Орткутюрье Волкова
Инвалиды-модники в нашем обществе – нонсенс. Но со временем это перестанет быть удивительным, потому что за дело взялись профессионалы. Дизайнер Галина Волкова рассказывает о равных возможностях в моде и жизни.
Прекрасный парк во дворе Студии. Известный российский модельер, хозяйка «Студии универсального дизайна» Галина Волкова создает коллекции стильной обуви и одежды для людей с ограниченными возможностями. Все дизайнерские вещи – с секретом. Пальто заканчиваются чехлами для ног, чтобы людям, прикованным к инвалидным коляскам, было тепло и комфортно. Рукава на куртках застегиваются на молнии, чтобы легко одеть, например, ребенка с диагнозом «детский церебральный паралич».
Галина Волкова не скрывает, что ее путь к созданию модных коллекций для инвалидов был тернистым. Долгое время ее считали немного не в себе и упрекали в том, что она издевается над людьми с ограниченными возможностями, делая им красивые одежду и обувь, но постепенно Галина добилась того, что ее идеи нашли понимание и поддержку, в том числе у властных структур. Сегодня Галина – успешный имиджмейкер и стилист для тех, кого неуклюжий официальный язык называет представителями незащищенных слоев населения. О том, как ей это удается, модельер рассказывает порталу «Новый бизнес: социальное предпринимательство».
Дизайнер Галина Волкова
- Галина Юрьевна, почему вы, известный дизайнер обуви, вдруг обратились к «инвалидной» моде?
- Я долгие годы занималась высокой модой и разрабатывала танцевальную обувь. К инвалидной теме обратилась случайно. У друга семьи случилось горе: он заболел сахарным диабетом, и врачи были вынуждены ампутировать ему ноги. Я часто навещала его и навсегда запомнила слова, которые он произнес в одну из наших встреч: «Оценить наличие ног могут только те, у кого их нет. Я состоятельный человек, и я бы все отдал, чтобы на месяц продлить наличие моих ног». Врачи не сказали ему, что с таким диагнозом необходимо носить специальную обувь, которая оберегает ноги от травм, приводящих к ампутации. Поэтому я приняла решение, что буду популяризировать эту тему, делая специальную обувь для людей, больных сахарным диабетом. Удобные туфли с мягкой многослойной стелькой, которая держит ногу, но не травмирует ее.
- Как больные сахарным диабетом восприняли информацию о том, что для них создали специальную обувь?
Постоянный клиент
- У людей были разные реакции. Кто-то говорил: «Я ни за что не надену эти ботинки, пусть мне лучше отрежут ноги». Я как дизайнер убеждала, что это нужно, предлагала поменять образ, например носить гармонирующие с этой обувью широкие брюки, стильные свитеры. Кого-то смогла убедить, но в какой-то момент поняла, что трачу время не на свою работу, а на долгие психологические беседы с больными. Мне стало морально очень тяжело, и я решила прекратить разрабатывать медицинскую обувь. Пришла к наставнику и идеологу этого направления в России – заведующему отделением «диабетической стопы» Института эндокринологии. Сказала, что больше не могу убеждать больных в том, что эта обувь – панацея. Он меня выслушал и сказал, что, если я прекращу этим заниматься, многие больные могут просто лишиться ног. И еще он сказал: «Если получается делать медицинскую обувь, вы ОБЯЗАНЫ продолжать ее делать». Тогда я успокоилась и поняла, что это – не просто хобби, а служение, дело для Бога и для людей! Первое время и воспринимала это как «нагрузку»… А потом полностью погрузилась в тему и создала компанию «Ортомода», которая специализируется на производстве ортопедической обуви и одежды для инвалидов.
- Галина, насколько я понимаю, вы – первый в России дизайнер, начавший работать для людей с ограниченными возможностями. Насколько это может быть бизнесом?
- Я первопроходец в отношении моды для инвалидов в ортопедии. В 2002 году мы сделали первую коллекцию обуви для протезов и одежды для людей с ампутациями. Вывезли эту коллекцию и даже наших «моделей» - людей, для кого были изготовлены обувь и одежда, в Германию на специализированную выставку, в Дюссельдорф. Это удалось сделать благодаря немецким журналистам, которые увидели коллекцию в России. Коллекция и выступление моделей, с которыми работали профессиональные стилисты и балетмейстеры, произвели фурор. Мы возвращались в Россию победителями, но тогда это здесь было никому не нужно. Мне часто говорили, что я издеваюсь над инвалидами, одевая их современно и стильно. Были периоды, когда руки опускались, но меня очень поддерживала моя семья: родители, дети и в первую очередь мой муж - Александр Евгеньевич Лысенко, профессиональный реабилитолог, эксперт ООН, член Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации. Они говорили мне, что я – на правильном пути. Благодаря их поддержке удалось создать профессиональный и дружный коллектив, в котором сегодня работают в том числе и люди с ограниченными возможностями. В ближайшее время я собираюсь создать еще 18 рабочих мест для инвалидов и молодежи.
- Судя по количеству посетителей «Студии универсального дизайна», за эти годы вам все-таки удалось изменить общественное мнение об «инвалидной» моде…
Вячеслав Зайцев восхищен конструкцией одежды для инвалидов
- Не могу сказать о кардинальной перемене в общественном сознании, но то, что отношение к моей работе стало заметно лучше, это правда. Люди понимают: я не просто делаю «модные фишки», а профессионально создаю удобную и модную одежду и обувь для людей с ограниченными возможностями. В прошлом году на ВВЦ прошел первый Всероссийский конкурс модельеров (подробнее см. Анонс "Особая мода" от 25.11.2009), создающих одежду для людей с ограниченными возможностями. На подиум выходили инвалиды и демонстрировали совершенно сногсшибательные вещи, которые сшили модельеры из 17 регионов России. Событие, к сожалению, практически не попало в СМИ, так как в этот день террористы взорвали «Невский экспресс» и это стало новостью номер один. Но все же конкурс состоялся, за что большое спасибо Всероссийскому обществу инвалидов и столичному Департаменту социальной защиты населения.
- Какие шаги вы собираетесь предпринять, чтобы эта тема получила еще большее развитие?
- У меня есть мечта – провести крупнейшую выставку реабилитационной индустрии. В России нет рынка товаров и услуг для инвалидов. Я хочу, чтобы каждое предприятие, каждая компания, что-то делающая для людей с ограниченными возможностями, показала «товар лицом». Популяризация этой темы – жизненная необходимость, если мы хотим, чтобы слова о «равных возможностях» материализовались в дела. Государству и обществу необходимо активнее участвовать в жизни этих людей. Наш проект «Студии универсального дизайна» - яркий пример интеграции инвалидов в общество. У нас все построено на принципе равного доступа, все одинаково удобно для всех: и вход, и примерочные, и туалеты. Люди с ограниченными возможностями, смею надеяться, находясь у нас, действительно чувствуют, что у них «равные возможности». И за это стоит бороться. Я постоянно говорю об этом чиновникам и самим инвалидам объясняю их права. Например, то, что в год взрослый инвалид имеет право бесплатно получить у государства 2 пары ортопедической обуви, а ребенок – 4 пары. А чтобы популяризировать одежду, мы сейчас создаем учебные фильмы, где подробно объясняем ее преимущества, в частности то, что она не только красивая, но и удобная. Вообще планов, связанных с инвалидами и особенно детьми, очень много. Я надеюсь, что мне удастся создать сеть детских ортопедических салонов и провести еще не один конкурс «Особой моды» – не только в России, но и на международном уровне.
Фотографии предоставлены Г.Волковой
Дата публикации: 16 декабря 2010
#особая мода #обувь и одежда для инвалидов #галина волкова1787 51