Исцеляющая красота

В последние годы идея сенсорных садов, оказывающих терапевтическое воздействие посредством общения с растениями и неживой природой, витает, кажется, в воздухе. Так, два специализированных ландшафтных проекта практически одновременно возникли в Москве и Пскове. При этом интересно, что их создатели словно шли с разных сторон навстречу друг другу. В Пскове сад появился стараниями педагогов, ведущих занятия с особыми детьми. В Москве – по инициативе ландшафтных архитекторов

 

Псковские каникулы

Сад природной терапии, расположившийся на окраине Пскова, возник благодаря усилиям местного Центра лечебной педагогики. Как рассказывает специалист центра Оксана Сухарева, идея создания «особого» ландшафта появилась у сотрудников центра несколько лет назад. «У нас есть школа—партнер в Германии, мы систематически ездим в нее на стажировки. В этих поездках нам не раз доводилось посещать сенсорные парки и садики, рассчитанные на детей, подобных нашим воспитанникам. Мы с коллегами давно мечтали сделать такой садик у себя в центре, и одно время даже хотели самостоятельно взяться за его устройство».

Однако, добавляет Оксана, приступить к ландшафтным работам все-таки не решались, понимая, что для достижения серьезного результата нужен профессионал, нужна поддержка извне. В какой-то момент помощь пришла со стороны международного сообщества.

Центр, расположенный в приграничной российско-латвийской зоне, поддерживает сотрудничество с социальными организациями Латвии. Недавно в его рамках был запущен проект «Природная терапия для улучшения равных уровней жизни в латвийско-российских приграничных территориях». Это начинание, получившее поддержку на самых разных уровнях (был выигран грант Евросоюза и грант губернатора Псковской области), позволило, наконец, приступить к реализации мечты специалистов Центра лечебной педагогики.

Там, на невиданных дорожках

Местом для устройства сенсорного сада по умолчанию стала территория, принадлежащая центру. К моменту начала работ ландшафтный парк, расположенный на окраине Пскова, был уже частично приспособлен под нужды ребят, обучающихся здесь: на дорожках находилось специальное покрытие, позволявшее передвигаться в инвалидной коляске, существовала поляна для игры в футбол и подвижные игры. «Мы вместе с детьми ухаживали за территорией, подметали, убирали листья, но в целом парк оставался дикорастущим. Когда началась работа над проектом, к нам приехал специалист из Санкт-Петербурга, давший оценку нашему парку и составивший план работ», - рассказывает Оксана.

Первым делом в ходе ревизии, проведенной питерским гостем, обнаружилась необходимость замены дорожек: оказалось, что материал, из которого они выполнены, не отвечает экологическим требованиям. Вместо синтетического покрытия в парке решено было сделать сенсорные дорожки, - один из основных элементов лечебного сада.
Сенсорная дорожка представляет собой отсыпку, выполненную с использованием мелких камушков, гравия, песка, гальки. По ней можно ходить босиком или передвигаться на коляске. Благодаря тому, что дорожка составлена из неоднородных материалов, прогулка по ней сопровождается сменой разнообразных ощущений. Последние, в свою очередь, пробуждают заснувшие чувства и эмоции.

Красный, желтый, голубой – выбирай себе любой

В этом подходе отражен основной принцип работы сенсорного ландшафта: все его элементы в совокупности и каждый по отдельности приглашают к общению, разговору, игре. Помнится, один из любимых персонажей Туве Янссон вел непримиримую борьбу с табличками, запрещающими гулять по газонам. В сенсорном саду Снусмумрику понравилось бы наверняка. Здесь можно ходить по газонам и, разумеется, по дорожкам, здесь все вокруг можно щупать, трогать, нюхать. Наконец, здесь можно закопать ноги в мягкий песочек или поплескаться в миниатюрном водоеме. Свой уголок в чудо-садике найдется для каждого ребенка, каким бы «особым» он ни был.

Воспитанниками центра являются дети с тяжелыми формами инвалидности, связанными с нарушениями умственного развития, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы. Каждому из таких детей требуется индивидуальный подход… и ландшафт. Один ребенок нуждается в том, чтобы его «разбудили», помогли увидеть и принять этот мир, научили не бояться контакта с ним; другому важна среда, способная успокоить, третьему нужно снять агрессию и тревожность.

В конечном счете, столь персонализированный подход приводит к тому, что каждый сенсорный сад оказывается не похожим на другой. Так, псковский садик будет… цветным. В нем предусмотрены желтая, красная, розовая, бело-голубая зоны, отделяемые друг от друга дорожками, зелеными насаждениями, руслом сухого ручья. Также в парке будет устроен небольшой водоем и садовый домик, в котором ребята смогут работать с растениями.

Точка доступа

Рассказывая о терапевтическом ландшафте, Оксана Сухарева говорит, что он решает одновременно несколько задач. «Люди с ограниченными возможностями, как правило, не могут наслаждаться природой в той же мере, что и мы с вами. Им нелегко поехать на реку или, скажем, в лес. Инвалиды ограничены в движении, у многих нет машин, а городская инфраструктура далеко не всегда позволяет добраться до нужного места общественным транспортом. Большие сложности испытывают и родители особых детей. К примеру, если ребенок страдает нарушениями эмоционально-волевой сферы, кричит, проявляет агрессию, очень непросто появляться с ним в общественных местах. Специализированный ландшафт позволяет таким людям окунуться в природную среду, не покидая при этом территории комфорта и безопасности».

Не менее важной задачей является оказание особым детям помощи в освоении трудовых навыков, навыков работы в природной среде, объясняют авторы проекта. В сенсорном саду такие дети учатся подметать листья, собирать ягоды и фрукты, сажать растения, подкармливать птиц. Для ребенка-инвалида подобные умения ценны как сами по себе, так и в качестве дополнительной ступеньки к социализации. Одновременно «зеленая терапия» развивает любовь и бережное отношение к природе, учит слушать, чувствовать, понимать красоту, жить в гармонии с миром.

И наконец, сенсорное восприятие необычайно важно само по себе. Оно составляет фундамент развития ребенка, лежит в основе практической деятельности, в него интегрируются все остальные навыки. Через сенсорное восприятие - «вижу», «слышу», «нюхаю», «трогаю», идет познание окружающего мира, и именно оно нередко способствует качественным скачкам в эмоциональном и интеллектуальном развитии детей-инвалидов.

«Мы работаем с ребятами, имеющими множественные нарушения развития, - говорит Оксана. – Раньше они считались необучаемыми, их не берут даже в школы «восьмого вида». Садовая терапия – один из немногочисленных способов обучения, взаимодействия с этими детьми, дающих видимые результаты».

Сады большого города

«Московская история» развивалась по иному сценарию. Если в Пскове сенсорный сад появился стараниями коррекционных педагогов, то столичные терапевтические сады увидели свет благодаря ландшафтным архитекторам.

«Еще в студенчестве мы с единомышленниками начали ездить в детские дома. Мы занимались с детишками, учили их, пытались делать программы профориентации, - рассказывает одна из создателей Фонда садовой терапии Катерина Никитина. – Нам нравилось. Это начинание имело большой отклик у малого и среднего бизнеса: мы быстро подружились с рядом питомников и ландшафтных компаний, которые стали нам помогать. Мы вместе с детьми сажали растения, создавали небольшие цветники, занимались трудотерапией. Несколько лет мы проработали на общественных началах, и, наконец, в 2010 году решили зарегистрировать свою организацию».

Так возник Фонд садовой терапии. Статус фонда дал его создателям возможность заниматься фандрайзингом (реализация зеленых проектов стоит немалых денег, и осуществляется она, как правило, на средства благотворителей). Одновременно превращение группы волонтеров в официальную организацию позволило подвести под ее общественно-полезную деятельность серьезную теоретическую базу.

От реабилитации к терапии

В своих первых работах специалисты фонда следовали принципам садовой терапии: пациенты учреждений, в которых устраивались лечебные ландшафты, на определенном этапе подключались к работам, начиная ухаживать за цветами и кустарниками. «Вначале мы делали упор на психологическую реабилитацию, - говорит Катя. – Кому-то просто становилось лучше, другим работа в саду помогала успокоиться, кто-то благодаря занятиям находил будущую профессию» (многие выездные мероприятия волонтеры проводили в детских домах и интернатах).

В последнее время в ландшафтах, разбиваемых Фондом садовой терапии, все большее внимание уделяется лечебной педагогике, в частности, такому ее направлению, как сенсорная интеграция. «Мы работаем с системой чувств человека, с кожной чувствительностью, с движением. Сегодня мы вынашиваем идею создания площадок, обладающих лечебным, терапевтическим эффектом и одновременно позволяющих пациентам делать что-то своими руками. Их организация возможна даже в казенных учреждениях, где проживает большинство наших подопечных», - говорит Катерина Никитина. Специалисты фонда уверены, что практически в любом лечебном или интернатном учреждении при желании можно найти кусочек земли, на котором расцветет, пускай небольшой, но самый настоящий сенсорный сад.

Ландшафт по рецепту

Работа над лечебным садом начинается с прорисовки его индивидуальных особенностей, с адаптации ландшафта для той или иной группы пациентов. «Здесь учитывается множество факторов, - поясняет Катерина. – Прежде чем разрабатывать проект, мы подробно выясняем, на кого он рассчитан, какие потребности у наших будущих посетителей. Нам нужно знать, есть ли у этих людей возможность свободно передвигаться или они перемещаются в колясках, или, скажем, им потребуются специальные роликовые доски, на которых можно обозревать ландшафт из положения лежа. Опять же, если сад воспринимается лежа, акцент в нем должен быть сделан на низкорослые растения. Все эти моменты необходимо продумать на старте».

От того, кому адресован ландшафт, будет зависеть, в конечном счете, и его структура, и его внешний вид. Так, в садах, разбиваемых для детей, очень важна соразмерность, в них не должно быть слишком больших деревьев или кустарников. Если речь идет об инвалидах-колясочниках, особое внимание будет уделяться пандусам, оградам. В парке, где будут гулять слабовидящие или незрячие люди, должна быть предусмотрена система звуковой ориентации, позволяющая точно понимать, где человек находится, куда он движется и с какой стороны остался вход. Сад сенсорной терапии должен быть удобен для самых разных людей и доступен для всех – в этом одна из его основных интеллектуальных идей.

Терапия для всех

В фонде надеются, что сенсорные парки действительно удастся сделать общедоступными, открытыми для свободного посещения. Опыт организации подобной площадки у фонда уже есть: прошедшим летом специальные модули сенсорного сада были инсталлированы в московском ЦПКиО им Горького.

Каждый такой модуль представляет собой деревянный ящик, заполненный инертными материалами (галькой разного размера, корой, песком, глиной), водой и растениями, имеющими выраженный аромат и приятную, сенсорно богатую фактуру. Модули выставляются на уровне земли, в них можно ходить босиком, сидеть, зарываясь в теплый песок или гальку, их содержимое можно разглядывать лежа. Наконец, можно переходить или переползать из одного модуля в другой, наслаждаясь сменой ощущений. Вместе с модулями в ЦПКиО выставлялись столы для посадки растений, позволяющие взаимодействовать с различными материалами, стоя или сидя в инвалидной коляске.

«Посетителей было много, было много детей - рассказывает Катерина. – В подобных садах дети прекрасно себя чувствуют, их буквально не увести. Даже самые возбудимые малыши здесь успокаиваются, попадая в комфортную для себя зону. При этом в парке мы своими глазами наблюдали целебный эффект сенсорной терапии. Родители привели девочку, которая не могла нормально ставить ножку, ходила только на мысочках. И вот, поиграв какое-то время в сенсорных модулях, она стала ходить, опираясь практически на всю стопу».

Материя низкая и высокая

В настоящее время специалисты фонда разрабатывают ландшафтно-терапевтические зоны для пациентов с такими заболеваниями, как аутизм, ДЦП, планируют сады для людей с проблемами зрения и т.д. При этом наиболее актуальными техническими задачами при реализации проектов является подходящих площадок и источников финансирования.

Существующие разработки реализуются за счет пожертвований, благотворительных взносов, в их исполнении нередко оказывают помощь ландшафтные бюро и иные дружественные фонду организации. Часть денег поступает из средств студии ландшафтного дизайна, существующей при фонде. Здесь работает характерная для социального предпринимательства модель: студия выполняет коммерческие заказы (так, ее специалисты могут разбить небольшой сенсорный садик на любом приусадебном участке), и часть получаемых ею средств отчисляется на социальные проекты фонда.

Заботясь о насущных нуждах, Фонд садовой терапии одновременно продолжает поиск новых идей и решений. Так, сегодня организация приглашает специалистов из научных лабораторий и институтов, способных поучаствовать в реализуемых ею начинаниях в качестве экспертов. Сотрудничество с учеными и врачами, специализирующимися в области лечебной педагогики и восстановительной терапии, позволит разработать «матчасть» и подвести под терапевтические сады серьезную научную базу.

Финальный росчерк

В конечном счете, терапевтический сад складывается из различных элементов, подобно сенсорной дорожке, собирающейся из модулей разных цветов и фактур. Чтобы все получилось, над проектом должны поработать ученые и дефектологи, ландшафтники и врачи реабилитационной медицины. Но главным условием остается одно: чтобы сад состоялся, в него должны войти посетители. Именно они ставят в этом ландшафте финальный авторский росчерк.

«На начальном этапе работы проект реализуется за счет приглашенных специалистов, мы привлекаем профессионалов, труд которых оплачивается, - говорит Катерина Никитина. - Также нам помогают волонтеры: студенты ландшафтных отделений, ребята, нуждающиеся в производственной практике. Когда же самая сложная и трудоемкая часть работы завершена, к организации садиков подключаются наши подопечные: воспитанники интернатов, пациенты больниц. Они работают под руководством наших волонтеров и садовых терапевтов. Так общими усилиями вырастает очередной сенсорный сад. Пассивных зрителей у нас не бывает».

Автор: Мария Кригер

Дата публикации: 17 октября 2013

#сенсорный сад #реабилитация инвалидов #псков #москва

 3376   157  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно