«Лабораториум»: от интерактивного музея до виртуального университета

В мае 2016 года в Москве состоялось награждение лауреатов Премии «Импульс добра», вручаемой за достижения в области социального предпринимательства. Одним из победителей Премии стала Екатерина Беляк, три года назад открывшая в Ростове-на-Дону интерактивный музей наук «Лабораториум». О том, как зародился проект и как он рос, Екатерина рассказала журналисту портала «Новый бизнес. Социальное предпринимательство» Ире Форд
 

Екатерина, с чего начался ваш музей? Его появлению предшествовала какая-то предыстория?
Ну конечно! У меня с мужем два сына и две дочки, и моя профессия — «профессия мамы» — всегда состояла в том, чтобы вдохновлять их, делать так, чтобы они что-то хотели, чего-то добивались. Мои дети всю жизнь занимаются всем, чем только можно. Они понимают, что можно не стать Рембрандтом, но нужно знать основы композиции, не всем дано стать Шубертом, но нужно научиться понимать гармонию, звуки. Это с одной стороны. А с другой — видя, как плохо организован детский, а особенно подростковый досуг, как много у подростков соблазнов, я ставила перед собой цель уберечь своих (и не только своих!) детей от алкоголя и наркотиков, предложив им альтернативу. Я много думала об этом, и мои мысли материализовались, когда я как многодетная мама оказалась на встрече с Президентом России В.В. Путиным. Я сидела с гостями за столом, разговаривала с Президентом. И… что-то там такое произошло — именно по итогам той встречи я поняла, что готова сама сделать что-то, направленное на образование. Например, открыть детский музей.

И первое, что вы сделали, — отправились в большое путешествие, чтобы изучить, как работают подобные музеи?
Да! Мы с мужем очень подробно изучили систему подобных музеев. Были в Уфе, Волгограде, Новосибирске, Петербурге и Москве. Мы изучали подобные музеи в Польше, в Австрии, в Финляндии. Тогда я поняла: в тренде либо музеи-гиганты, либо специализированные музеи: музей музыки, музей истории. Мы долго прикидывали, как можно соединить все, что нам хочется, в одном месте, сколько это может стоить. Хотелось создать интересное место, где наши ростовские дети и ребята из области смогли бы окунуться в науку, заинтересоваться ей.

Было страшно? Честно скажу, очень. Особенно, когда мы посмотрели «Экспериментариум» в Москве: там, чтобы открыть музей, объединились несколько банкиров. А мы-то совсем не банкиры! Но петербургский «Лабиринтум» нас с мужем вдохновил: увидели, что не боги горшки обжигают. Решились. Я очень многое взяла из «Лабиринтума» и применила в «Лабораториуме». Например, там разработали систему взаимодействия со школьными группами. Я взяла эту опцию и дополнила ее: мы создали программы для дошкольников и школьников, заложили их в систему All Inclusive — она объединяет экскурсию и научное шоу, при этом у каждого класса есть возможность выбора своей экскурсии, своего научного шоу и неограниченное время свободных экспериментов на экспозиции музея. Еще по опыту «Лабиринтума» мы заложили в систему возможность посещения «Лабораториума» группами детей из детских домов и группами детей-инвалидов.

Сколько времени прошло от встречи с Президентом до перерезанной красной ленточки?
Не поверите — ровно девять месяцев: «Лабораториум» для меня стал будто бы пятым ребенком. И, как и в случае с ребенком, не все шло по нашему плану. Например, у нас было задумано двухэтажное здание, но буквально за 3,5 месяца до открытия там поменялись условия аренды. И вдруг появилось нынешнее здание: новое, из стекла и бетона, в центре, рядом несколько парковок — то, что нужно! Мы пришли на встречу с арендодателями, и они, видя наши горящие глаза, сказали: «У наших детей должен быть этот музей!» Они пошли навстречу, стали нашими партнерами, и уже вместе мы отремонтировали это здание под нас.

Расскажите об инвестициях: вы справились с открытием музея своими силами или потребовались инвесторы? Изначально мы рассчитывали на вдвое меньшую сумму, а в итоге «Лабораториум» обошелся нам вместе с ремонтом в 9,5 миллиона: это наши собственные средства. Но… когда мы взяли это здание, то уже понимали, что прыгаем выше своей мечты: здесь будет хорошо дышаться, здесь будет хороший ремонт и это будет отличное место для детей. Мы и кафе здесь открыли — получился свой маленький мир.

А что касается окупаемости, каковы были планы и что показала жизнь?
Мы планировали окупаемость от 3 до 4 лет, но в этом году мы отмечаем 3 года, и в связи с наступившим кризисом задуманный нами ранее срок увеличится до 5 лет. В апреле 2015 года мы перешли экватор: выплатили половину долгов. Сейчас темпы роста уменьшились, но мы не отчаиваемся, ищем новые формы работы. Например, сейчас наша изюминка — летний лагерь, который работает на базе «Лабораториума». Мы очень довольны тем, как смогли его организовать: с питанием, с развлекательно-образовательной программой. Помещение позволяет, специалисты и программы есть. Пока у нас всего одна группа, 25 человек, но список желающих попасть в лагерь уже расписан до конца лета.

Вы сотрудничаете с ведущими учеными и профессорами ведущих вузов России, ваш проект вошел в областную программу «Образование в течение жизни». С чего это сотрудничество началось? Вскоре после открытия «Лабораториума» мы подписали договор государственно-частного партнерства с Министерством образования Ростовской области. И тут же получили мощную информационную поддержку: Минобр информирует школы о наших новых программах, мы совместно проводим целый ряд мероприятий. Сейчас «Лабораториум» тесно сотрудничает с Южным федеральным университетом (ЮФУ), Медицинским университетом, консерваторией. Мы разрабатываем общие программы — к примеру, совместно с таганрогским Радиоуниверситетом (он входит в ЮФУ) запустили акцию «Народный экспонат». Суть акции состояла в том, чтобы люди не выбрасывали старые книги, а приносили нам. Из этих книг мы создали инсталляцию — высокую башню, внутри которой располагаются зеркала: получился такой бесконечный коридор, «Алиса в Зазеркалье». Ребята-программисты из Радиоуниверситета на торцы книг нацепили маркеры, благодаря которым на телефонах и планшетах возникает дополненная реальность: книги «оживают» и показывают, что в них — целый мир.
Таким образом, «Лабораториум» вышел за рамки детского музея — он стал коммуникативным центром: на нашей базе осуществляется взаимодействие студентов и школьников, идет отработка экзаменационных программ, аспиранты и магистранты популяризируют то, чем они занимаются. И еще мы организуем научные туры: зрители из города и области приезжают в музей, и мы вместе с ними отправляемся на определенные кафедры вузов, совместно с которыми у нас разработана программа взаимодействия.

Кто и как вас поддерживает?
Если честно, то для государственных музеев грантов много, а для частных ситуация выглядит иначе: это такая ниша, которая как будто важная, а с точки зрения государственной поддержки — как будто и не очень. Но в апреле прошлого года на базе «Города мастеров» в Москве состоялось совещание, где присутствовали многие члены правительства. На совещании говорилось о том, что частные предприниматели создали инфраструктуру детских заведений, а в это время все государственные деньги идут только на обеспечение государственных заведений. В ходе того совещания была высказана очень верная идея: «Деньги должны идти за детьми». То есть у мамы должно быть право выбора: имея госсертификат на оказание услуг ребенку, она может пойти с ним хоть на занятия в «Лабораториум», хоть в Дом творческой молодежи, хоть в Школу искусств.
Мы отослали в Минобр все наши наработки, представили форматы, с которыми мы работаем, но та поддержка, которую мы получаем сейчас, — это только пиар, мы благодарны и за это.
А с точки зрения физической поддержки мы как молодая фирма получали грант губернатора и вот сейчас получили Премию «Импульс добра». Кстати, Фонд «Наше будущее» — это для нас и большая моральная поддержка тоже. На Премии «Импульс добра» я увидела, что я не одна, услышала от многих спасибо за то, что я делаю, и это, конечно, вдохновило и дало силы на дальнейшее движение.

Екатерина, а расскажите о планах, которые вы строите на будущее?
Сани надо готовить летом! В 2014 году в России был тренд: дублирование интерактивных музеев в разных городах России. Они открывались — закрывались, открывались — закрывались. Я, глядя на это, понимала: «матрешек» делать нельзя, должно быть очень устойчивое партнерство, очень крепкая система. Мы сейчас будем готовить целую серию постоянных курсов на базе «Лабораториума»: для детей, взрослых и для семейных занятий. И еще у меня есть несколько идей, которые родились на базе разработок музея. В планах создать систему научных семейных кафе, у меня уже есть концепция и сделаны расчеты. Еще мы хотим создать виртуальный Народный университет, для его открытия у нас тоже уже готова схема.

Источник фото: http://laboratori-um.ru/

Автор: Ира Форд

Дата публикации: 20 июня 2016



 1773   26  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно