Когда сумка гораздо больше, чем просто вещь
Давайте представим себе девочку Машу, ей исполнилось пять годиков, и родители устроили большой праздник: аниматор, гости, торт, оформленное помещение с красивым баннером. Он провисит один день и завтра превратится в мусор, который будет отравлять планету, даже когда у Маши появятся праправнуки. Такие истории, увы, часты. Но активисты из Санкт-Петербурга увидели в этом не просто экологическую проблему, а возможность ее решения –изготовления классных сумок из старых баннеров, тентов для грузовиков, парусов яхт, пакетов и обрезков ПВХ с производств. Свой проект они назвали "Манифест".
Идеальное сырье
Один баннер в среднем используется от 3 часов до 3 месяцев. Способов его универсальной переработки, по словам команды, пока нет. Как и статистики по объему использованных баннеров. Данные можно найти лишь косвенные и условные. По данным маркетингового исследования ВНИЦ, в России в 2019 году насчитывалось более 2000 компаний, занятых в ивент-индустрии. Планировалось, что они проведут 24 000 мероприятий в этом году. Каждое из них предполагает в среднем не менее 2 стандартных баннеров размером 2 на 3 метра. То есть можно говорить о ежегодном образовании 288 000 квадратных метров сложного для переработки материала.
При этом ткань, из которой их производят, прочна и рассчитана на разные климатические условия. Идеальное сырье. Но для чего? Команда "Манифест" остановилась на сумках, рюкзаках и других аксессуарах.
Проект стартовал в декабре 2019-го. Но почему "Манифест"? Все дело в том, что у каждого из нас есть свои ценности и правила – наш внутренний манифест. Выбирая аксессуар, люди выражают себя, свой внутренний мир как некий код, используя который, мы понимаем или не понимаем друг друга.
Первое время шло тестирование материала. Вскоре стало ясно, что баннерная ткань не единственный материал, который можно использовать повторно. К баннерам добавились тенты от фур, остатки ПВХ (например, от батутов и лодок), парусина. При этом у каждого материала свои сложности и к каждому нужен свой подход.
Так, баннеры с мероприятий красивые, яркие, но материал имеет свойство трескаться на местах сгиба. Поэтомуего комбинируют с деталями из более эластичных материалов, например с ПВХ или тентами. При работе с парусиной самое сложное очистить ее – за время странствий материал вбирает слишком много пыли и соли.
Eco-friendly тренд
Производственный процесс начинается с того, что нужно забрать потерявший актуальность материал. Уже есть договоренность с несколькими петербургскими ивент-агентствами и выставочными площадками, типографией, вузом, сервисом по грузоперевозкам, производством спортивного инвентаря. После материал отправляется на дезинфекцию и мойку, поскольку висел на улице или "путешествовал" на машинах. И только потом его доставляют на производство.
Из одного баннера размером 2 на 3 метра выходит 5–6 шоперов или 12–15 поясных комбинированных сумочек. Производство, где, собственно, шьют аксессуары, искали очень долго. Большим швейным производствам, работающим с крупными заказами, не был интересен новый проект, требующий к тому же отдельного обучения швей работе с новыми материалами.
Из 60 предприятий Петербурга, в которые было отправлено предложение, согласились всего два.
Для компаний, которые стремятся к устойчивому развитию, важно поддерживать еco-friendly тренд. Это возможно с помощью корпоративных подарков со смыслом. А если они сделаны из баннеров с мероприятий компании, они приобретают ее историю и несут еще большую ценность.С декабря "Манифест" переработал около 100 квадратных метров баннерной ткани и один большой тент. Объемы были бы больше, но вмешалась пандемия. Дело в том, что изначально проект работал исключительно с корпоративными клиентами.
Зимойначался долгий этап переговоров, были сформированы несколько заказов, однако весной отменили все мероприятия и вместе с ними перенесли на неопределенный срок и заказы. Пришлось быстро переориентироваться на розницу, что в результате сыграло проекту на руку.
Время самоизоляции стало временем идей. Так, команда научились использовать для создания аксессуаров новый материал – пакеты. Их собирают и моют, дезинфицируют, обезжиривают, просушивают, спаивают в несколько слоев, и лишь после этих манипуляций можно кроить детали и шить.
Со следами времени
В запуск проекта сооснователи вложили собственные средства, но к осени планируют вывести проект на самоокупаемость. Сумки "Манифеста" продаются в магазинах Петербурга и Москвы, онлайн-заказы поступают и из других городов.
Миссия проекта – сделать апсайклинг (способ переработки материала, который подразумевает переосмысление вещи и превращение ее во что-то новое) нормой для России и мира. Показать, что такие аксессуары не уступают в качестве, прочности и красоте привычным решениям, а своей неповторимостью даже превосходят их. Например, здорово, когда на сумку попадают буквы с баннера. Никогда не знаешь, как они лягут на шопер, поэтому каждый раз получается неповторимый эффект.
У каждой сумки на сайте "Манифеста" описана история ее "рождения". Например, сумка сделана из баннера, который был на таком-то мероприятии или таком-то концерте. Получается вещь с историей. Команда специально фотографирует все царапины на материале сумки, чтобы покупатели знали о них заранее. В Европе это называют "следы времени".
Для отправки аксессуаров клиенту используют специальные тканевые мешочки, которые шьют из обрезков производства.
Проект "Манифест" не первый, кто дает вторую жизнь старым материалам, однако число таких компаний все еще невелико. В России данный рынок только формируется, но это отличный шанс в него зайти.
В ближайших планах "Манифеста" – открыть свое помещение, где покупатели смогут потрогать и примерить сумку, стать центром, который будет помогать компаниям в сохранении и распространении их ценностей, а в перспективе – выйти на международный рынок.
Фото предоставлено проектом"Манифест"
Автор: Наталия Гладкая
Дата публикации: 24 августа 2020
#санкт-петербург #социальные проекты по экологии2281 6