Великие глухие

В начале было слово…

Возможно, не для всех все начинается со слова. Или звука. Совершенно очевидно, что для людей, рожденных с дефектами слуха, это совсем не так. Поэтому с самого рождения мир раскрывается перед ними не в том порядке познания, к которому привыкли мы с вами. Для того чтобы найти свое законное место в жизни, реализоваться, стать достойным членом общества, им приходится прилагать усилий намного больше, чем здоровым людям. Потому как задача перед ними стоит куда сложнее: адаптироваться к миру, из которого звуковой сигнал, привычно несущий информацию, исключен.

Понятно, что каждый из нас ищет и находит собственный путь в жизни. Однако у людей с ограниченными возможностями изначальные возможности выбора ограничены. Какие шансы есть у слабослышащих? К сожалению, людей с дефектами слуха ждет рискованная работа наркокурьера. Или они могут стать первоклассными слесарями. Но оказывается, что из слабослышащих людей еще получаются и профессиональные театральные актеры. В Москве существует Государственный специализированный институт искусств, который ежегодно набирает 8 новых студентов (с дефектами слуха в том числе). В течение четырех лет они учатся танцевать и двигаться согласно ритму и внутреннему счету, овладевают мимикой и жестом в такой степени выразительности, что завораживают зрителей. А теперь представьте себе на минуточку, сколько усилий им нужно вложить в роль, чтобы совпасть полностью в ритм с «фанерой» в движениях тела, рук и выражении лица и глаз? Они овладевают музыкой и передают ее на кончике пальцев. Они скорее не слышат, но очень хорошо чувствуют. Лучше, наверное, сходить на какой-нибудь спектакль, чтобы лучше себе это представить, а заодно получить невероятное впечатление. Вот и выяснится, что даже в Москве возможность посмотреть профессиональный спектакль в исполнении слабослышащих актеров – большая редкость.

Так вот, в специализированный институт идут учиться, безусловно, талантливые люди, которым потом очень трудно найти применение своему дару и профессиональным навыкам. А в чем проблема? Как организовать ее решение и чего оно стоит?

Дух вдохновленных

В 2002 году Ирина Кучеренко основала и с тех пор руководит региональной общественной организацией «Творческое партнерство», основным направлением работы которой является поддержка талантливых людей, имеющих физические ограничения, и терапия творчеством для тяжелобольных детей. С тяжелобольными детьми организация успешно работает посредством арттерапии на базе НИИ детской онкологии на Каширке с 2004 года. С клиникой сложились более чем хорошие отношения. Но вот уже около года часть созидательной и предпринимательской энергии Ирины уходит на развитие другого замысла. В 2002 году Ирина впервые столкнулась со слабослышащими актерами, которые поразили ее своей фантастичной одаренностью. И – одновременно – социально и профессиональной незащищенностью. Они прекрасно играют и исполняют, но управлять делами и деловыми процессами им не под силу. Возможностей для постоянной и развивающей профессиональной занятости крайне не хватает. Издавна существующий театр «Мимики и жеста» играет от силы 3–5 спектаклей в месяц и находится сегодня в упадке (собственно интересных постановок не так много вообще в театральном мире). Если актер работает без интереса, мало репетирует, не участвует в новых спектаклях, через 3–4 года квалификация и профессия теряются. Еще несколько театров существуют, скорее, на уровне благотворительных или любительских проектов, вопрос профессионального выживания и становления для них стоит еще острее.

Вдохновленная молодыми талантами и ведомая предпринимательским духом, Ирина взялась за решение корневого вопроса: обеспечение ребят постоянной и доходной работой. У Ирины есть программа максимум – создание целого центра для творческих, одаренных людей с ограниченными возможностями. Эта идея лежала в основе создания «Творческого партнерства», отсюда и название организации. В идеале под одной творческой крышей должны найти пристанище художники, музыканты, композиторы, актеры и актрисы, постановщики, хореографы, т.д. А пока – театр «СинематографЪ», в котором с 2006 года сотрудничают пять слабослышащих актера, арт-директор и пресс-атташе в одном лице (инвалид с детства, невидящий музыкант). Пока что это не состоявшаяся театральная труппа, но за ее плечами уже несколько получивших признание критиков и зрителей постановок (в том числе и на малой сцене Театра на Таганке). Про них пишут статьи и канал «Культура» сделала несколько передач. Однако…

Однако про них пишут как про нечто необычное и заслуживающее сочувствия, понимания. Их премьеру «Высоцкого» снимали 4 телевизионных канала, которые свое повествование вели все-таки в социальной плоскости. Ни сами актеры, ни Ирина Кучеренко, ни другие участники постановок не хотят мириться именно с таким отношением к своему исполнительскому дару. Они хотят, чтобы их ценили за талант и за труд, за профессионализм. Чтобы к ним приходил зритель, который бы ахал от увиденного и прочувствованного. Они не хотят, чтобы у них была строго ограниченная слабослышащая аудитория. Они не хотят выступать только на специальных фестивалях. Судите сами: в 2003 году на конкурсе актерской песни Андрея Миронова произошла сенсация – жюри во главе с Николаем Караченцовым назвало Максима Тиунова (одного из актеров театра) лауреатом второй премии конкурса, а Алексей Знаменский получил приз дома Актера им. Яблочкиной. В 2005 году песня "Мы ждем перемен" в жестовом исполнении Алексея Знаменского стала ярким эпилогом фильма «Пыль» Сергея Лобана – дипломанта XXVII Московского международного кинофестиваля. И еще одна сенсация: в апреле 2006 года на межвузовском конкурсе чтецов имени Якова Смоленского лауреатом первой премии стал Алексей Знаменский с программой по стихам Ленгстона Хьюза. Впервые все члены жюри единогласно отдали свой голос одному актеру.


Они хотят быть для всех выдающимися. Они хотят стать реально успешным коммерческим театром, получить реальное зрительское признание и хвалу критики, развиваться, гастролировать. А такое признание на жалости и сочувствии долго не продержится. Кинематограф в начале своей истории был немым, там тоже никто ничего не говорил. Однако ему было суждено стать «великим немым». Театр «СинематографЪ» поставил перед собой высокую планку – стать великим глухим. В начале века шли на просмотр, потому что было интересно. Вот и ребята хотят быть просто интересными.

Послужной список

Отправной точкой в биографии «Синематографа» стал июнь 2006-го, когда был создан клип с использованием жеста Summer loving на песню Summer times из фильма Рэндэла Клайзера «Бриолин» (Grease, в главной роли Джон Траволта. Режиссер клипа – Екатерина Телегина). В ноябре 2006 года театр «СинематографЪ» вел церемонию закрытия третьего международного кинофестиваля «Кино без барьеров» на сцене театра Et Cetera А. Калягина. В декабре 2006 года на сцене Студенческого театра Высшей школы экономики прошла программа «Поговорим о пустяках». В декабре 2006 в московском Доме актера на Арбате прошел спектакль «В переулочках Монмартра» с французскими песнями. Концертный вариант этой программы «Люди и страсть» (Les gens et la passion) был поставлен Максимом Тиуновым, в режиссуре принимал участие весь актерский состав. Этот музыкальный спектакль был показан в 2007 несколько раз в Доме культуры «На Петровских линиях». С сентября 2007 начались репетиции спектакля «Пошли мне, Господь, второго» к 70-летию Владимира Высоцкого при поддержке Департамента культуры г. Москвы, Дома-музея Высоцкого, лично Никиты Высоцкого (который передал права на использование песен для спектакля и создания клипа). Премьера спектакля состоялась 19 января 2008 года в Театре на Таганке. Спектакль играют на малой сцене театра на Таганке два раза в месяц. С весны 2008 года идут репетиции нового спектакля под рабочим названием Рetit café, премьеру зрители увидят осенью. Это красивый озорной и романтичный мюзикл, в котором звучат песни Далиды, Челентано, Мирей Матье.

Ребята хотят много работать, гастролировать, делать новые постановки. Отдельной статьей проходит вопрос-проблема с авторскими правами. Ведь оригинальных произведений для слабослышащих актеров практически нет (или пока еще?). Их особое положение только усугубляется общим упадком качества театральных и эстрадных постановок. Пока театр убыточный, но Ирина Кучеренко улыбается и уверенно говорит, что с имеющимися талантами и упорством театр все преодолеет, у них все получится. «Этим ребятам некуда идти, взяла самых талантливых. Думаю, что как раз с ними справимся. А начинать всегда сложно».

Неформатная идея

Театр пока не существует как отдельное юридическое лицо, хотя и заявляет о себе как о труппе. Сегодня это все еще отдельный проект «Творческого партнерства», все участники – приглашенные сотрудники. Это, казалось бы, нормально. Тем более что создание отдельного театра – крайне сложная и дорогостоящая задача. Да что там, постановка одного спектакля, не считая репетиций, требует как минимум 600–700 тысяч рублей.

Когда театр зарегистрируют, он скорее всего будет автономной некоммерческой организацией (так считает нужным Ирина Кучеренко). Это позволит театру получать гранты и параллельно вести коммерческую деятельность. Его основная цель – обеспечение рабочими местами одаренных людей с ограниченными возможностями – останется неизменной. Неформатная, нестандартная, коммерчески успешная некоммерческая организация. Почему бы нет?

Все проблемы можно было бы, конечно, свести к отсутствию денег. Однако предпринимательский дух Ирины не позволяет ей все упрощать, подталкивает к бесконечному поиску выходов из нетривиальных ситуаций и позволяет вести разговор в режиме задач, а не безнадежно проблематизировать ситуацию. Когда-то напряженность удается снять, найдя временное решение или благодаря дружеским отношениям. Так, НИИ детской онкологии бесплатно предоставляет театру комнату, где хранятся костюмы и декорации театра (подумать только!). Но вообще-то ежемесячно театру на хранение своей утвари необходимо как минимум 5–7 тысяч рублей. Да и какое-никакое офисное помещение театру нужно: где будут квартироваться, там и будут регистрироваться. Пока что база одна – все та же больница, которая к театру не имеет фактически никакого отношения…

Еще нужны деньги для оплаты репетиционных помещений. Сегодняшние московские расценки – от 12 до 90 тысяч рублей за один день аренды площадки. А «приличный» билет – от 300 рублей. Пока репетиции идут на территории Института искусств и музея Высоцкого, но так не может долго продолжаться. Постоянно менять площадки означает большие расходы на транспорт.

А самое главное условие, на котором Ирина настаивает в первую очередь, люди должны получать нормальную заработную плату и иметь возможность зарабатывать деньги. Иначе ситуация становится нереальной. Это жесткое правило, условие существования ее театрального детища. Причем зарабатывать люди должны так, чтобы больше нигде не работать. А другой стороны, где могут работать глухие актеры? Тележки в «Ашане» тягать – можно, но больше ни на что ни сил, ни времени не будет. Да и правильно ли это?

Привлеченные сотрудники разного профиля – это нормально. Ведь нужны хорошие художники, хореографы. Главное иметь средства, которые позволят это сделать. Пытаться сделать все собственными силами (от постановки до сборки декораций) – это любительщина, это путь ровно противоположный профессионализации и коммерческому успеху. И это просто бизнес-подход к организации дела.

Еще для стабильности и процветания, а также в качестве признания и уважения театру нужны покровители. Как, собственно, любому другому театру или всякой организации, решающей важные социальные задачи. Покровителей пока нет, хотя есть единомышленники и друзья. Но, как правильно размышляет Ирина Кучеренко, «подушка безопасности должна существовать». Профессиональность театра заключаться также и в том, что администрация должна суетиться ради обеспечения творческих возможностей, стабильности, достоинства. Привлекать дополнительное финансирование. Пиарить театр, пиарить актеров. В этом она видит залог успеха своего небольшого театрального предприятия, которому, будем надеяться, быть социальным предприятием. Ирина не просто оптимист и предприниматель, у нее есть видение того, как все должно быть. «Хорошо иметь высокие цели. Конечно, не факт, что доберешься до самого конца. Но даже на полпути остановиться – уже очень неплохо».

 

Специально для портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство»

Июль 2008

Дополнительную информацию о театре, спектаклях и актерах, телевизионных передачах можно найти по следующим ссылкам:

www.art-p.ru/

www.kino-teatr.ru/

www.kino-teatr.ru

www.tvkultura.ru

www.youtube.com

http://ru.youtube.co

www.youtube.com

www.youtube.com

www.youtube.com

www.youtube.com

Полное название организации: инициативная группа «Театр "СинематографЪ"».

Год основания: 2006 г. (без образования юридического лица).

Основатель: Ирина Кучеренко.

Тип организации: творческое объединение (в перспективе).

Сфера деятельности: театрально-постановочная.

Виды услуг: трудоустройство и развитие профессиональных навыков слабослышащих.

Целевая группа: слабослышащие артисты, актеры, люди творческих профессий.

Количество сотрудников: 8.

Контакты: 8 (917) 580-72-12 (Ирина Кучеренко, руководитель региональной общественной организации «Творческое партнерство»).

Автор: Инга Пагава

Дата публикации: 27 июля 2008

#трудоустройство инвалидов по слуху #театр синематографъ #ирина кучеренко

 1971   174  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно