Воспитание радостью

В Кемеровской области в селе Чумай 28 ноября открывается уникальная творческая школа — «Арт-бухта». Здесь дети будут обучаться ремеслам — ткачеству, гончарному делу, резьбе по дереву, вязанию и вышивке, кулинарии, изобразительному искусству, причем бесплатно. Создание нового культурного пространства — это первый шаг к возрождению села с вековой историей. Решились на него Елена Митрофанова — журналист и искусствовед, и Мария Головина — педагог-дефектолог, основатель и экс-руководитель «Службы лечебной педагогики», и социальный предприниматель. В родном селе Мария открывает гостевую усадьбу «Марусино», где смогут отдыхать все семьи без исключения, в том числе и с детьми с ограниченными возможностями.

«Русская планета» встретилась с Марией Головиной, чтобы поговорить о помощи особым детям, новой жизни села Чумай и роли в ней творчества.

Счастливый или успешный

– Мария, когда вы в 2008 году основали в Кемерове «Службу лечебной педагогики», вы построили ее на особых принципах работы с детьми. Расскажите о них.

– Многое нам удалось перенять из опыта Центра лечебной педагогики Москвы. Во-первых, это командная работа — с ребенком параллельно работают дефектолог, логопед, психологи. И действия специалистов согласованы. Во-вторых, мы рассматривали ребенка целостно, и понимали, что в раннем возрасте душевное развитие — ведущее. Именно из душевных процессов разворачиваются остальные, в том числе и речь, и интеллект, и поведение.

– Сейчас родители стремятся интеллектуально развивать ребенка с малых лет. Чтение, счет, иностранные языки…

– Такие занятия быстро показывают родителям, что ребенок — успешный, он справляется с заданиями, им можно гордиться. Традиционная педагогика направлена на формирование человека успешного. А лечебная — стремится воспитать человека счастливого.

Поэтому для нас важно, чтобы ребенок все время находился в радости. Чтобы процесс, в который мы его включаем, для него был приятен.

Если мы делаем из ребенка успешного, то возникает много конфликтных, стрессовых ситуаций для ребенка. И говорить о том, что он счастлив — уже сложно.

И создать условия для формирования человека успешного проще гораздо, чем человека счастливого.

– Будущего успешного человека нам нужно заставить учиться...

– Да, в первую очередь традиционная педагогика развивает навыки обучения. Тренируют память, исполнительность, поведение по правилам. И тестируют его постоянно, оценивая тем самым его успешность.

А родители его хвалят за выполненные задания, прилежность и послушание. И ребенок понимает, что главное — соответствовать этим требованиям. Таким он и вырастает порой — человеком, ориентированным на стандарты общества: карьера, квартира, машина. Если достигаешь их, значит, ты успешен.

А гуманистическая педагогика — в том числе и лечебная — стремится к счастью ребенка. И когда такой ребенок повзрослеет, воспитанный в радости, у него будет больше шансов добиться успеха в жизни.

– Какие нужно создать условия ребенку, чтобы он вырос счастливым?

– Только в семье может формироваться чувство радости и счастья у ребенка. Но только если отношения дома гармоничные, и сама семья ориентирована на ребенка.

Нужно все время удерживать в сердце и голове: мы теперь растим новую личность, она берет пример с нас. Это другое сознание, образ жизни, мышление. И если рядом ребенок, то и мы обязательно должны быть счастливы друг с другом. В этом треугольнике важно сохранить парность, но переориентироваться на ребенка. Чтобы он рос в любви и согласии, а не в выяснении отношений.

– Вы работали с особыми детьми, руководствуясь принципами гуманистической педагогики — то есть, развивали детей в радости?

– Я работала коррекционным педагогом, и видела, что в традиционной системе очень сложно работать в интересах ребенка. Никто не ориентируется на индивидуальный темп освоения знаний, на индивидуальные интересы, на леворукость, например… Особые дети вообще выпадают из этой системы.

– Это еще советские лекала…

– Да. И ты сталкиваешься с тем, что от тебя администрация требует результатов освоения программы, и родители на них настроены, а ребенок не способен с ней справиться. Ему сейчас нужно совсем другое. Например, с ним надо много рисовать. Ни буквы учить, ни речь разрабатывать, а именно рисовать, и еще как-то по особенному — например, красками по мокрому листу.

Когда видишь, что интересы ребенка кроме тебя никому не важны, хочется из этой системы выйти и создать что-то свое. Я начала с семейного клуба «Зеленый домик», потому что понимала, что без вовлечения родителей, и без изменения в их взглядах на ребенка я ничего не добьюсь. Мне хотелось, чтобы приходили семьи, которым интересно, как развивать сына или дочь.

«Особые дети учат доброте и стойкости»

– Расскажите о детях, истории которых запомнились вам больше всего. Как они преображались через радость?

– К нам привели четырехлетнюю девочку с тяжелым диагнозом. Она совершенно не отходила от мамы. У ребенка были частые истерики, она не говорила. С таким синдромом ее не брали ни в одно учреждение. А рядом с ней девочка могла наблюдать за другими детьми со стороны, у нее не было особых страхов. Но развитие ее было своеобразным.

В Службе лечебной педагогики мы создавали все условия для комфорта детей. И разрешили маме присутствовать на занятиях. Мама принесла санитарную книжку — мы добились того, чтобы она находилась в группе на законных основаниях.

Девочка с мамой полгода приходила на занятия ежедневно. Они садились на диванчик, ребенок сам выбирал место. Потом мы начали их включать в наши групповые занятия, усаживая ее с другими детьми в круг. И ребенку радостно. Через полгода мы маму вывели в приемную — дочь разрешила ей посидеть там. Потом мама вышла в коридор. А спустя еще какое-то время девочка стала оставаться полдня в группе сама. Ни в одном учреждении ребенок бы этому не научился.

После этого она посещала группу постоянно, и затем пошла в коррекционную школу в первый класс. Ее взяли, потому что она могла проводить время без мамы. Ее взяли в класс «И», для тяжелых детей. Она не освоит программу, но для нее важна социализация, умение адекватно вести себя в коллективе.

– Что еще нужно дать особому ребенку?

– Важны еще трудовые навыки, в том числе, профессиональные. Кулинарные, швейные... Обычные бытовые умения, чтобы в будущем человек мог сам обслужить себя при необходимости, а может, и немного заработать. Или даже не заработать, а себя реализовать — знать, что он в чем-то будет успешен. Без этого чувства нет радости, удовольствия. Ребенок радуется, когда у нее что-то получается. Нужно создавать условия, чтобы он все время себя чувствовал достойным. И разглядеть в каждом, на что он способен. Особые дети — все очень разные.

– Вас удивляют дети, с которыми вы работаете?

– Да, постоянно. Я научилась у них очень многому. Они очень терпеливы. Когда ты с ними рядом находишься, ты понимаешь, насколько этому ребенку трудно достичь того, что для тебя — легко и обыденно. Как он старается, как радуется самому маленькому шагу. Это достойно уважения.

А еще — у них огромная стойкость, сила духа. В 17 лет девочка с ДЦП — интеллектуально развитый, талантливый ребенок — решилась в старших классах перейти из коррекционной школы в общеобразовательную. Она хотела поступить на юридический факультет и приняла это решение сама.

Это был подвиг. Она могла ходить только с опорой. Такое хождение вызывает много эмоций у окружающих, дети еще более нетактичны... Я у нее спросила перед окончанием 10 класса: «Ты не жалеешь?» Она ответила: «Нет, хотя мне было трудно. Я вообще считаю, что нельзя коррекционных школ создавать. Мы должны быть вместе с остальными детьми». Мне было ценно ее мнение тогда.

Арт-бухта в море надежды

– Как пришла идея заняться сельским туризмом?

– Всю жизнь я мечтала жить в селе — я ведь родилась и выросла в Чумае. Но там не было работы, поэтому смелости переехать туда у меня не хватало.

А потом настал момент, когда я почувствовала, что смогу наладить жизнь в селе сама. Что мечта моя не сбудется, пока я не решусь на это. За год я уладила все дела, продала в Кемерове жилье и решила открыть гостевую усадьбу «Марусино».

– Чем для вас ценно село?

– Там не только интереснее жить, но и полезнее. Последнее, я, пожалуй, уже с возрастом поняла. Все процессы в городе и деревне сильно отличаются. Смотрите, выходной день — в городе не знаешь порой, к чему себя приложить, чем заняться. А в селе таких вопросов не возникает — там выходных практически нет. Наблюдаю, как живут старики в городе и в деревне. Что делает пожилой человек в городе? Он сидит у телевизора. В деревне старики работают. У них огороды, коровы, они косят сено. Старушке 80 лет, а она ухаживает за коровой! И она не может без нее, корова ее держит на этом свете. И такая хозяйка постоянно занята какими-то делами. Она мыслит по-другому, знает, что такое радость жизни. С сельскими людьми интереснее, потому что они содержательны. Даже когда они дают советы — самые бесполезные, на первый взгляд — за ними есть опыт. Важно, чтобы дети общались с такими людьми, росли в их кругу.

– Вы решили этим поделиться, открыв свое дело?

– С сельским туризмом не все просто. То, что я любила принимать гостей, и всегда их возила в родное село — это одно дело. И совсем другое — зарабатывать на этом деньги. Построить гостиничный комплекс и запустить там всяческие развлечения для меня принципиально не подходит. Поэтому я выбрала социальное предпринимательство.

Мне хочется, чтобы в «Марусино» был семейный отдых, и при этом очень содержательный. Чтобы это было место, где семья могла бы объединяться в культурно-образовательных процессах. И на фоне природы, красивых пейзажей научится новому легче — это вдохновляет.

– А форма социального предпринимательства что предполагает?

– Моя усадьба будет полностью оборудована для людей с ограниченными возможностями. Я строю ее так, чтобы всем семьям было здесь комфортно, чтобы вся инфраструктура была приспособлена для разных людей — в том числе, и с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря опыту работы с особыми детьми, я поняла — важно, чтобы мы были все вместе.

Мое направление — прежде всего, семейный туризм. Оно не исключает какие-то профессиональные сообщества — например, психологи могут приехать на тренинги к нам, другие коллективы.

Мы создадим резиденцию художников. Мне хочется, чтобы в «Марусино» находились люди искусства, причем постоянно. У них будет бесплатный дом, куда они смогут приезжать на пленэры в любое время.

– Вы кого-то задействуете из жителей села в работе?

– Да. Наш проект с Еленой Митрофановой «То, что люблю» предполагает участие жителей Чумая. Именно в этот проект наряду с благоустройством улицы и установкой арт-объектов кузбасскими художниками входит творческая школа «Арт-бухта».

– Как вы придумали «Арт-бухту»?

– Еще до встречи с Еленой Митрофановой я купила старинный дом, которому более 100 лет, чтобы сделать там музей. Воспроизвести старинный интерьер, показать, какие были в селе развиты ремесла. Когда Лена предложила мне проект творческой школы, я с радостью согласилась. По проекту мы сотрудничаем со школой, клубом, библиотекой. Они тоже с детьми сельскими работают. И говорят, что в творческой школе большая потребность у ребят из неблагополучных семей. В семье они не находят себе достойного занятия, проводят все свое время на улице. Важно, чтобы было место, куда они могли бы придти и чем-то заняться — интересным и полезным для них.

– Кто будет обучать детей ремеслам?

– Моя мама, Людмила Петровна, кулинар от бога, которая замечательно пироги печет пироги в русской печке. Моя знакомая замечательно ткет, у нее станок ткацкий. Мы бы хотели возродить ткачество. Будут из нашего села Вышивальцы и вязальщицы. Будет с ребятами работать печник, который еще и потрясающе владеет мастерством резьбы по дереву.

В «Арт-бухте» откроется гончарная мастерская — педагог приедет из Чебулинского дома творчества. У нас ведь раньше в Чумае был кирпичный завод, поэтому есть много хорошей глины.

В перспективе мы хотели бы возродить кузнечное дело — у нас было семь кузниц на селе, и мельницы были. Все эти ремесла хотелось бы вернуть к жизни. Но пока начнем с малого – с того, что уже доступно. Хочется наладить культурный обмен. Чтобы на мастер-классы приезжали и городские ребятишки, и из райцентра, чтобы сельские дети могли на занятиях еще и новых друзей найти. Мы будем открывать новые таланты. Ребенок может и не знать, что он одаренный. Придет к нам, займется одним из ремесел, и откроет для себя новое счастье — творчество.

Источник: Русская планета

Автор: Наталья Савченко

Дата публикации: 15 декабря 2015



 1007   109  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно