Планы смелых

Как-то один циничный писатель сказал «мир спасет только кто-то очень молодой. Потому что он не будет знать, что спасти мир невозможно». Слова эти вспомнились мне во время вручения дипломов первым в республике «выпускникам» очень необычного проекта - Молодежной школы предпринимательства. Необычной, в первую очередь тем, что создали ее не приказом регионального министерства или распоряжением федерального центра.

Как все начиналось

Этот проект начался с мечты нескольких студентов ХГУ, небольшой изначально группы энтузиастов, желавших помочь своим однокурсникам найти место в этой жизни. Они, в отличие от «опытных» скептиков, не знали, как сложно создать свою общественную организацию и сколько барьеров на пути малого бизнеса. И, может быть, от того им, в отличие от скептиков, сопутствовала удача.

Студентам было понятно, чего не хватает для старта: вуз дает образование, но некоторые знания люди получают только на практике. А это всегда - немного побед и множество поражений. И задачей школы стало - создать желающим открыть свое дело такие условия, чтобы их собственная победа стала чуточку реальней.

Общественная организация, созданная студентами - «Клуб «Деловое развитие» смогла доказать важность своей затеи. И к проекту серьезно отнеслось руководство Хакасского госуниверситета и в министерстве спорта, туризма и молодежной политики РХ и в других организациях. В середине июля был завершен первый, пробный этап работы. Позади - отбор лучших кандидатов из двухсот добровольцев, лекции и семинары для слушателей курсов, мастер-классы и встречи с действующими бизнесменами. К финишу все участники проекта пришли со своими бизнес-планами. И каждый сегодня точно знает, чем он будет заниматься в ближайшее время и сколько средств потребуется потратить на его проект. Молодые люди убедились, что на самом деле для старта денег требуется куда меньше, чем казалось им вначале. А реализация их собственных идей начинается уже этим летом. Какие же они, планы недавних студентов и молодых предпринимателей?

Новая эра сувениров

На первый взгляд кажется, что в Хакасии уже развит рынок сувенирной продукции. Есть ларьки, есть магазины, где можно купить что угодно - от сложных и дорогих резных костяных фигурок до авторучки с солярными знаками. «Все есть, но чего-то не хватает», - подумал один из начинающих предпринимателей. И решил основать собственную творческую студию под названием «Новая эра» или, точнее «New age». А ниша, которую собирается занять рождающаяся фирма - нанесение этнических рисунков на кружки, тарелки, а в будущем - и на футболки. Казалось бы, подобное уже есть, не одна компания предлагает подобные услуги. Но есть у автора идеи одна задумка - производство, хоть и будет организованно за счет современных технологий, не станет от этого конвейером. То есть, не будет двух одинаково украшенных кружек или футболок. На каждой - свой, неповторимый узор из петроглифов, орнаментов. И на эскизах творческой студии - разный цвет, разный стиль, но, в тоже время - бесспорно узнаваемый хакасский колорит. Шаг, считает предприниматель, выигрышен: покупатель может приобрести уникальный сувенир по низкой цене - а стоимость, как обещают, будет сравнима с сувенирами, изготовляемыми в промышленных масштабах.

От крыши до катамарана

Стеклопластик - давно известный материал. Но вот используется он в нашем городе пока не очень часто. Причина, как считает инициатор создания мини-фабрики по его производству, в том, что пока эта сфера еще недостаточно развита. А, между тем, стеклопластик мог бы заменить шифер в легких сооружениях, отделочные панели из металла и многие другие материалы. Он прочен как сталь, легок, как дерево и не боится сырости - идеальное сочетание качеств для строительного дела. Но это - еще не все. На первом этапе создающаяся фирма собирается поставлять свои изделия строительным компаниям. В дальнейшем же перед энтузиастами открывается простор для творчества.

В Новосибирске, чей опыт и пытаются использовать в нашем городе, несколько лет назад было налажено производство детских игровых площадок, а также уличных скамеек из стеклопластика. Они не требуют покраски, их цвет почти не выгорает на солнце - делай, что душе угодно, хоть яркие карусели и «лабиринты», хоть беседки с вечными рекламными надписями. Освоив же и это производство, или одновременно с ним, можно заняться и более «взрослыми» аттракционами. Например, собирается фирма наладить выпуск вело-катамаранов. В Абакане, по летнему времени эти плавучие велосипеды очень популярны у отдыхающих. Но, в большинстве своем лодки поизносились, и некоторые не лишне было бы заменить. В чем и готовы будут посодействовать новые кораблестроители. Кстати говоря, в конце лета планируется уже создать первый из катамаранов.

Социальное предпринимательство

Как сделать так, чтобы фирма могла заработать, но при этом была и благотворительной? Кажется, что одно исключает другое. Предприятие создается, чтобы получать прибыль. А если не брать денег с потребителей, значит нужно будет отдавать свои, придя к скорому и неминуемому банкротству. Взять, к примеру, производство и продажу школьных тетрадей. Покупатели на них найдутся всегда, особенно на те, что потолще - у студентов в лекционный период они расходуются так, будто молодежь только ими и питается. Значит, если предложить им тетрадей побольше и подешевле - скупят с удовольствием (кто ж против экономии в таком деле?). А бесплатно, как принято говорить, оторвут с руками. Ну а как быть бизнесмену, его-то выгода в чем? Да в тетрадях же! Точнее, в той части, которая все равно не используется: картонная обложка и небольшой участок внизу каждой странички. Там недавние студенты, а теперь начинающие бизнесмены и собираются размещать рекламу своих клиентов. Выгода понятная: рекламные тетради, в отличие от листовок, сразу никто выбрасывать не будет. А пока человек пользуется ею, он будет смотреть рекламные объявления на обложке. Наверняка кто-то еще и захочет обсудить с однокурсниками магазин или товар, который рекламируется, а потом - и посетить его, хотя бы из любопытства. Поскольку же студентов у нас в городе много, получается, что и потенциальных клиентов у рекламодателей прибавляется. Первая партия бесплатных тетрадей - 3000 экземпляров, должна появиться в нашем городе в канун 1 сентября - аккурат к началу занятий в вузах.

Женские мечты

Чем Хакасия не походит на Италию? Много есть отличий - у нас и не так тепло, и виноград не растет, и развалин Колизея нет, и на мировом рынке нет брендов одежды, сшитой в нашей республике... Стоп! А кто мешает? Если очень постараться, можно и у нас создать что-нибудь этакое. Ведь одежда - не Колизей, ее не нужно веками делать, а потом ломать, чтобы туристы собирали обломки на память. Для изготовления одежды, а точнее белья, нужны всего лишь... Мечты. Именно так переводится с английского слово «Dreams» - название будущей фирмы, выпускающей женское и мужское белье.

Необычного в этой идее много. И то, что автор сама живет в Абазе, далеко от центров производства сырья. И то, что проектировать эксклюзивное белье собираются с помощью местных дизайнеров. И то, что надеются, со временем, занять часть рынка в Хакасии и за ее пределами. Хотя все рассуждения авторов идеи выглядят логично. Начальная производственная база и желающие работать есть. Спрос - будет, потому что изготовленное здесь белье будет дешевле импортного, а по качеству и внешнему виду ему не уступит. Хотя бы потому что проектировать его собирается женщина, желающая быть красивой и носить качественные вещи.

Есть место для ребенка

До частных детских садов мы пока не доросли. Но необязательно отдавать ребенка, особенно имеющего отклонения в развитии туда. Педагогов, которые будут с ним заниматься, можно будет найти в центре, который собирается открывать в Абакане молодой предприниматель с педагогическим образованием. Пусть и работать там с ребенком будут неполный день - это все-таки не детский сад, но помочь развитию в состоянии. Обучающие игры, упражнения на релаксацию, познание окружающего мира в атмосфере заботы - такие, ежедневные курсы должны принести пользу. На первых порах занятия будут краткими - ребенок проведет в центре не более часа. Позже, если предприятие окажется нужным детям и родителям, планируется создавать группы длительного пребывания - до трех часов.

С такими планами вступают на новый для себя путь молодые предприниматели. А школа готовится к встрече новых слушателей - осенью состоится новый набор добровольцев.


Источник: газета "Абакан"
Андрей Кедрин

Автор: Андрей Кедрин

Дата публикации: 17 августа 2010

#абакан #клуб деловое развитие

 1482   28  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно