Charity shop: создаем с нуля
В 2010 году петербурженка Юлия Титова открыла первый в России благотворительный магазин «Спасибо!». Юлии удалось успешно адаптировать идею charity shop. Магазина, который, с одной стороны, помогает избавляться от вещей, ставших ненужными, а с другой – поддерживает социально незащищенных граждан. Вдохновленные ее начинанием, предприниматели России и стран СНГ создали еще 25 «черитишопов». Сегодня Юлия Титова рассказывает о том, как открыть собственный charity shop.
Четыре года назад я бы не отказалась прочитать мануал на тему «Как создать charity shop с нуля в России». Но мой путь был путем проб и ошибок, и отсюда следуют две новости: хорошая и плохая. Хорошая состоит в том, что за четыре года, которые прошли с момента открытия первого магазина «Спасибо!», мы приобрели огромный опыт и имеем возможность им делиться: высылаем бесплатные информационные материалы и проводим платные курсы («Интенсивный онлайн-курс по открытию» и «Программа полного погружения») для тех, кто хочет открыть «черитишоп». Плохая заключается в том, что четкой схемы, как открыть успешный благотворительный магазин в России, в природе не существует. В нашей стране «черитишоп» – не тиражируемая организация, успех зависит от многих факторов, в том числе от географического расположения магазина и восприятия его людьми: вот потому-то у «Спасибо!» нет такой опции, как франшиза.
Итак, хотите создать charity shop с нуля? Начните с того, что выбросите из головы иллюзию «Для благотворительности деньги не нужны», и детально проработайте свою идею, оценив ресурсы, составив финансовый, маркетинговый план и план продвижения.
• Чтобы осветить все эти аспекты, составьте бизнес-план.
Разработанный комплект документов даст ориентир для дальнейшего движения: вы определитесь с концепцией своего будущего магазина, сформулируете, в чем будут заключаться его цели. Последние могут быть очень различными, от социализации выпускников детских домов до улучшения экологической ситуации в районе и трудоустройства людей из групп социального риска. Цели магазина «Спасибо» – фандрайзинг (сбор денег для проекта) и ресайклинг (решение проблемы ненужных вещей). Сбор одежды ведется не только для помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, но и для переработки: у нас есть сортировочный центр и в наш магазин можно принести вещи с дефектами.
Отнеситесь со всей серьезностью к составлению бизнес-плана. В России не существует юридической формы «благотворительный магазин», как нет и льгот для действующих социальных предпринимателей: вам предстоит та же самая работа, что и любому другому предпринимателю. Разница будет состоять лишь в перечислении вашей будущей прибыли на благотворительность.
В рамках работы над бизнес-планом тщательно проработайте следующие пункты.
1) Оценка своих ресурсов
Оценку ресурсов начните с себя: готовы ли вы взяться за организацию благотворительного магазина как руководитель, достаточно ли у вас жизненного и предпринимательского опыта, каковы ваши намерения и планы хотя бы на ближайшие пять лет. Учтите, что продать или передать charity shop кому-то другому практически невозможно, так как финансового интереса потенциального собственника в этом деле нет. В этой сфере работает максима: «Ты начал – ты и продолжай!».
2) Оценка собственных финансовых возможностей
Суммируйте основные статьи расходов на открытие магазина (ремонт, закупка оборудования, производство необходимой полиграфии: рекламных листовок, ценников и пр.). К этой сумме прибавьте расходы на первые три месяца работы (арендная плата, зарплата сотрудникам): в идеале хорошо бы иметь «подушку безопасности» на период, когда магазин становится на ноги и выходит на прибыль. Получившаяся сумма в разных регионах может колебаться от 0,5 млн до 1 млн рублей.
При открытии первого «Спасибо!» у меня таких денег не было, и ни к чему хорошему это не привело: многое было сделано кустарно, мы теряли часть покупателей на том, что не выглядели как качественный и достойный магазин. Со временем то, что было сделано плохо, приходилось переделывать – и это обходилось дороже. Свои последующие магазины я открывала уже с привлечением кредитных средств. Сейчас я уверена: желательно уже на этапе старта делать все так, как надо, а не «красить стены тем, на что хватило денег».
3) Исследование рынка и ситуации в своем регионе, городе, районе
Оцените, сколько в вашем районе секонд-хендов (ведь, по сути, благотворительный магазин – тот же самый секонд-хенд, а значит, последние станут вашими конкурентами), составьте портрет покупателя секонд-хенда, узнайте сумму среднего чека. Если магазины в районе были, но закрылись, постарайтесь узнать, почему это произошло. Если магазин всего один и он популярен, радуйтесь: спрос есть и ниша не заполнена.
Проведите опросы среди своих знакомых и людей, не относящихся к вашему кругу: как они воспримут идею подобного магазинчика около своего дома? Чем подробнее будет ваше исследование, тем очевиднее будут плюсы и минусы размещения в вашем районе будущего магазина, а также его потенциальная эффективность.
Проведите тест-драйв: реализуйте эрзац-проект путем организации гараж-сейла или небольшой барахолки. Возможно, этот опыт даст вам больше, чем все предыдущие знания и иллюзии о создании благотворительных магазинов.
После того как вы составили бизнес-план, покажите его нескольким экспертам различного профиля – специалистам в благотворительности и бизнесе.
• Зарегистрируйте организацию. Выбирая юридическую форму создаваемой организации, отталкивайтесь от своих приоритетов. Магазин «Спасибо!» при открытии был ИП, но со временем он прошел множество трансформаций: сейчас это ООО, коммерческая организация, действующая без поддержки государства и грантов, перечисляющая чистую прибыль в благотворительные фонды.
• Найдите помещение. Параллельно с регистрацией займитесь поиском помещения под магазин, ремонтом и закупкой оборудования.
• Соберите команду.
Ориентируйтесь на свой бизнес-план: он должен дать понимание, сколько вам необходимо сотрудников, и подсказать, будут ли это штатные сотрудники или волонтеры. Кстати, текучки кадров в благотворительных магазинах нет: обычно здесь работают люди, бесконечно влюбленные в то, что они делают. Их «не выгонишь» с работы!
• Откройте сбор вещей.
Когда финальные аккорды будут близки, можно начинать информационную кампанию по сбору одежды, создавать информационные поводы, начинать контактировать с журналистами и блогерами.
• Продумайте стратегию продвижения в СМИ и соцсетях.
Просто открыть магазин недостаточно: вам нужно научиться его продвигать, научиться продавать товары, входить в конкуренцию с секонд-хендами и даже сетевыми магазинами (типа Zara или H&M, которые демпингуют на распродажах и в этот период сравниваются в цене товаров с секонд-хендами).
К открытию магазина хорошо бы приурочить какое-то событие. Детали, связанные с информационной раскруткой, должны быть прописаны у вас в пункте «PR и продвижение», который нужно расписать, по меньшей мере, на полгода вперед.
Текст подготовила Ира Форд
Дата публикации: 25 августа 2014
#charity shop #стартап #с нуля #спасибо #титова3054 97