Встань и иди!
Большинство из нас – пленники стереотипов. Один из них касается инвалидности. Тех, кто выпал из колеи «детский сад – школа – институт и далее везде», принято жалеть. И называют их как-то стыдливо – «с ограниченными возможностями». Но вообще-то каждый, кому за 40, может считать себя инвалидом, полагает герой этого рассказа: одно болит, другое. И возможности каждого ограничены, если судить по тому, что мы, «нормальные» люди, успеваем сделать в жизни…
Алексею Налогину интересно решать нестандартные задачи. Но то, что он может все, этот мужественный человек узнал, только когда утратил способность двигаться. Ему известно, что такое путь из своего отчаяния. И он готов показать этот путь другим. Однако есть одно непременное условие: человек должен сам приложить усилия. «Если ты опустил руки, это твоя проблема. Твоя жизнь – она ведь только твоя, – ответил Алексей на мой глупый вопрос, что делать тому, кто утратил всякую надежду. – Хочешь вешать нос – пожалуйста. Но если желаешь что-то изменить – посмотри вокруг и всегда найдешь, где себя реализовать. Может, жизнь тебя так поворачивает, чтобы ты увидел ее по-новому. Мне иногда кажется, что даже самые тяжелые травмы открывают новые возможности. Какие-то вещи стали мне недоступны, но я могу тратить больше времени на другие. Если бы я мог ходить, не было бы и моего дела…»
Когда и его тело, и лечащие врачи – всё и все твердили о том, что он никогда не встанет на ноги, Алексей создал аппарат, позволивший передвигаться. Но его «Доспехи», по словам изобретателя, дают лишь 20 процентов физической свободы. На 80 процентов они меняют сознание, дают возможность понять, что есть человек и на что он способен.
Вначале было испытание
Я не спрашивала Алексея о том, что приковало его к инвалидной коляске. Но чтобы читатель представил себе, каким долгим и трудным было восхождение, приведу здесь одну лишь фразу моего собеседника: «Был период, когда меня психологически почти не существовало. С кровати встать не могу. Ни образования, ни работы, ни друзей. Начал забывать, как буквы пишутся. Ощущение, что я в бетонной яме и ниже падать уже некуда. Дно».
А однажды друг принес ему компьютер. И… затянуло. Алексей придумал и реализовал интернет-проект, главной целью которого была помощь ребятишкам с тяжелыми заболеваниями. Вот здесь-то и произошел перелом. Это был даже не прыжок – взлет. Ресурс оказался эффективным, и к его автору начали обращаться коммерческие компании с просьбой сделать то же самое и для них. Появилась стабильная работа. «Я понял, что могу что-то делать, что я полезен!» – вспоминает Алексей. А потом и совсем невероятный случай произошел. Алексею позвонили из американского фонда Форда с предложением: «Вы хорошо и правильно делаете работу, за которую мы хотели бы платить вам зарплату».
Хандрить некогда, надо думать, как подняться на ноги. Врачи для Налогина сделать ничего не смогли. Не оставалось ничего, кроме как помочь себе самому. Результатом долгих размышлений явился замысел: нужен надежный корсет и фиксаторы суставов – тазобедренных, коленных, голеностопных. Алексей обратился в Институт протезирования. Там ему сделали первый аппарат, при помощи которого он встал на ноги после восьми (!) лет неподвижности. «Помню первый шаг. Едва не потерял сознание, но ощущения были потрясающие», – рассказывает Налогин. (Мимоходом отметим, что приспособление было сродни тем, что в Германии сняли с производства еще в довоенные годы. Отечественные протезисты и сегодня предлагают инвалидам устройства, которые немцы демонстрируют на выставках в разделе доисторических.)
Именно тогда Алексей понял, что на правильном пути, и идея его не утопическая. Нашел немецкую фирму, которая поставляет современные шарниры для протезов. Заказал. Давал протезистам деньги и просил поправить аппарат по собственным эскизам и расчетам. Так и возникли «Доспехи» – система, значительно повышающая качество реабилитации. Шила в мешке не утаишь, и люди, узнав о придумке, говорили: «Мы тоже хотим такое». А теперь в Детской клинической больнице есть даже специальные тренажеры, с помощью которых пациенты учатся носить ортезы Налогина.
Самому Алексею Налогину «Доспехи» позволяют сегодня выйти из дома, сесть в машину, выехать в город, посидеть в кафе, снова сесть в машину и приехать домой без посторонней помощи. Правда, чтобы добиться такого результата, понадобились серьезные длительные тренировки.
Со временем, дорабатывая аппарат, Алексей довел его до состояния, которое представлялось ему оптимальным. «Я хотел сделать для других больных то, что в свое время не сделали для меня. Отношусь к ним так, как хотел бы, чтобы относились ко мне, когда со мной случилось несчастье. Выстраиваю систему таким образом, чтобы пациенту было как можно удобнее», – говорит он.
Следующим шагом стала организация производства. Комплектующие, которые изготавливаю в Германии, надо ведь как-то привезти в Москву. Здесь тоже не все гладко. С этим связана еще одна из историй Алексея:
«Заказал как-то детали. Для себя, как физическое лицо.
Звонят с таможни:
– Вам пришла посылка.
– Замечательно, – говорю, – везите.
– А она стоит дороже 1000 евро? – спрашивают.
– Да, дороже, – отвечаю. И слышу:
– Нет, не привезем. Вы должны 30 процентов за таможню, 50 долларов за брокерское обслуживание и справки СЭС, если будете использовать содержимое в медицинских целях.
С одной стороны – смешно, а с другой – ой как грустно...»
Дело мастера боится
С декабря 2005 года, когда Налогин действовал как индивидуальный частный предприниматель, он и его мастера изготовили 60 «Доспехов»: в 2006-м – 8, в 2007-м – 53, уже несколько систем сделано в 2008-м. В наступившем же году Алексей зарегистрировал ООО «Новые реабилитационные технологии "Доспехи"». На свое изобретение у него есть патент. То есть теперь он владелец малого предприятия, продвигающего инновационную разработку.
Таких, как Алексей Налогин, в мире называют социальными предпринимателями, а само направление деятельности – социальным предпринимательством. В России это движение только набирает силу. Алексей убежден, что его дело вполне способно быть окупаемым. «Это бизнес-проект, в котором нет ничего, что с коммерческой точки зрения может отличать его от других предпринимательских начинаний», – уверяет он. Нужен ли такой проект? Безусловно. Здесь изготавливают аппараты, жизненно необходимые тем, кто потерял возможность передвигаться самостоятельно, и существенно повышающие качество жизни таких пациентов. Это производство почти ничем не отличается от любого другого. «Почти» – потому что вопрос только в том, кто должен платить за «Доспехи». Сегодня пациентам они достаются бесплатно, а оплачивают изготовление аппаратов благотворители.
Размышления
Вообще, это очень сложная проблема – кто и как должен платить за социальные услуги: и за протезно-ортопедические изделия, и за санаторно-курортное лечение, и за все, что с этим связано. Если платит государство, оно должно что-то требовать взамен, убежден Алексей Налогин. Но тогда и реабилитационные процедуры должны быть эффективными. А сейчас в нашей стране сложилась порочная практика. Человек проходит одну реабилитацию, другую, третью, пятую, государство вкладывает деньги и… ничего. Из года в год люди за счет госбюджета ездят в санатории, а результативность лечения практически равна нулю: утраченное здоровье не восстанавливается. И пациенты не получают ничего, и государство выбрасывает огромные деньги. Система организована неэффективно.
С точки зрения Налогина, в идеале часть услуг (5–10 процентов от стоимости изделия) должен оплачивать сам пациент или его родственники. Каким бы дорогим ни был необходимый протез, уж пять-то процентов не непосильная плата. Но если это человеку не нужно, он никогда не станет платить даже пяти процентов.
Алексей убежден, что пациент не должен просто принять помощь и остановиться на этом. «Доспехи» – это только первый шаг в новую жизнь. «Мы гарантируем результат: человек встанет на ноги. И оплачиваем пациенту протез. Но взамен он должен пройти курс психологической реабилитации, поступить в институт (сейчас есть программы обучения через интернет), приобрести какие-то навыки. Такой подход Налогин считает справедливым. Это, конечно, трудно. Но сильнее трудностей лень! Человек не хочет ничего делать. Ему нравится себя жалеть: со мной что-то случилось, и вы все мне должны.
Птенцы гнезда Алексеева
Он мечтает, чтобы любой инвалид-колясочник, которому необходимы «Доспехи», мог их получить. Сегодня для этого нужно обратиться непосредственно к Алексею. Позвонить или написать по электронной почте. Но прежде доктор должен подтвердить, что пациенту система показана. Когда медицинские вопросы решены, процесс запускается.
«Доспехи» изготавливаются мастерами на базе Института протезирования и ЦИТО. Конструкция в целом одинаковая, индивидуально подгоняются корсет и крепления в зависимости от веса, роста и других особенностей человека. Стоит аппарат 85 тысяч рублей.
Со всеми, с кем он работает, Алексей устанавливал контакты сам. Дело Налогина вообще доверием цементируется. Оказывается, что это самый прочный фундамент. Так он и с пациентами знакомится, и с ортопедами.
К нему обращались из разных городов. Каждый из его подопечных заслуживает отдельного рассказа. Из Владикавказа родители везут ребенка в Москву только под его, Алексея, слово. Везут фактически в никуда и только потому, что какой-то человек пообещал, что мальчика поставят на ноги. Делали «Доспехи» для двух молодых людей из города Ишим Тюменской области. Столичные мастера ехали туда несколько суток, взяли слепки, привезли их в Москву, сделали аппарат и снова отправились в Ишим – на примерку. Можно представить себе, что чувствуют пациенты, когда кто-то приходит к ним и делает что-то просто так... Многим это кажется странным. «Но нужно приучать людей к тому, что их не обманут, выполнят обещанное», – улыбается Алексей. С радостью и гордостью говорит он о людях, которым просто приятно помогать. Так, один мальчик после неудачной операции оказался на коляске. В тот момент были деньги, комплектующие, и «Доспехи» ему сделали быстро. Он поступил в институт, при котором есть интернат. Учится, пытается изменить свою жизнь.
Бывают и другие случаи. Как-то мастера ездили к пациенту в один из крупных городов, сняли слепки, потом изготовили аппараты. А когда «Доспехи» были готовы, многочисленные родственники больного потребовали: привезите. Недоумение Алексея их обидело. И такое тоже случается, когда человеку делают все возможное просто так, ничего не требуя взамен…
Через тернии...
Все, чего добился Алексей Налогин, удалось только благодаря его энергии. Он никогда ничего не просил у государства. Он и сам все может: придумать и реализовать свой замысел, найти пациентов и договориться с благотворителями.
Стране Налогин отдает куда больше, чем получает от нее в виде пенсии. Заплатил налогов уже столько, что хватило бы на пособия нескольким десяткам человек. Так, шесть процентов от всех донорских денег, которые ему удается привлечь, забирает государство. Но предприниматель не в претензии.
И все-таки пришло время протянуть руку помощи этому сильному человеку. Чтобы наладить производство «Доспехов», ему сейчас очень нужно помещение в столице. «Я не обращаюсь за финансированием, за оборудованием, за оплатой труда. Нужно только место», – объясняет Алексей. Он уже встречался с главой одной из московских управ. Мило поговорили, человек пообещал помочь, но дальше – тишина... Процедуры цивилизованного общения с чиновниками нет. Все улыбаются, никто не говорит «нет», но ничего и не делается. Чиновник – это такой творческий человек, пришел к выводу Налогин. Но он не отчаивается. Получить то, что ему нужно – очередная сложная, но интересная задача. Его дело правое, и понимание этого не позволяет остановиться на полпути. Он не хочет вступать в игру с теми, кто принимает решения: вы мне дайте помещение, а я вас отблагодарю. Говорит, что обратится к другим начальникам, выше и главнее. В конце концов, документы лягут и на стол большим руководителям.
Власть имущие постоянно твердят о поддержке малого бизнеса и инновационном пути развития. А совсем рядом предприниматель и инновации движет, и попавших в беду возвращает к нормальной жизни в обществе – уникальный случай. «По последним данным, у нас в стране по патентам работают всего 800 подобных предприятий. У меня есть патент на то, чем я занимаюсь. То есть я уже вхожу в число тех, о которых чиновники высшего ранга говорят, что им нужно помогать. Я и хочу, чтобы государство мне помогло», – резонно замечает Алексей Налогин. В крайнем случае, он мог бы снять помещение у коммерческих фирм. Но его проект отвечает интересам страны. Он и рассуждать начинает как человек государственный: если уж говорите о поддержке предпринимательства и инноваций, то будьте добры делать что-то.
Государство наше представляется Алексею большим инвалидом. Оно и само понимает, что не все в порядке. Его нужно лечить: там подправить, здесь – пластическую операцию сделать. «Хирургу» Налогину хотелось бы создать прецедент: «Будущее за такими предприятиями как мое. Мелкие чиновники рано или поздно все равно сделают то, что я от них хочу. Вот тогда я скажу, что изменил государство, и оно теперь работает, участвует в том, чем я занимаюсь, а не просто смотрит и говорит, что это хорошее, нужное дело».
Специально для портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство»
Март 2008
Название организации: ООО «Новые реабилитационные технологии "Доспехи"».
Год основания: 2005 г. (в качестве ИП).
Основатель организации: Алексей Налогин.
Тип организации: коммерческая.
Сфера деятельности: реабилитация людей с ограниченными возможностями.
Виды деятельности: изготовление, обслуживание и ремонт протезно-ортопедических изделий.
Условия предоставления услуг: бесплатно (за счет пожертвований).
Целевая группа: люди с заболеваниями нижних отделов позвоночника.
Результат деятельности: c 2005 г. по 2007 г. изделия изготовлены для 61 чел.
Контакты: 8 (916) 224-16-34, alexey@nalogin.ru, http://nalogin.org
Автор: Людмила Скопинцева
Дата публикации: 25 марта 2008
#медицинская реабилитация людей с инвалидностью #травмы позвоночника #доспехи #алексей налогин1687 133