Социальный мотив бизнеса

Вот и дождались: в Кузбассе появился социальный бизнес. Не социально ориентированный, который между делом помогает власти - когда добровольно, когда добровольно-принудительно – решать те или иные социальные проблемы села, города или региона (закупая на часть прибыли подарки для детей и ветеранов, вкладывая ее в организацию различных благотворительных акций и т.д. и т.п.).

Социальный бизнес совершенно иное дело. Социальные предприниматели (мы скоро привыкнем к этому словосочетанию) строят свой бизнес именно для решения какой-то конкретной социальной проблемы. Как? А вот так, к примеру:
 
1. - Здравствуйте, добрый человек! - доброжелательно изрек голос, и я, внутренне хмыкнув, заинтригованно стал ждать, что же еще скажет мне автоответчик. Но продолжения не последовало, и после затянувшейся паузы, поняв, что мне ответил живой голос, я неуверенно ответил:
- Здравствуйте… добрый человек…
Формулировочку эту сочинил и внедрил Иван Ликстанов; у его напарника, друга и компаньона Артема Руденко, другая "фишка" - "доброе майское солнечное утро" Или "добрый дождливый вечер" – по погоде и времени суток. Объясняют: так проще. Так диалог сразу начинается… "по-другому".
С полгода тому назад один из них потерял сотовый и, чтобы не отвечать на входящие звонки обезличенно, опробовал новое обращение.
- Мы часто повторяем друг друга в идеологии общения, - выдает профтайны Иван. - Друг друга слушаем, и, когда видим результат, получаемый при этом, тот, что напротив, показывает: "Отлично, отлично, да-да!!!" Или: "Нет-нет…"
Так вот, тот эксперимент прошел под однозначное "да-да!!!" и был принят на вооружение…
 
2. Но, собственно, сегодня разговор о другом – о реабилитационно-производственном цехе ООО "Полли", не имеющем аналогов в России, пилотном проекте И.М.Ликстанова и А.Н.Руденко, выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства страны. Проект этот – кусочек из дипломной работы, сориентированной ни много ни мало на реструктуризацию и оптимизацию Всероссийского общества слепых. Рекомендованной, кстати, правительством к внедрению, на что есть уникальный соответствующий сертификат.
Вот несколько вводных к проекту, пока на примере Кемерова.
На учете в службе занятости состоят более 1200 инвалидов, работу находят не более 14 процентов их них. Причем для этой категории людей трудовая деятельность очень часто имеет не только и даже не столько материальную составляющую, но и социальную, то бишь возможность адаптации в обществе.
Дефицит среднего медицинского персонала в медицинских учреждениях города сегодня составляет около 30 процентов. Как ни странно, немалая часть рабочего времени при этом тратится совсем не на больных, а на всякие "смежные" дела. К примеру, на изготовление перевязочного материала – "марлевых салфеточек", "корпий", "шариков", "турунд", "корабликов". Десятки санитарочек в больницах города сидят и режут марлю большими ножницами, сворачивая горы турунд, хоть у них хватает дел и в палатах больных.
Эту работу могут делать и люди с ограниченными возможностями. При создании 100 рабочих мест по изготовлению перевязочного материала инвалиды заменяют 90 санитарок. Благодаря государственной поддержке предприятий, занимающихся трудоустройством людей с ограниченными возможностями, стоимость выпущенной продукции не превышает стоимости корпий, изготавливаемых прямо в больнице.
Сегодня де-факто цех ООО "Полли", в котором работают 10 инвалидов, ежемесячно изготавливает спецматериалы, достаточные для проведения 250 операций и 1700 перевязок, обеспечивая соответственно 86 и 68 процентов потребностей больницы на 500 коек.
 
3. Специальная мазь для рук, шапочки, халаты – в цехе все должно быть стерильно, практически как в операционной, – объясняет Иван Ликстанов. Светлое помещение, тишина, негромкие старательные люди, рабочие места, организованные с учетом медицинских норм и индивидуальных карт реабилитации для каждого работника, марлевые салфетки, которыми заполняются хрусткие упаковки. Для резки марли на замену ножницам изобретен специальный станок, он обошелся в 220 тысяч рублей, зарубежные аналоги стоят под два миллиона. Форма оплаты - сдельная, но не ниже шести тысяч рублей…
- Раньше работал вахтером, – делится инвалид по зрению Кирилл Лобанов, в цехе работающий с декабря, – очень уставал: постоянное мелькание, напряжение, все время какие-то новые люди… Здесь, конечно, нравится больше. Спокойно, привычная обстановка, привычное дело, да и нужное. Ведь мы помогаем здравоохранению…
 
4. В паре Иван Ликстанов и Артем Руденко работают с 2003 года, были тогда третьекурсниками, один учился на юриста, другой – на экономиста. Их первым проектом стало капсулирование бахил, в него каждый вложил по 300 тысяч рублей.
- Мы сделали ноу-хау в России, - вспоминает и словно вырастает сантиметров на пятнадцать. - Первые, кто не гнал капсулы из Канады и Китая и кто массово стал производить эту продукцию сам. Мы создали 60 рабочих мест для инвалидов по зрению в Кемерове – с учетом, что на предприятиях города тогда работало всего 30 таких людей…
В поисках недорогой, но специализированной на ручном труде рабочей силы они собирались выбирать между инвалидами и заключенными, но, услышав от тогдашнего директора местного учебно-производственного предприятия общества слепых Игоря Болтышева: "Где же вы раньше были?! Конечно, давайте!", увидев в деле людей, о работе уже и не мечтавших, "поняли, что такое социальный бизнес".
То время они называют "золотой пятилеткой бахил"; два с половиной года они были практически монополистами в стране, выпускали по 600 тысяч изделий в месяц, потом рынок стал наполняться конкурентами, и сегодня бахилы в капсулах производит дюжина компаний. Постепенно объемы сократились в два с лишним раза, а наши герои начали осваивать новые виды бизнеса.
В 2009 году, после неудачи одного из проектов, решили, что не хватает знаний, и стали участниками Президентской программы подготовки кадров. Для дипломной работы, защищенной на "отлично»" выбрали реорганизацию общества слепых: "это было предприятие, которое на тот момент мы знали от и до"…
Стажировку Иван Ликстанов проходил в Японии, откуда и вернулся с высокой социально-экономической оценкой проекта. Сейчас в Германии, тоже на стажировке, Артем Руденко.
 
5. Молодость наивна, амбициозна, молодость не хочет ждать.
- Мы понимаем, что, создав прецедент, можем улучшить всю систему работы с инвалидами во всей России, - объясняет Иван. - Ведь получился проект, который можно применить везде…
И выпускники Президентской программы начали работу сразу по нескольким фронтам – местному, московскому и всероссийскому.
Потому что "…если в городе реализовать все проекты из нашей дипломной, получится 500 рабочих реабилитационных мест! За самое короткое время можно достичь уровня занятости инвалидов семидесятых-восьмидесятых годов, когда в Кемерове работали до 800 человек с ограниченными возможностями!" Но для этого подобные цехи должны создаваться именно при обществах инвалидов, на их территории, иначе зыбкая рентабельность социального бизнеса будет убита высокой арендной платой…
Потому что если Москва "…услышит нас, в стране по этой схеме можно будет включить в реабилитационный процесс при обществах инвалидов сразу не менее 60 тысяч человек!"
Потому что, разослав свой проект по всей России – в полусотню обществ слепых, – получили в ответ десятки звонков: "Где же вы были раньше?!" А из Новосибирска и Барнаула даже потянулись первые гонцы – смотреть и учиться кемеровскому ноу-хау. Из Хабаровска дозвонились: "…я давно работаю, но даже не мог представить, что в период рыночной экономики мне могут бесплатно предложить проект создания рабочих мест для 150 моих инвалидов…"
 
6. Иван Ликстанов рассказывает о добрых и хороших людях, которые уже помогли им в реализации проекта, о тех, с которыми, он уверен, еще предстоит встретиться, списаться, созвониться и в большинстве своем которые окажутся людьми добрыми, умными, внимательными. Говорит:
- Мы разработали инновацию, которая является частью государственной социальной политики, вписывается в концепцию развития и модернизации здравоохранения до 2020 года. Мы, наверное, не одни в России такие – типа, мальчики, которые хотят доказать, что они самые умные. Но система-то работает!
 
НА СНИМКАХ: Артем Руденко и Иван Ликстанов, авторы проекта "Полли" по организации реабилитационно-производственных рабочих мест для инвалидов; в кемеровском цехе; выпуск подобной продукции помогает реабилитации людей с ограниченными возможности.
 
 
Мнение эксперта.
Константин СИВОРОНОВ, директор медицинского центра "Ваш доктор":
- В общей сложности мы проводим более 1000 различных медицинских манипуляций в месяц, расходные материалы, в частности, марлевые салфетки, требуются постоянно, особенно во время эпидемического сезона.
Поэтому, когда поступило предложение о партнерстве с проектом "Полли", мы однозначно решили принять в нем участие. В итоге выигрывают все: мы сокращаем затраты, закупая превосходную продукцию по максимально низкой стоимости (по сравнению с рыночными ценами), и одновременно помогаем трудоустройству и реабилитации инвалидов.
Надеюсь, что в будущем участие в проекте "Полли" примут и другие города России, открыв аналогичные реабилитационно-производственные цехи.

Дата публикации: 24 мая 2011

#социальное предприятие #кузбасс

 683   2  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно