбытке товара они тоже привозят сюда вещи бесплатно. Поддерживает и реакция горожан на появление «Благодарения»: только положительная! «Самые дорогие гости и клиенты магазина – это дети (для них у меня всегда стоят конфетки, и никто не уходит, не угостившись) и воспитатели из интерната, которые берут одежду для своих подшефных, – говорит Клавдия. – Многие просят отложить им бесплатные вещи, но я всем отвечаю, что не могу этого сделать: что за радость сидеть на узлах и все равно всем не угодить? Уж лучше по справедливости – пусть достанется тому, кому достанется. И все соглашаются».
Автор: Ира Форд
Дата публикации: 4 августа 2013
#социальный магазин #волгодонск #ростовская область1659 18