Социальная ответственность: мы много можем!
Бизнес – большой и малый, выступающий с социальными инициативами, кроме трудностей, связанных с самой реализацией проектов, нередко сталкивается еще и с проблемой информационного вакуума. Масштабы деятельности малых и средних предпринимателей невелики, а потому часто сделанное ими доброе дело просто не попадает в поле зрения СМИ и остается почти не замеченным обществом. Большой бизнес, продвигающий социальные программы, оказывается в ненамного лучшем положении. Его начинания более «заметны», но за любой благотворительностью крупной компании общественность и СМИ всегда склонны видеть не более чем скрытый пиар, а потому относятся к такой деятельности с недоверием. Поэтому нередко даже крупные компании не склонны выносить информацию о своих социальных проектах в публичную сферу. Следствие этого - недостаток информации. Компании не в курсе того, что делают их коллеги в социальной сфере, а власти и население, которые могли бы воспользоваться плодами их трудов, тоже оказываются практически не осведомлены о происходящем.
Одним из шагов для преодоления сложившейся разобщенности и информационного вакуума стал запуск в Новосибирской области в 2004 году программы «Поощрение социально ответственной деятельности». Ее инициатор – общественный совет «Социальное партнерство», в который входят представители крупного бизнеса, общественных организаций, средств массовой информации. Программа предоставляет скорее моральную, нежели материальную поддержку. Ее участникам предоставляется возможность собраться вместе, познакомиться друг с другом, обменяться опытом, оценить практики коллег, взять на вооружение лучшие находки, а также заявить о себе обществу, показать пример, как можно собственными силами сделать жизнь окружающих людей немного лучше. На протяжении вот уже семи лет ежегодно в рамках Программы проводятся конференции, а также конкурс, в котором участвуют представители крупного, среднего и малого бизнеса, НКО и СМИ, интересующиеся социальной тематикой.
Конкурс 2010: новые имена
На последний конкурс, стартовавший летом 2010 года и завершившийся в конце ноября, поступило более 50 заявок. «При подаче заявки на участие предлагается заполнить анкету и, в частности, указать сумму, потраченную на представленный социальный проект. Несколько лет назад свои инвестиции раскрывали всего порядка 40-50% конкурсантов, – поясняет Раиса Жмодик, председатель экспертного совета, директор некоммерческой организации «МАСС-Медиа-Центр», выступающей в качестве одного из главных организаторов конкурса. – В этом году уже около 70% заявителей указали объем своих вложений. Это говорит о том, что компании стали более открытыми. В целом в 2009-2010 годах, несмотря на последствия кризиса, объем вложений бизнеса в социальные проекты рос. В этом году он составил в нашей области более 184 млн рублей. Но это только те инвестиции, о которых сообщили нашему оргкомитету участники конкурса. На самом деле объем социального участия бизнеса в Новосибирской области наверняка больше. Благополучателями социальных программ в 2010 году стали более 672 тысяч человек».
Конечно, сравнивать вклад большого бизнеса и малого в дело обустройства общества невозможно. Каждый помогает нуждающимся в меру сил – вложения в проекты варьируются от 2,5 тысячи рублей до 57 миллионов в зависимости от программы. Поэтому при выборе победителей проекты оцениваются в разных «подгруппах», в каждой из которых выделяются свои лидеры. НКО и СМИ также выделены в особые категории. «При этом нужно понимать, что при подсчетах затрат небольшие организации, как правило, не учитывают собственный волонтерский труд, а также аренду помещения, амортизацию техники. А ведь это тоже можно перевести в денежный эквивалент», – продолжает Раиса Жмодик.
Среди представителей малого и среднего бизнеса, участвовавших в конкурсе в этом году, члены жюри особо отметили компанию «А три плюс». Этот небольшой бизнес, предоставляющий фотоуслуги (выезд фотографа или съемки в студии, обработку и печать фотографий), изначально включал и социальный компонент: владельцы выпускают настоящую детскую газету, которая распространяется в городских супермаркетах. Но этого им показалось мало. «А три плюс» взяла курс на обучение профессии и трудоустройство людей с ограниченными возможностями. Сегодня в фирме трудятся уже четверо инвалидов. В планах «А три плюс» создать еще двадцать рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.
Еще один номинант среди малых предприятий – новосибирская сеть магазинов «Парфюмика». Под ее эгидой был организован конкурс по изготовлению кукол ручной работы. Компания помогла мастерам в реализации их изделий.
А ООО «Юность» признали победителем в номинации, связанной с организацией детского досуга. Силами этой компании в крупных торговых центрах «Континент» регулярно проводятся детские праздники, познавательные и развлекательные мероприятия для ребят.
Герои вчера - герои сегодня
Просматривая материалы, посвященные конкурсам прошлых лет, замечаешь явную эволюцию в развитии социальных инициатив. Бизнес-сообщество и некоммерческие организации начинают понимать, что чистая благотворительность не всегда бывает эффективной. Об отказе от нее никто не говорит, но все, кто задумывается о помощи незащищенным членам общества, понимают, что необходимы новые способы генерирования финансовых ресурсов, а также системные подходы в решении проблем, а не разовые акции.
Многие новосибирские НКО уже несколько лет назад стали применять бизнес-технологии для привлечения дополнительных средств. Татьяна Афанасьева, представитель Сибирского центра поддержки общественных инициатив, при участии которого реализуется «Программа поощрения социально ответственной деятельности», рассказала об относительно новых принципах работы, практикуемых многими НКО. Так, например, Новосибирская областная организация Всероссийского общества инвалидов некоторое время назад создала консультационно-прокатную службу средств реабилитации. В рамках проекта клиентам предоставляются прокат медицинского инвентаря и помощь по его выбору и использованию. Часть услуг оказываются на безвозмездной основе, а часть - на коммерческой.
Или другой пример: общественная организация Центр поддержки женских инициатив «Женщины вместе» создала лавку рукоделия, где продаются изделия, которые мастерят своими руками пенс ионерки, женщины-инвалиды, матери из малоимущих семей.
Малоимущие и инвалиды довольно часто попадают в фокус социальных программ. Чего не скажешь о некоторых других категориях, также требующих поддержки общества. Например, о военнослужащих. Интересный и нестандартный опыт работы, уже распространяющийся в другие регионы, имеет Новосибирская общественная организация «Российское воинское братство». Она также была лауреатом конкурса прошлых лет. Сибирский центр поддержки общественных инициатив давно сотрудничает с этой организацией и продолжает поддерживать многие ее начинания по сей день. «Эта общественная организация демонстрирует интересную модель развития, – говорит Татьяна Афанасьева. – Они быстро поняли, что грантов и субсидий недостаточно для реализации их важных и масштабных программ, например для строительства жилья для военнослужащих (сейчас идет подготовка к строительству первого поселка). Для того чтобы самостоятельно получать доход, «Братство» образует отдельные юридические лица, которые оказывают коммерческие услуги, а прибыль направляют на адресные программы для военных. Таким образом, например, проводится обучение и профориентация отставников. «Российское воинское братство» также занимается операциями в области недвижимости. Новосибирская организация первая из всех регионов добилась соглашения со Сбербанком, согласно которому получаемые военнослужащими жилищные сертификаты стали принимать в качестве взноса по ипотечному кредиту».
Еще один новосибирский проект, который смело можно причислить к социальному предпринимательству, пока еще мало распространенному в Сибири, стартовал совсем недавно, в декабре 2010 года. Это так называемые интеграционные мастерские, открытые «Дзержинской районной организацией детей-инвалидов и инвалидов детства» (ДРООДИ). Она поставила своей целью трудоустроить совершеннолетних молодых людей с ограниченными возможностями, своих подопечных. Сейчас в мастерских (они также называются Центром реабилитации) организовано 13 рабочих мест. «Мастерские пока работают в рамках деятельности ДРООДИ, но организация уже готовит все документы для регистрации их как отдельного юридического лица. Это будет фактически малый бизнес, – говорит Татьяна Афанасьева. – К открытию мастерских ДРООДИ шла несколько лет. И сегодня у них есть база, чтобы выполнять столярные и малые полиграфические работы: выпускать сувенирную продукцию из дерева, а также блокноты, раскраски, визитки, открытки. Есть возможности делать футболки с нанесением изображения, производить другую промопродукцию. Компания Intel помогла оборудовать несколько компьютерных мест, где ребят учат компьютерному дизайну, например нанесению логотипа на сувенирную продукцию. У многих молодых людей уже есть небольшой опыт – они делали сувениры и раньше, но это занятие не было поставлено на поток. Если они и продавали их, то на собственных мероприятиях – благотворительных ярмарках и т.д. В итоге проект удалось реализовать благодаря многим составляющим: в рамках федеральной программы службы занятости ДРООДИ получила средства на устройство рабочих мест для инвалидов, мэрия выделила помещение, областные и городские гранты предыдущих лет позволили купить оборудование, для ремонта нашлись спонсорские средства. Сейчас очень важно грамотно организовать производство и сбыт, найти заказы. Тогда предприятие будет само себя окупать, а инвалиды получат средства для достойного существования».
Дело будущего
Итак, социальные проекты, в том числе и на основе бизнес-технологий, развиваются и постепенно находят своих приверженцев в Новосибирской области. Организаторы Программы поощрения планируют совершенствовать ее, привлекая все новых участников. «В следующем году есть идея пригласить к участию ТОСы, организации территориального общественного самоуправления (объединения граждан для управления муниципальными территориями и облагораживания городской среды – дворов и придомовых территорий и т.д. – Прим. ред.). Они никогда не принимали участия в конкурсе, но было бы интересно узнать об их деятельности и выделить их в отдельную категорию номинантов», – делится планами Раиса Алексеевна Жмодик.
«Участие в Программе для многих организаций – своеобразный социальный маркетинг, – продолжает она. – Мы выстраиваем длительные партнерские отношения с номинантами и просто участниками, проводим для них специальные мероприятия, обеспечиваем медийную поддержку».
«Программа не предоставляет в чистом виде помощь социально ориентированному бизнесу и НКО, – считает Татьяна Афанасьева. – Победа в конкурсе – это общественное признание, возможность заявить о себе. Люди пытаются в меру сил сделать что-то хорошее. Кажется, что устройство четырех рабочих мест для инвалидов – это немного. И инициаторы этого доброго дела хотят услышать слова одобрения, поддержки, хотят понять, нужно ли кому-то кроме непосредственно благополучателей то, что они делают. Некоторые компании приходят на конкурс ежегодно с одной и той же программой, которая развивается и меняется. Они ждут общения, моральной поддержки, заряжаются новыми идеями. Так, например, несколько раз выставлял свою заявку на конкурс лауреат этого года – ООО «КАР ПЛАЗА». Их основной бизнес – торговля запчастями для автомобилей. Но помимо этого компания поддерживает новосибирскую команду по мотоспорту, организовала секцию для подростков, проводит профильные соревнования. Им важно не только заявить о себе, но и почерпнуть что-то новое».
Таким образом, общественная программа поддержки бизнеса и некоммерческих организаций, инициированная и успешно проводимая в Новосибирской области, показывает, что успех подобных программ зачастую не в размере финансовой помощи, а в том, чтобы объединить единомышленников, преодолеть человеческую разобщенность и инертность. Именно таким образом создается среда, благоприятная для социального предпринимательства и других общественно значимых инициатив. Хотя финансовая помощь, безусловно, тоже необходима!
Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Январь 2011 г.
Автор: Ирина Крейнина
Дата публикации: 27 января 2011
#Новосибирск #поддержка бизнеса1035 162