«…Выступать не в «страдательном» залоге, а в «творительном»
Роман Аранин — человек, широко известный в социально-предпринимательской среде. В 2004 году после жесткой посадки на параплане он оказался обездвижен, причем почти полностью (первое время не двигались даже руки). Но, метафорически выражаясь, рук при этом он не опустил — организовал компанию Observer, которая сегодня производит уникальное (не только по российским меркам) оборудование для инвалидов-колясочников, например ступенькоходы и коляски-вездеходы. Кроме того, Роман Аранин занимается организацией доступной среды: в аэропортах, музеях, гостиницах, вузах, театрах и других общественных пространствах. Предмет особой гордости Аранина и его команды — первые появившиеся в России адаптивные пляжи для людей с ограниченными возможностями.
Все это вряд ли было бы возможно, не обладай Роман очень важным для социального предпринимателя навыком — выстраивать долговременные и конструктивные отношения с властью. Причем не только в родной Калининградской области, но и в других регионах, где успешно работают проекты Observer. Каким образом социальному предпринимателю, не обладающему мощными финансовыми или административными ресурсами, налаживать отношения с органами власти и конкретными чиновниками? В чем ноу-хау и есть ли оно, на примере реализованных проектов нам рассказал Роман Аранин.
У вас должен быть план
Мы всегда старались строить взаимодействие с властью на позитивной повестке. На мой взгляд, у многих инвалидных организаций и социальных предпринимателей есть изначально ложная установка: «Государство нам должно!» На самом деле лучший способ чего-то добиться от государства — брать инициативу в свои руки.
Расскажу на примере нашей работы по обеспечению доступной среды для инвалидов в Калининградской области. У нас есть областная организация инвалидов «Ковчег». Можно было, конечно, пойти к губернатору и пожаловаться: «Все плохо! Нет пандусов, одни бордюры кругом!» Но мы обратились к вице-мэру, который отвечает за этот вопрос, и сказали: «В восемнадцатом году в Калининграде пройдет чемпионат мира по футболу. Чтобы город соответствовал европейским стандартам доступной среды, нужно сделать то-то и то-то: провести работы на этой улице и на этой, вот в этих зданиях. Вот план на три года, как это сделать с минимальными издержками». И были услышаны. Наш план лег в основу городской программы организации доступной среды. А дальше были конкурсы, наша компания Observer на общих основаниях в них участвовала, что-то выиграли, поставили оборудование, провели работы, предъявили результат. При этом я все наши объекты на доступность лично проверяю. То есть сначала мы участвовали на этапе проекта (чтобы все было правильно), затем помогали реализовывать.
Ввязываться в драку, но — позитивно
Итак, если мы обозначаем перед властью какую-то проблему, например отсутствие доступной среды, то сразу говорим: «Давайте мы узнаем, как строить эту доступную среду, потом вам расскажем, а еще и сделаем, и вам предъявим результат». Важно нарисовать образ конечного результата — «светлого будущего», при этом достижимого и в заданных бюджетных рамках. Если от вас будут слышать не «Беда! Дайте денег!», а «Я знаю как», то шанс на реализацию проекта значительно повысится.
То есть моя стратегия «не ждать милостей от природы», а ввязываться в драку, но — позитивно. Вы пытаетесь решить какую-то социальную проблему, значит, больше других в теме — вам и выступать лидером и «паровозом». А дальше с вашей ролью соглашаются и начинают вам помогать. Главное — не начинать разговор со слов «Вы нам должны!», а прийти и сказать: «У меня есть план». Вот вкратце и весь рецепт.
А потом вам говорят: «Нам тоже надо!»
Так же мы действовали, когда стали заниматься проблемой доступных для инвалидов-колясочников пляжей. Калининградская область — наш ведущий курорт на Балтике, а доступных пляжей не было. Мы разработали совместно с Агентством стратегических инициатив проект, где было написано step by step, что нужно делать, чтобы такие пляжи появились, напечатали буклет, пошли к чиновникам — показали: «Вот проблема, вот что и как можно сделать. Мы готовы включиться вместе с вами в эту работу. Готовы не только оборудовать такой пляж, но и быть его оператором, чтобы он не висел у вас на шее: 1 июня доставать оборудование, 1 сентября его убирать и нести за него материальную ответственность. Ваша задача — найти 2 миллиона, чтобы купить плавающие коляски, шезлонги и так далее».
На Балтике у нас таким образом работает пять адаптивных пляжей. Уже три года мы сами нанимаем туда сотрудников и набираем волонтеров, которые каждодневно помогают детям и взрослым с ограниченными двигательными возможностями наслаждаться морем, пересаживают их на специальные плавающие коляски. Да, если у нас возникают какие-то объективные сложности, мы обращаемся к власти — нам выделяют небольшие деньги, но в целом все это работает уже автономно. Есть результат, а у чиновника голова не болит, что всем этим хозяйством надо заниматься: задействованы общественные организации, задействован социальный бизнес в лице нашей компании. И задействована власть, которая занимается тем, чем и должна — распределяет деньги туда, где они эффективнее будут использованы.
От идеи организации доступных пляжей до ее реализации у нас ушло полгода. А дальше пошла цепная реакция: «У четырех городов пляжи есть, а у двух нет — непорядок! Нам тоже надо!»
Сказал — сделал
Конечно, сначала надо заработать определенный авторитет в своей области деятельности. Опять-таки пример из нашей практики. В Калининград приехал министр труда и социальной политики Максим Анатольевич Топилин. Его привели в музей, про который некогда говорили, что он «ну никак не может быть доступным для инвалидов», потому что это немецкая башня XVIII века. А она раз — и доступна. И министр оставил в музейной книге жалоб и предложений отзыв на две страницы, где написал, что он такого больше нигде не видел. Разумеется, после этого нам было намного легче говорить с представителями власти на тему доступной среды. Плюс надо быть надежным партнером: сказал — сделал. Рад, что сегодня у нас очень хорошие отношения с министерствами социальной политики и туризма Калининградской области.
О проблемах
Конечно, изначально многим чиновникам, что называется, «ничего не надо» — у них есть кабинет и зарплата. Но, по моему опыту, если не удается наладить сотрудничество социальных предпринимателей и власти, то виноваты обычно обе стороны. Порою видишь картину: общественники и социальные предприниматели — в одном лагере, а власть — в другом, и все друг на друга кивают: «Вы нам не сделали! Вы нам не предоставили!» Но там, где социальные предприниматели начинают брать на себя ответственность, как правило, меняется и позиция власти.
Нам, к счастью, удалось наладить такое взаимодействие. В Калининградской области развивается доступная среда, на нашей Балтике — уже пять доступных пляжей. А, скажем, на Черном море — пока ни одного. Адаптивные пляжи открыли уже в Самаре, в Воронеже, в Липецке. Оборудуем в Нижнекамске, на Байкале... На Байкале будет доступный пляж! А в Крыму и в Краснодарском крае нет! По моим наблюдениям, причина — как раз в том, что там пока не налажен диалог между властью и общественностью. И дело не только в чиновниках — социальные предприниматели, значит, тоже недорабатывают. Сейчас мы через различные общественные организации продвигаем идею, чтобы фактор доступной среды и наличие адаптивных пляжей напрямую влияли на рейтинг губернаторов. Может быть, до кого-то так удастся достучаться.
О региональной специфике
Россия большая и разная — у каждого субъекта Федерации есть свои особенности. Но если взять, скажем, средний российский нестоличный регион, то уверен, что можно абсолютно нормально выстраивать отношения с властью. Например, будучи калининградской компанией, мы наладили отличные отношения с властями Тюмени, с чиновниками в Липецке, Иркутске и так далее. Просто нужна конструктивная позиция и общее представление о том, какого результата вы в итоге хотите добиться. При этом предпринимателю важно выступать не в «страдательном» залоге, а в «творительном».
Рекомендации представителям власти
Если вы хотите, чтобы социальная сфера в вашем регионе стала развиваться, то нужно проявить политическую волю — может быть, на уровне губернатора твердо сказать: «Вот это, и это, и это должно стать частным». И передать социальным предпринимателям, например, сферу реабилитации инвалидов. Поддержать, выдать какие-то гранты для старта. Очень часто представители власти по инерции, по старым, еще советским привычкам считают, что какие-то сферы могут быть только государственными, ибо «как бы чего не вышло». Но при этом сил и средств на то, чтобы в этой сфере услуги оказывались на приемлемом уровне, уже нет. А признать этот факт боятся — надо же вверх «показатели давать». И дело не движется. Вот такие стереотипы, на мой взгляд, и мешают развитию социальной сферы.
Подготовил Кирилл Ольгинский
Дата публикации: 3 августа 2017
#роман аранин2401 102