Как сделать эко-стартап успешным бизнесом?

Экология, как известно, один из наиболее острых для нашей страны вопросов. Появляющиеся сегодня небольшие проекты и волонтерские стартапы стараются решить совсем не маленькие проблемы, накопившиеся в России за десятилетия безответственного хозяйствования. При этом предпринимательство в данной сфере связано с заметным числом вопросов и специфических сложностей. О том, как, несмотря на все возможные препоны, запустить собственный эко-бизнес на территории Российской Федерации и что необходимо для поддержания его устойчивости, рассказывает директор по развитию движения "ЭКА", одна из основателей Зеленого ивент-агентства "Велес" Татьяна Каргина.

Татьяна, расскажите, пожалуйста, о вашем нынешнем проекте "Велес".
"Велес" -- это агентство, в котором мы реализуем те идеи, которые нам удалось аккумулировать. Мы стартовали совсем недавно и начали с организации мероприятий для компаний, в которых экология не является главным направлением деятельности, но которые, тем не менее, хотели бы в рамках своей корпоративной социальной ответственности реализовать тот или иной эко-проект. Посадить деревья, например… И уже сегодня у нас есть несколько крупных заказчиков, очень интересных, и мы видим, что наша идея работает.

"Начинайте с того, что ближе"

Один из проектов "Велес" - "Экомода"Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы запустить жизнеспособный эко-проект в нашей стране?

– Если говорить о стартапе в области эко-проектов, то мне кажется, что нужно начинать в той сфере, в которой ты являешься компетентным. Это мы увидели на примере агентства. Мы сами с темой экологии работаем очень плотно – мы занимаемся темой раздельного сбора отходов, программами по лесовосстановлению. И когда к нам обращаются коммерческие структуры, нам легко сделать все так, как надо. Мы глубоко в теме, в тонкостях знаем все детали. И поэтому мы можем подсказать наиболее рациональный и эффективный путь реализации той или иной идеи. Например, когда компания в рамках своей КСО хочет сделать уборку, поначалу она пытается пойти по пути наименьшего сопротивления и собрать мусор в ближайшем парке. Но мы говорим: в Подмосковье есть места отдыха, которые гораздо грязнее, чем городской парк, места, где вообще никто не следит за чистотой. Здесь можно сделать уборку с раздельным сбором отходов. В результате, если заказчик соглашается с нашими доводами, нам удается провести мероприятие, дающее всем максимальную пользу.

Таким образом, первый пункт, с которого нужно запускать стартап: это должно быть что-то, что ты любишь, в чем ты разбираешься. Ты должен быть экспертом в этом деле, тогда люди, которые работают с тобой, будут тебе доверять. Именно компетентность и осведомленность и есть одно из основных конкурентных преимуществ.

"Длинные" деньги

Если говорить о финансовой стороне вопроса, есть ли у эко-проектов своя специфика?

– В экобизнесе не стоит ждать быстрой отдачи. Например, от некоторых клиентов мы можем отказаться по этическим соображениям. Если мы видим, что компания не готова пойти на принципиальные для нас вещи (например, на раздельный сбор мусора после каких-то мероприятий), то отказываемся работать. С одной стороны, мы теряем деньги, с другой – определенную этику мы соблюдаем. Мне кажется, в социальном предпринимательстве такой момент присутствует всегда, просто он может по-разному выражаться…

Еще один интересный момент, касающийся денег. Зачастую для нас сама возможность сделать что-то значимое более важна, чем деньги, которые может принести тот или иной проект.

Например, работая в парке "Сокольники" на экологическом марафоне посадок "Укоренись в парке", часть вещей, например организация экологических мастер-классов и ярмарки, мы делали как агентство, а часть – как некоммерческая организация. Денег за эту часть работы мы не получили, зато смогли посадить вместе со школьниками и со всеми желающими посетителями парка 800 саженцев.

Означает ли все вышесказанное, что эко-стартап будет во всем сложнее запуска любого стандартного бизнес-проекта?
– Не совсем. Практически у любого социального предприятия есть одно своеобразное преимущество перед традиционным бизнесом: лояльность СМИ. О новых эко-проектах, как правило, охотно пишут газеты и журналы, они готовы широко освещать подобные начинания, даже если в них есть бизнес-составляющая. В то же время традиционный бизнес в момент стартапа сразу маркируется как реклама. Мы имеем возможность получить мощную информационную поддержку, и я считаю, этим надо пользоваться.

Какие из существующих сегодня эко-проектов вам наиболее симпатичны?
– Один из проектов, за развитием которого мы сегодня с большим вниманием наблюдаем, – Центр экономии ресурсов. Это проект, связанный с продвижением раздельного сбора и переработки отходов. Его организовали две замечательные девушки – Мария Белоус и Алина Кольовска. Сейчас организаторы находятся в поиске того, как сделать Центр окупаемым. Например, они каждый день проводят очень интересные мастер-классы, в качестве оплаты за которые каждый может пожертвовать ту или иную сумму на свое усмотрение, фиксированной стоимости у них нет.

Еще был такой интересный стартап, связанный со сбором макулатуры из офисов “Спаси Дерево”. Поначалу он был экономически прибыльным, успешным -- в момент запуска бумага стоила 6 руб./кг, эта цена позволяла окупать расходы на перевозку и получать небольшие деньги. Однако в какой-то момент рынок качнулся, макулатура заметно подешевела и проект стал неприбыльным. Сегодня проект работает, ребята ездят по офисам и собирают бумагу – сейчас в сборе задействовано больше 100 компаний, но денег это уже не приносит. На сегодня организаторы ищут способы, как оптимизировать проект. Изначально начинался как социальный, поэтому, когда он перестал быть прибльным, все оказались готовы его поддерживать.

Все-таки основная составляющая экологических бизнес-проектов – это миссия. Любой эко-проект – в первую очередь важен как возможность донести до людей значимую для нас информацию. И в этом, наверное, и есть главное отличие этого бизнеса.

Специально для портала "Новый бизнес: социальное предпринимательство"
Октябрь-ноябрь 2012 г.

Автор: Мария Кригер

Дата публикации: 1 ноября 2012

#эко-бизнес #совет #татьяна каргина

 3621   41  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно