Стеклом и софтом. Как русские покорили Kickstarter


Краудфандинг (Crowdfunding — дословно «финансирование толпой») — набирающий популярность инструмент коллективного финансирования новых идей и проектов. На российских краудфандинговых онлайн-платформах (например, Boomstarter.ru и Planeta.ru) стартаперы пока собирают сотни тысяч рублей, а на ведущих мировых площадках сотни тысяч долларов. Первый российский проект, который провел сверхуспешную кампанию на крупнейшем в мире краудфандинговом ресурсе Kickstarter.com, родом из столицы Удмуртии Ижевска.

Компания «Русские информационные технологии» предложила рынку оригинальное и недорогое устройство - проекционный дисплей, позволяющий водителю следить за навигатором, не отвлекаясь от дороги. Нечто подобное доступно в дорогих марках автомобилей, когда показатели приборов проецируются непосредственно на лобовое стекло, но ижевские стартаперы первыми в мире сделали это техническое решение недорогим и доступным каждому.

Чтобы запустить производство первой партии Hudway (так называется устройство), «Русские информационные технологии» в 2015 году собрали на «Кикстартере» более 600 тысяч долларов — лучший результат для российских стартапов на мировых краудфандинговых площадках. Второй, доработанный вариант девайса привлек в 2017 году примерно ту же сумму. Мы пообщались с директором «Русских информационных технологий» Иваном Клабуковым и попросили поделиться секретами успешного краудфандинга на международных площадках.

Иван, когда я посмотрел ваш ролик на «Кикстартере», помимо восхищения изяществом и простотой изобретения, у меня возник вопрос: почему все ваши сотрудники, снявшиеся в ролике, включая вас, изъясняются на блестящем английском? Может, в этом секрет успеха?

Вы нам льстите! Просто по профессии я программист, поэтому без английского никак. У меня язык «прилип», когда я ходил на курсы, и там каждый день приводили англоговорящего человека. Я вообще считаю, что англоязычные фильмы нужно показывать, как в Европе — на языке оригинала, с русскими субтитрами. Тогда все на таком английском заговорят.

Я так понимаю, сегодня стать успешным инноватором, не варясь в этой международной англоязычной среде, невозможно?

Верно. Хорошо бы еще и китайский подучить. Я недавно для себя открыл Китай — съездил туда и удивился, насколько же они продвинутые. Там есть очень интересные сервисы и проекты — многие из них уже обгоняют западные аналоги.

Конечно, легче запускать какой-то проект, если погружаешься в среду. Нельзя стать хорошим доктором, если ты не работаешь в больнице и не крутишься среди докторов. Меня в свое время в университете приучили на постоянной основе англоязычные журналы читать, чтобы оставаться в тренде, понимать, куда идет рынок. Это заставляет держать себя в тонусе, понимать, что происходит вокруг.

Но основная команда вашего проекта при этом все равно работает в Ижевске?

Да. У нас есть еще одна IT-компания, и вместе с ней в Ижевске работает около 60 человек — это наши основные «мозги», а всего четыре локации: в Риге — инженерия и те, кто отвечает за продажи в Европе, в Китае есть человек и в Штатах. Там у нас основной рынок сбыта — более 50%.

В России вы работаете в Ижевске. Не в Москве, не в Питере. Это удобнее? Есть ли в России еще какие-то комфортные для стартапа города, кроме столиц?

На самом деле стартап можно замутить в любой деревне — был бы интернет. По большому счету, вариться в стартапной среде можно и онлайн. Другой вопрос, что с какого-то момента этого становится недостаточно. На практике, когда ребята-стартаперы из того же Ижевска уезжают в Москву, у них, конечно, все гораздо быстрее идет, потому что там основные партнеры и финансы. Разные IT-конференции тоже проходят в основном в больших городах. Но придумать, создать что-то можно где угодно. Мы осознанно оставили основную команду в Ижевске. Здесь более дешевые ресурсы. В Москву ездим на встречи. Тот же «Яндекс» в Ижевск не приедет, поэтому мы едем к «Яндексу» в Москву. Утром — на самолет, вечером — домой. В Китай часто ездим, в Штатах просто живем подолгу. Так и работаем.


Также вам может быть интересно:

Технологии добра: как технологичные проекты меняют мир


То есть вы можете сравнивать жизнь стартапера в Ижевске, Москве и Силиконовой долине. Понятно, что самая насыщенная среда, наверное, в Силиконовой долине. А что касается пресловутых административных барьеров? Традиционно говорят, что в России коррупция, налоговая и т.д. Вам как инноватору с этой точки зрения где удобнее работать?

Я считаю, что в России гораздо комфортнее трудиться. У нас основные юридические лица — именно российские, потому что сейчас в стране очень неплохо поддерживают IT, инноваторов, стартаперов и т.д. Много говорится, но многое и делается. В Штатах, например, никакой поддержки нет. Айтишник ты — ну и ладно. Рядом с тобой еще сто тысяч таких же. А здесь и льготные налоговые ставки можно получить, и при желании — доступ к дешевым кредитным ресурсам. Может быть, в Москве было бы сложнее работать, но в Ижевске нас административная среда полностью устраивает.

Перейдем теперь к вашему продукту. Он — интересный. Я как водитель и сам не прочь такой приобрести. На какой стадии сейчас проект? Вы уже производите эти устройства?

У нас два продукта. Первый мы запускали в 2015 году, уже производим и продаем. Проблема в том, что мы не успеваем пока произвести столько, сколько от нас хочет рынок: завозим партию на склад, и она моментально разлетается. Мы прежде всего софтверная компания, а железо, то есть сами устройства, — это не совсем наш конек, но это драйвер продаж программного обеспечения, драйвер быстрых финансов — на железе зачастую кратковременную моментальную выручку гораздо проще сделать, чем на софте.

То есть в перспективе вы собираетесь зарабатывать на программном обеспечении?

Да, наша основная задача — сделать софт для вашего смартфона так, чтобы водитель во время движения мог всеми функциями пользоваться: навигатором, принимать звонки, смс, музыкой управлять, но безопасно — без необходимости отвлекаться на сам смартфон. Устройство Hudway для этого, конечно, нужно, но, по большому счету, его не так трудно скопировать, что китайцы уже пытаются сделать. Главное — это софт.

Как я понял, первое, простое устройство стоит 49 долларов, а сколько второе и сам софт?

Софт к устройству идет бесплатный. Какие-то дополнительные вещи можно докупать по подписке за 9–10 долларов в месяц. Второй продукт Hudway Cast в рознице будет стоить порядка 350 долларов, для подписчиков на «Кикстартере» — дешевле. Но он на порядок лучше первого. Там уже есть электроника, телефон можно вообще не доставать из кармана. Мы сейчас на финальной стадии производства — надеюсь, что в декабре 2017 года наши первые заказчики начнут его получать.

На первый взгляд, сама идея не такая уж сложная: коробочка, в которую кладешь смартфон и отражающее стекло. Как получилось, что вы первыми ее реализовали?

Принципиально мы не были первыми: подобные технологии еще в 1987 году реализовала «Шевроле» — проецирование индикации приборов на лобовое стекло. И в 90-е годы многие автопроизводители это повторили, но это дорого стоило. У нас получилось скомбинировать это с простотой использования. Мы взяли принцип, который уже применялся, и соединили с тем, что у вас уже есть — со смартфоном. Зачем платить за электронику, если у вас вся необходимая электроника уже в кармане есть?

А ваши приспособления можно использовать только в темное время суток?

Первое приспособление днем тоже можно, но картинка будет не такая яркая. А вот второе можно использовать уже под прямыми лучами солнца — там собственный экранчик, и он в 20 раз ярче, чем у айфона.

Когда вы первый раз выходили на «Кикстартер», то заявили целевой показатель 100 тыс. долларов, а собрали больше шестисот. Невероятный для новичков результат. Сколько на втором продукте собрали?

На «Кикстартере» 585 тысяч, а сейчас продолжаем аккумулировать на Indegogo — вместе с ним получилось 635 тысяч.

Это лучший результат для россиян на мировом краудфандинге?

Да, это два лучших результата. Потом, насколько я знаю, идет «Лайтпак» — они собрали 550 тысяч. У них девайс — подсветка телевизора в зависимости от картинки. Как у «Филипс». Кстати, «Лайтпак» тоже родом из Ижевска.

Что же там у вас в Ижевске такого! Бросить все и уехать в Ижевск!

Да, чем-то намазано!

За счет чего у вас такие результаты получились на «Кикстартере»?

Надо понимать, что «Кикстартер» — это лотерея, но, как и во всякой лотерее, можно выбрать какую-то стратегию, придерживаться ее и тем повысить свои шансы. Мы четко понимали, о чем там надо говорить, что показывать, как описывать продукт. Достаточно грамотно подать информацию так, чтобы попасть в потребности и ожидания аудитории «Кикстартера». Ну и самое главное, чтобы продукт был уникальный, потому что «Кикстартер» — это еще и такой магазин (хотя они и называют себя «не магазин») каких-то уникальных гаджетов, которые больше нигде не купить. Это та история, когда «я купил, только у меня есть» и перед друзьями хвастаюсь. Уникальный гаджет — раз, «продать» вашу историю — два. Это же сообщество единомышленников. И многим очень важно увидеть путешествие привлекательной идеи от чертежа до посылки на их крыльце. Надо рассказывать, с какими сложностями сталкиваетесь, как вы их решаете. Тогда вас готовы поддержать финансами и ждать полгода-год. Это один из аспектов, но их достаточно много.

Российским платформам пока трудно конкурировать с международными — тем же «Кикстартером»?

Краудфандинг — это прежде всего сообщество. У «Бумстартера» (это российский аналог «Кикстартера» - прим. ред.) аудитория чуть больше 500 тыс. человек, а у «Кикстартера» — 13,5 миллиона. И людей, которые покупали три и больше товаров, — почти 5 миллионов. То есть понятно, что финансово результат кампании может быть совершенно другой. Кроме того, аудитория «Кикстартера» — искушенная. Они охотно дают обратную связь — там много «органики» — люди ждут новинки, живо реагируют на новые девайсы. То есть «Кикстартер» и краудфандинг ценны прежде всего своим сообществом.

Можно ли «Кикстартер» рассматривать как источник финансирования для стартаперов?

Как стартовый капитал для тех, кто только начал что-то делать своими руками. Это не инструмент бизнеса в чистом виде. Помимо финансирования большой плюс краудфандинга — вы не теряете долю в компании (как при прямых инвестициях) и получаете первые предзаказы. Получаете самую лояльную аудиторию, бесплатный интерес прессы, а потом и потенциальных инвесторов, потенциальных дистрибьюторов. Слишком много плюсов, чтобы не попробовать!

Каковы ваши дальнейшие планы?

Хотим, чтобы наш софт стал частью каких-то готовых решений в автоиндустрии. То есть вы покупаете новый BMW, а там часть софта и навигационного оборудования — наша. Мы стремимся развивать B2B продажи (Business to business. — Прим. ред.), потому что мы считаем, что у нас отличное решение. Это, кстати, подтверждает американское издание Fact Company: они в 2016 году включили нас в топ 10 самых инновационных компаний в автомобильном секторе — наряду с «Фордом» и «Теслой». То есть мы хотим прежде всего развиваться в софте, откусить кусочек пользователей у Google и Waze (Бесплатное навигационное приложение. — Прим. ред.). Как инструмент первичной продажи «Кикстартер» нам очень помог. Возможно, будем еще его использовать, но в первую очередь работаем над развитием собственной дистрибуции — уже сейчас активно продаем в 16 странах. Это довольно сложная история, и мы в самом начале пути.

Автор: Кирилл Ольгинский

Дата публикации: 19 декабря 2017

#стартапы #инновации

 26784   105  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно