Заповедник - друг человека

Заповедники и национальные парки, занимающие больше 11% территории России, — уникальная ценность не только нашей страны, но и всей планеты. Они вносят весомый вклад в стабилизацию экологической обстановки на Земле и сохранение благоприятной природной среды для жизни людей. Без развития системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) сложно представить будущее планеты. Но без понимания и поддержки со стороны общества эти территории не сохранить.

Одной из первых важность общественной поддержки природоохранного дела в России поняла основатель и директор автономной некоммерческой организации (АНО) «Эколого-просветительский центр «Заповедники» Наталья Данилина. «Развитием общественного движения в поддержку охраняемых природных территорий мы занимаемся уже двадцатый год. Начинали, когда экопросвещение в стране отсутствовало в принципе», – вспоминает она.

Как не закрыли заповедники

Идею создания независимой природоохранной организации Наталия Данилина вынашивала, еще когда работала в Министерстве природных ресурсов. «В 1990-е годы на фоне тяжелой политической и экономической ситуации в стране участились требования закрывать заповедники, дескать, мешают они развитию сел, районов, да и всей страны. Мол, все наши бедствия из-за того, что людям не дают пользоваться этим природным ресурсом, – рассказывает Наталия Данилина. – Таким образом оправдывался растущий интерес со стороны власти и бизнеса к ценным землям. И в управлении заповедного дела Минприроды, которое я два года возглавляла, это прекрасно понимали, как и то, что, если на ситуацию не влиять, само существование ООПТ будет поставлено под угрозу».

По словам Данилиной, на нее и коллег из министерства сильное впечатление оказала встреча со специалистами из национального парка «Крюгер» в Южной Африке, которая состоялась в конце 1991 года.  «В ЮАР в то время как раз был положен конец политике апартеида, начались демократические изменения. И директор парка рассказал, что они ведут активную работу с местными жителями, поскольку, если черное население Африки не будет поддерживать эти заповедные территории, они просто не выживут. Было очевидно, что подобная ситуация с ООПТ характерна и для России — если наше население не поймет значения этих земель и не поддержит их, шансов у них тоже не много, – говорит Наталия Данилина. – Позже, когда мы стали ездить по миру и знакомиться с опытом заповедного дела в других странах, увидели, что сотрудники природоохранных зон везде очень внимательно относятся к окружению, много работают с людьми. Это некая «классика жанра» даже для самых развитых сетей, таких как национальные парки США, Канады, Австралии».

Не только охранять, но и просвещать

Развитие именно этого направления стало главной целью «Эколого-просветительского центра «Заповедники», созданного в 1996 году. В момент становления организации трудности ждали на каждом шагу. Хотя появилась соответствующая законодательная основа, в России не было специалистов по экологическому просвещению на природоохранных территориях, отсутствовала методическая база. Зато имелись люди, энтузиасты, которые хотели и считали для себя важным и интересным заниматься именно этим делом.

К счастью, ожесточенные битвы за судьбу охраняемых природных территорий со временем пошли на убыль, но важность экологического просвещения признавали далеко не все. Многие авторитетные ученые из Российской академии наук считали, что ООПТ нужны только охрана и наука, а экологическое просвещение отвлекает силы и средства и тем самым ослабляет их. Нередко работу эко-просветителей принимали в штыки и коллективы нацпарков.

Знание — сила

«На вторую половину 90-х годов пришелся период бума грантовых программ, – вспоминает Наталия Данилина. – Деньги выделялись Всемирным банком, Глобальным экологическим фондом, Всемирным фондом дикой природы: на оснащение экологических центров и разработку образовательных программ. Мы тоже получили первые стартовые деньги из этого «грантового вала».

При поддержке Всемирного фонда дикой природы «Заповедники» разработали образовательные программы и методические материалы, создали учебный центр, в котором уже много лет проводятся регулярные обучающие семинары для работников национальных парков. Пожалуй, сегодня это единственная в России организация, которая систематически готовит специалистов в области эко-просвещения. «Это наш конек, – гордится Наталия Данилина. – Ежегодно мы проводим два-три семинара, на которые приезжают специалисты со всех уголков страны. В результате мы постоянно держим руку на пульсе, знаем, что происходит на особо охраняемых природных территориях».

Лекарство от депрессии

Другие начинания экоцентра также направлены на повышение эффективности российских ООПТ и формирование общественной поддержки заповедных территорий. Так, проекты по улучшению жизни российской деревни и развитию сельского туризма призваны привлечь внимание местного населения к проблемам нацпарков, сделать его союзником этой территории. Ведь если рядом с заповедником находятся депрессивные поселки и умирающие деревни, о сохранении природы их жители будут думать в последнюю очередь, уверены специалисты.

«Конечно, образовательное направление — работа с детьми и молодежью — важно, поскольку так закладывается фундамент будущего. И тут в помощь нам богатый опыт российской педагогики… А вот взрослых людей, которые в текущих экономических условиях озабочены проблемами выживания, одними словами не склонишь на свою сторону. Они могут хорошо относиться к природе, но для того, чтобы они поддерживали ООПТ, им надо что-то предложить взамен. Так они будут видеть, что эта территория не враг им, а способна приносить пользу, – поясняет Наталия Данилина. – Так что постепенно совместные программы с заповедниками и нацпарками по улучшению жизни окрестных населенных пунктов стали выходить у нас на первый план».

Искры надежды для российских деревень

Очень помог в этом плане специалистам экоцентра опыт Кенозерского национального парка в Архангельской области, где с момента его создания, в 1991 году, реализовывались такие программы. Он был взят за основу и тиражируется теперь по всей стране. Так, в 2005 году «Заповедники» реализовали проект, направленный на поддержку местного населения, проживающего вблизи заповедников «Большая Кокшага» (Республика Марий Эл) и «Байкальский» (Бурятия) — в самой что ни на есть российской глубинке. Там за несколько лет была отработана модель взаимодействия с районными администрациями, сельскими органами власти, ООПТ, местными активистами. Удалось привлечь большой бизнес, в частности банки, которые помогли разработать механизм поддержки проектов, дружественных природе, на территории деревень в районах, где расположены заповедники. В результате удалось поднять авторитет этих ООПТ и дать возможность местным жителям понять, как можно развивать деревню за счет ее близости к уникальным природным территориям. Как заявил в интервью один из местных активистов: «У нас наконец появилась надежда. Мы увидели, что можно жить в нашей деревне достойно!»

50 х 50

Авторитет «Заповедников» в деле экопросвещения со временем вырос настолько, что Всемирный экологический фонд через программу ООН по окружающей среде (UNEP) доверил им большой проект по созданию сети учебных центров для ООПТ на пространстве бывшего СССР. Экоцентр помогает коллегам из Казахстана, Украины, Белоруссии, делясь с ними опытом работы с населением, окружающим охраняемые природные территории, внедряя свои программы для обучения специалистов нацпарков.

Грантовый «ручеек» начал постепенно пересыхать, но «Заповедники» к тому времени накопили достаточно опыта и авторитета для оказания платных услуг. Сегодня обучение в учебном центре идет уже на коммерческой основе. За семинары платят дирекции ООПТ, иногда сами работающие в нацпарках энтузиасты, бывают заказы и от муниципалитетов, на земле которых находятся заповедники. Кроме того, эко-центр оказывает охраняемым природным территориям услуги по созданию инфраструктуры для работы с посетителями. Туристские и экологические тропы, образовательные экспозиции визит-центров, разработка программ для ведения этой просветительской деятельности – за это, как правило, платят заказчики. Таким образом, «Заповедникам» удается самостоятельно зарабатывать примерно половину необходимых средств, неуклонно снижая зависимость от грантов.

Однако без поддержки органов власти, бизнеса и различных общественных организаций в деле экологического просвещения по-прежнему не обойтись. Поэтому «Заповедники» сегодня планируют наладить тесное сотрудничество с Фондом «Наше будущее». «Мы сейчас разрабатываем проект, связанный с развитием территориального общественного самоуправления, так называемых ТОСов. А поскольку будущее заповедных территорий тесно связано с экономическим успехом окружающих их сел и деревень, мы планируем вовлечь активных их жителей в предпринимательскую деятельность, дружественную природе. Тем более что, к примеру, туризм на ООПТ сегодня поощряется и поддерживается на государственном уровне, - говорит Наталья Данилина. – И многолетний опыт Фонда по поддержке социальных предпринимателей нам в этом начинании просто необходим».

Автор: Игорь Калиновский

Дата публикации: 24 июня 2015

#социальное предпринимательство #экология

 1544   24  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно