"Ступеньки" к франшизе
Рано или поздно любой успешный предприниматель задумывается о росте. Его товары или услуги становятся востребованы, рынок требует еще, он задумывается о выходе в другие регионы, впереди маячат перспективы доходов и новых возможностей... Но как найти нужных людей в чужих городах и управлять ими удаленно? Как не допустить потери качества и банального воровства? Где, в конце концов, взять деньги на открытие новых офисов и что делать, если вложения не окупятся?
Один из вариантов тиражирования бизнеса без излишних рисков — это франшиза. Вы, франчайзер, передаете своему партнеру, франчайзи, права на бизнес-модель и свой бренд, обучаете и помогаете, а тот платит вам разовый паушальный взнос, а затем и регулярные платежи — роялти. При этом основные финансовые риски несет партнер-франчайзи. Его интерес — воспользоваться проверенным опытом. По статистике при самостоятельном создании своего бизнеса из 10 компаний выживают лишь три, а с франчайзингом выживаемость возрастает до 8 из 10. Так работают "Макдоналдс", Subway, "Инвитро" и сотни других популярных российских и международных брендов. Их бизнес растет вместе с числом задействованных франчайзи. Одно но: продать франшизу непросто. В мире насчитывается до полутора миллионов франчайзинговых предложений, но пользуются спросом лишь несколько тысяч.
Рождение социальной франшизы
Можно ли использовать технологию франшизы в социальном предпринимательстве? Российский социальный бизнес относительно молод, а франшиза — атрибут зрелого рынка. Тем не менее примеры успешных социальных франчайзинговых проектов в нашей стране уже есть.
В 2004 году Марина Бакулина, учитель русского языка и литературы, открыла в Тюмени дошкольный развивающий центр "Ступеньки". Сегодня это небольшая сеть из трех детских садов полного дня, в которых не только присматривают за детьми, но и занимаются подготовкой к школе, дают основы профориентации и развивают речь.
"Наши центры работают, они прибыльны, они известны, – говорит Марина Бакулина. – Последние несколько лет к нам постоянно обращаются желающие открыть подобные центры в Тюмени и в других городах. Это и подтолкнуло к работе над франшизой".
По мнению Бакулиной, говорить об успешной социальной франшизе можно, если предприниматель работает в данном бизнесе не менее десяти лет: "Некоторые пытаются продавать франшизу, когда их собственному проекту лишь год-два, но это, на мой взгляд, несерьезно".
В начале 2017 года Фонд региональных социальных программ "Наше будущее" объявил конкурс "Социальный франчайзинг". Проект Марины Бакулиной оказался в числе победителей, и теперь упаковкой франшизы "Ступенек" занимаются профессиональные консультанты из компании "Франчайзинг-интеллект". Ожидается, что готовая франшиза выйдет на рынок в первые месяцы 2018 года.
"В сентябре 2017 года мы впервые представили нашу франшизу на Московской международной выставке франшиз BuyBrand, – рассказывает Марина Бакулина, – и у нас уже есть около 30 предварительных заявок на покупку франчайзингового проекта. Нам повезло, что мы выиграли конкурс: качественно упаковать франшизу, описать все основные бизнес-процессы — дорогое удовольствие".
Империя Белонощенко
Удивительную историю успеха социальной франшизы в России демонстрирует сеть дошкольных развивающих центров "Бэби-клуб", основанная социальной предпринимательницей Евгенией Белонощенко. "Бэби-клубы" уже называют франчайзинговой империей — под этим брендом сегодня работает 237 центров в России и зарубежных странах. Еженедельно их посещает свыше 22 тысяч детей. Международный по своим масштабам бизнес вырос из небольшого детского клуба в Самаре, открытого в качестве даже не бизнеса, а хобби молодой мамы. По отзывам франчайзи, франшиза "Бэби-клуба" досконально расписана.
"Бэби-клуб" с самого начала производил впечатление хорошего, профессионального уровня: начиная с сайта и заканчивая логотипом, который им разработал Артемий Лебедев. Так что это была "любовь с первого взгляда", – говорит Юлия Костюченко, управляющая "Бэби-клубом" в Набережных Челнах.
За присоединение к "Бэби-клубу" Юлии пришлось заплатить около миллиона рублей плюс ежемесячные роялти. За эти деньги она получила готовую бизнес-модель с полным пакетом методик, правил и стандартов, а также комплексную поддержку: 80 часов вводных тренингов, регулярные вебинары для педагогов, апгрейд учебных пособий, собственное управленческое программное обеспечение Baby IS. При этом материнская компания оставляет за собой право контролировать соблюдение довольно жестких правил и стандартов сети. Например, даже за отсутствие обязательного букета на столе предусмотрен штраф в 30 тысяч рублей. Кураторы, находящиеся в центральном офисе «Бэби-клуба» в Самаре, через веб-камеры в любой момент могут посмотреть, как идет учебный процесс.
"Мне импонирует, как менеджеры центрального "Бэби-клуба" взаимодействуют с нашими специалистами по работе с детьми, – говорит Юлия Костюченко. – Каждый клуб имеет своего куратора, который просматривает конспекты, наблюдает за занятиями, отслеживает прогресс детей".
После четырех лет работы по франшизе Костюченко в целом довольна сотрудничеством, хотя, по ее словам, "бывало разное": "Надо понимать, что франшиза — это в любом случае зависимость: от стабильности всей сети, ее репутации, механизмов, сотрудников. И в случае форс-мажоров в первую очередь нужно надеяться на себя. А самое главное — не думайте о том, по франшизе вы работаете или нет. Это просто бизнес. Надо просто работать и получать от этого удовольствие".
По схожей с "Бэби-клубами" модели работают сеть частных детских садов "Билдинг сад" (кстати, тоже родом из Самары) и целый ряд других дошкольных негосударственных учреждений. То, что именно дошкольное образование стало "рассадником" социальной франшизы, неудивительно — это направление одно из самых развитых в российском социальном бизнесе.
"Все как-то укладывается по полочкам"
Еще одна социальная франшиза рождается на Балтийских берегах. Социальный предприниматель Роман Аранин (см. "Человек невозможный") также выиграл в 2017 году конкурс "Социальный франчайзинг". Его компания Observer уже не первый десяток лет успешно занимается повышением качества жизни российских инвалидов-колясочников: производит целый спектр высокотехнологичных изделий — от пляжных колясок до ступенькоходов, а также выполняет заказы по организации доступной среды в общественных пространствах — аэропортах, музеях, театрах и на пляжах.
При поддержке Фонда "Наше будущее" Аранин планирует открыть сеть центров по прокату и ремонту инвалидных колясок.
"Мы фактически уже четыре года работаем в режиме франшизы, – признается Роман Аранин, – открыли шесть наших центров по России. Но столкнулись с проблемой: привозим людей в Калининград, к нам в Observer, — они смотрят, как мы работаем, учатся. Потом приезжаем к ним, а у них все выглядит совершенно не так, как мы задумывали. А с помощью франшизы мы надеемся контролировать все процессы и получать на выходе действительно одинаковый продукт, как в "Макдоналдсе".
Как предполагает Аранин, франшиза Observer выйдет на российский рынок в январе 2018 года и будет стоить около 900 тысяч рублей. В дальнейшем предприниматель надеется открывать по 4–5 центров в год.
"Сделать хорошую франшизу — это колоссальная работа, – признается Роман Аранин. – Для меня и моей команды это была совершенно новая задача, мы никогда этим не занимались. В процессе упаковки франшизы ты прописываешь процессы не только для франчайзи, но и для себя, и все как-то укладывается по полочкам. То есть серьезная работа над франшизой дает не только качественный продукт для рынка, но и системно совершенствует весь бизнес".
Основная сложность социального франчайзинга, по словам заместителя руководителя департамента социальных и благотворительных проектов Фонда "Наше будущее" Станислава Заботина, не столько в описании бизнес-процессов, сколько в необходимости "упаковать" социальную составляющую. "Те, кто думает о покупке франшизы, совсем не обязательно замотивированы социальной миссией - нередко бывает, что люди просто ищут рентабельную бизнес-модель. Нужно заразить потенциального франчайзи идеей помощи людям, дать понять, что их бизнес может помочь инвалидам, пенсионерам и другим людям", - считает он.
По мнению генерального директора компании "Франчайзинг-Интеллект" Юлии Богушевской, интерес предпринимателей к развитию бизнеса по франшизе, несмотря на экономические сложности, только растет. При этом доля социальных франшиз на отечественном рынке пока составляет не более 1,5%, а значит, у тех социальных предпринимателей, кто сегодня решит использовать этот бизнес-инструмент, есть серьезные шансы на успех.
Автор: Кирилл Ольгинский
Дата публикации: 8 ноября 2017
#социальный франчайзинг #ступеньки #роман аранин9008 51