«Дарономика»: экономика дарения, построенная на базе современных технологий и человеческой доброты
Максим Каракулов, один из основателей сервиса дарений «Дарудар», рассказал корреспонденту портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство» Ире Форд о том, как дарение меняет мир к лучшему и как можно зарабатывать деньги на сервисе, исключающем денежные отношения.
- Максим, что такое «Дарудар», чем он отличается от других сервисов обмена?
- «Дарудар» — это сервис дарения, с помощью которого незнакомые ранее люди могут дарить друг другу свои услуги и вещи, не требуя чего-либо взамен.
Задумывая «Дарудар», мы не ставили себе целью создать еще один сервис обмена вещами, а мечтали воплотить на практике полноценную и полномасштабную экономику дарения, альтернативную той экономике обмена, в которой мы по большей части сейчас живем. В этой новой экономике люди не обмениваются и не торгуют друг с другом, а безвозмездно дарят.
Современные технологии коммуникации, прежде всего интернет-технологии, позволяют распространить эти отношения дарения, как правило, практикуемые внутри семьи, на совершенно незнакомых людей и вместо миллионов разрозненных локальных экономик дарения получить одну глобальную общую «дарономику».
- Дарением меняем мир в лучшую сторону?
- Даже больше того: с нашей точки зрения, человек как вид появился именно благодаря способности отдавать что-то безвозмездно своим соплеменникам.
Дарение, которое мы предлагаем на «Дарударе» — это не благотворительность, в которой люди делятся строго на тех, кто получает, и тех, кто отдает. Это и не просто раздача вещей даром, когда слепой случай решает, кому достанется та или иная вещь. Это полноценная экономика, в которой каждый является одновременно и получающим, и дающим и может влиять на то, что и кому достается.
Когда речь идет об обмене вещами и товарами, где в правилах игры заложен обмен эквивалентами, ты невольно вынужден бороться, чтобы получить себе побольше и не проиграть. При дарении ты можешь легко отдать больше, а получить меньше или наоборот — и ты будешь воспринимать это как норму.
- Сложность вашего проекта в том, что в нем изначально не заложен принцип коммерческого сервиса и хоть какие-то денежные отношения. Но, несмотря на это, вам наверняка есть чем поделиться в плане опыта по монетизации.
- Самое простое и очевидное, с чего мы можем получать доход, — это контекстная реклама, именно она нас сейчас больше всего поддерживает. Но это очень ненадежный источник: он никак не связан с той основной ценностью, что предлагает наш сервис, а также зависит от множества внешних факторов, на которые мы никак влиять не можем.
Более надежными и правильными источниками дохода мы считаем фримиум-услуги* — платные услуги, которые можно приобретать в дополнение к основным бесплатным услугам сервиса. Например, одна из таких услуг — получение статуса мецената. Человек, который дарит деньги на развитие сервиса, получает дополнительный статус внутри сообщества. Кто-то может подарить 10 рубашек десятку людей, а кто-то — подарить сервису 10000 рублей: оба вклада будут учтены в сообществе.
Другая наша фримиум-услуга — благодарственная открытка. За каждый дар у нас принято писать публичную благодарность, и это бесплатно. Но если кто-то хочет поблагодарить своего дарителя особым образом, изысканно и красиво, мы предлагаем ему за деньги открытку, специально разработанную для таких случаев.
Еще одна фримиум-услуга, традиционная для многих социальных сетей, — виртуальный подарок. Это симпатичная картинка, выражающая определенную эмоцию, с возможностью сопроводить ее текстом.
Помимо фримиум-услуг для пользователей, у нас есть услуги для компаний. Мы предлагаем купить доступ к нашей аудитории не абстрактным рекламодателям, а конкретным компаниям-товаропроизводителям. И предлагаем сделать это не в виде навязчивой рекламы, а в виде адаптированного под сервис дарения спецпроекта под названием «Подарок компании».
- И как работает «Подарок компании»?
- Любая компания — как частный предприниматель, так и большая корпорация — может завести свой профиль на «Дарударе» и выставлять свою продукцию в дар. При этом, в отличие от обычного дарителя, компания может потребовать от желающих получить дар дополнительных усилий, например: заполнить анкету, протестировать продукт и написать о нем отзыв, сделать фотографию на определенную тему, поделиться со своими друзьями в соцсетях ссылкой на конкурс, зайти в интернет-магазин компании и выбрать понравившийся товар и многое другое. В результате, компания получает лояльную аудиторию, репутацию в сообществе и узнаваемость своего продукта. Еще для компаний мы обкатываем экспериментальную модель продажи лицензии: предлагаем разным организациям и компаниям локальную реализацию сервиса дарения на базе «Дарудара».
- Это значит, что у этой компании будет свой раздел внутри сайта «Дарудар»?
- Не раздел, а свой собственный сервис, который может как пересекаться с основным сайтом, так и не пересекаться и работать только внутри организации. Если компания — достаточно большая корпорация, то для нее такая модель будет действующей и интересной. Компания просто платит ежемесячно за число участников на своем локальном «Дарударе». Например, если один участник стоит 10 рублей, а в компании три тысячи сотрудников, то платформа будет обходиться компании в 30000 рублей ежемесячно.
- А сколько людей пользуются фримиум-услугами?
- Сейчас таких около 3%. На сервисах, которые живут и развиваются благодаря подобной модели, это считается хорошим показателем. Это говорит о том, что на нашем сервисе данная модель работает, что приходит достаточное число людей, готовых платить деньги за дополнительные услуги.
- Каковы трудности проекта?
- Главная проблема в масштабе! Несмотря на то, что у нас ежемесячно совершается более 60 тысяч актов дарения, мы пока еще маленькое сообщество. Чтобы фримиум-модель сделала сервис окупаемым, нам нужно вырасти раз в десять: тогда доход позволит не только поддерживать сервис на плаву, но и развивать его. Пока можно сказать, что мы получили работающий прототип модели.
- Каким образом вы планируете увеличивать масштаб?
- Для полноценного развития сервиса нужна хотя бы небольшая постоянно действующая команда. Сейчас у нас ресурсов хватает только на одного сотрудника, а это сложно назвать командой, это очень неэффективно. Если мы получим определенные инвестиции на 2 года и за это время сможем вырасти до ежемесячной аудитории в 5 миллионов пользователей (сейчас у нас максимум 500 тысяч), то мы сможем содержать как минимум 10 сотрудников, и тогда начнется совсем другая история!
Кроме того, что мы обращаемся к инвесторам и фондам, мы ищем гранты. Например, мы неоднократно получали грант на пользование серверными мощностями (один из них — от компании Microsoft), а это экономит порядка 100 тысяч рублей ежемесячно, что равнозначно зарплате 1–2 постоянных сотрудников.
- Видимо, ваш проект работает еще и на экологию, ведь происходит некая экономия ресурсов?
- До некоторой степени. Для нас это скорее побочный эффект, как у любых сервисов, работающих в нише совместного использования (sharing economy) или практикующих различные виды натурального обмена: старых вещей на новые, вещей на продукты и т.д.
- Каковы ваши планы?
- Чтобы воплотить нашу миссию — создать полноценную экономику дарения, нет необходимости «заражать» «Дарударом» 100% населения, достаточно увлечь идеей 10%, и эти люди уже смогут повлиять на остальных.
С другой стороны, мы поставили себе некоторую минимальную вполне достижимую планку, некоторую технологическую цель — занять 20% рынка вторично используемых вещей, приобретаемых через интернет. Самый крупный подобный ресурс — Ebay, который масштабнее других воплотил идею торговли друг с другом через интернет. Его альтернатива в России сегодня — «Авито».
Мы создаем систему, опирающуюся на схожие интернет-технологии, но предлагаем людям другой способ взаимодействия — не через деньги и обмен вещей, а через дарение.
Помимо плана А, связанного с получением инвестиций, у нас есть и план Б. По этому плану мы можем вырасти минимум в 2 раза благодаря новому дизайну, что позволит получить дополнительные средства и пустить их на продвижение. Сейчас мы используем все имеющиеся у нас ресурсы, чтобы «пересобрать» «Дарудар» в современном, дружелюбном и удобном дизайне, который упростит общение. Надеемся, что это привлечет новую аудиторию, ведь пользователи сегодня избалованы множеством качественных сервисов.
*Фримиум-услуги (от англ. freemium, составленного из free — «бесплатный» и premium — улучшенный, отличающийся более высоким качеством) — условно-бесплатное программное обеспечение, бизнес-модель, которая заключается в предложении воспользоваться компьютерной игрой, программным продуктом или услугой бесплатно, в то время как расширенная (улучшенная, премиум) версия продукта, его дополнительная функциональность или сервисы, другие продукты, связанные с основным, предлагаются за дополнительную плату на основе популярности основного бесплатного продукта.
Автор: Ира Форд
Дата публикации: 26 декабря 2016
#истории успеха2124 22