Больше, чем покупка!
Наряду с отсутствием законодательной базы и развитой инфраструктуры, наряду со сложностями очередного переходного периода экономики, российские социальные предприниматели сталкиваются с такой проблемой, как сбыт. Бизнес-модель, которой придерживается отечественная розничная торговля, практически закрывает социальным предпринимателям выход к конечному потребителю. Новаторским решением вопроса стал проект «Больше, чем покупка!», запущенный в 2014 году.
Российское соцпредпринимательство более чем на 90% представлено малым бизнесом: средних предприятий в сфере единицы, о крупных сегодня речь не идет в принципе. Подобное распределение веса понятно и закономерно: во всем мире социальный бизнес является вотчиной местных сообществ. Сегмент прирастает по крупицам, от одного индивидуального предпринимателя к другому. Есть надежда, что часть тех крошечных предприятий со штатом из 3-10 человек, что стартуют сегодня, со временем прорастет в средний, и – почему бы и нет – в крупный бизнес, но это в любом случае перспектива не завтрашнего дня. Пока же есть, что есть: небольшие артели, выпускающие довольно скромные объемы продукции. Продукции, которая пользуется заслуженным спросом и любовью потребителя: чтобы убедиться в этом, достаточно отправиться на «Душевный Bazar» и понаблюдать за ажиотажем вокруг стендов проектов «Летающие звери» или «Наивно? Очень!». Проблема в том, что за исключением подобных фестивалей и ярмарок товары, производимые социальным бизнесом, сегодня можно приобрести, по сути, только у самих предпринимателей, далеко не все из которых дислоцируются в крупных городах.
Попасть в сети
Причина сложившейся ситуации – практика отечественной розничной торговли. Ритейлеры не заинтересованы сегодня в работе с социальными предпринимателями. Последние в большинстве случаев не могут вписаться в жесткие требования магазинов: большие объемы поставок, условия отгрузки, отсроченные платежи, схемы доставки, программы продвижения, оформление точек продаж, у некоторых особо крупных -- требование платы за полку и пр.
Прямые продажи в регионах, где продукция, собственно, и производится, неизбежно ведут к сужению географии ее распространения. В итоге низкая доступность товаров соцпредпринимательства серьезно затрудняет их продвижение на рынке: большинство современных людей не готовы прилагать особые усилия – например, поездку в специальный магазин – для приобретения того или иного продукта.
Больше, чем покупка!
Для серьезного шанса на успех социальные предприятия должны иметь возможность реализации своей продукции в местах, привычных современному покупателю, – супермаркетах и других розничных. Данная модель распространения нуждается в прозрачных партнерских отношениях между производителем, продавцом и конечным потребителем. В 2014 году в России такое партнерство возникло.
Инициатива внедрения новых для нашей страны схем продвижения товаров соцпредпринимательства принадлежит президенту компании ЛУКОЙЛ и учредителю Фонда «Наше будущее» Вагиту Алекперову. Некоторое время назад совместными усилиями специалистов Фонда и ЛУКОЙЛа была разработана и запущена уникальная пилотная программа «Больше, чем покупка!», дающая возможность продаж товаров социальных предпринимателей на АЗС ЛУКОЙЛ. 28 января 2014 года на одной из АЗС ЛУКОЙЛ в Московской области состоялась официальная презентация данного проекта.
На особых правах
«Это пилотный проект, который в случае успеха расширится и даст возможность социальным предпринимателям делать свой товар доступным для покупателей без дополнительных затрат, – отмечает Вагит Алекперов. - Очень важно, что проекты в сегменте социального предпринимательства, которые ведет Фонд, получают поддержку Минэкономразвития России, Агентства стратегических инициатив, правительства Москвы и Московской области, ТПП. Это та поддержка, которая дает возможность уверенно смотреть в будущее сотрудничества между социальными предпринимателями и не только нашей компанией, но и бизнеса в целом на территории России».
В рамках проекта на двух АЗС ЛУКОЙЛ появилось специализированное торговое оборудование: отдельные стойки и морозильные камеры, брендированные знаком «Больше, чем покупка!». При этом ЛУКОЙЛ предоставляет соцпредпринимателям не только площадку, но и возможность продавать свою продукцию на особых условиях (минимальная торговая наценка, отсутствие арендной платы за стойку).
Первыми представителями соцбизнеса, получившими возможность продвигать свои товары через новый канал сбыта, стали мастерская авторской игрушки «Веселый войлок» и творческая Мастерская Черниковых, проекты «Наивно? Очень!» и «Помогать легко!» и ферма экологически чистой продукции «Экокластер».
«На заправках нам предлагаются уникальные условия, предоставляются места с высокой проходимостью и приоритетная выкладка, - говорит социальный предприниматель Ольга Черникова. - Малый бизнес редко может сам изыскать подобные возможности, так как торговые центры и другие ритейлеры очень сильно завышают тарифы, делая свои точки продаж недоступными для небольших предприятий. Я думаю, сеть дружественных в соцпредпринимателям торговых точек нужно расширять, у нее должен быть федеральный охват».
Тройная польза
«Окно в люди», прорубленное ЛУКОЙЛом и Фондом «Наше будущее» в стене отчуждения между соцбизнесом и ритейлом, дает заметные преимущества всем заинтересованным сторонам. Для социальных предпринимателей «Больше, чем покупка!» - хороший шанс расширить географию распространения своей продукции, усилить самоокупаемость и устойчивость, и как следствие, получить возможность и в дальнейшем создавать рабочие места и производить качественные товары с социальной составляющей.
Для ЛУКОЙЛа программа – эффективная модель реализации механизмов КСО. Для Фонда – принципиально новый инструмент поддержки социального предпринимательства в России. Для покупателя – возможность посильного участия в решении социальных проблем.
«Самая большая выгода в этом проекте – у покупателя, который получает возможность «легкой благотворительности», – говорит директор Фонда «Наше будущее» Наталия Зверева, рассказывая о новом проекте. – Но это не сбор средств, а продажа востребованных товаров. Мы надеемся, что нам удастся создать моду на «Больше, чем покупку!» и покупатель будет делать осознанный выбор в пользу продукции компании, которая не просто зарабатывает, но и решает социальные проблемы, как это сегодня принято в Европе».
Автор: Мария Кригер
Дата публикации: 15 сентября 2014
#больше чем покупка #бчп #алекперов #зверева #фонд наше будущее #лукойл2619 175