Как завлечь и не отпускать? Лайфхаки публичного выступления

 "Не знаю ничего прекраснее, чем умение силой слова приковать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю, куда хочешь, и отвращать, откуда хочешь", – сказал Цицерон более двух тысяч лет назад. С тех пор и по сей день ораторское искусство остается одним из самых полезных навыков в современном мире. Но как научиться красиво говорить и перестать бояться выступать на публике? Об этом Наташа Малец, генеральный директор Московской Школы Радио и Телевидения и тренер ораторского мастерства, рассказала на вебинаре Лаборатории социального предпринимательства. Мы записали ключевые моменты ее лекции.

Оратором не рождаются, оратором становятся

Прежде всего стоит развеять довольно популярный миф о том, что ораторское искусство доступно лишь избранным. Формула развития мастерства публичных выступлений довольно проста: 5% таланта и 95% практики. Ораторское искусство доступно абсолютно всем, однако его можно лишь наработать, но никак не выучить. Если вы давно не решаетесь начать выступать на публике, запомните: главное – практика. 

Фокус внимания

Каждый из нас примерно на 60% находится не в реальном пространстве, а где-то внутри своих мыслей. А ведь от того, чтобы быть "здесь и сейчас", зависит успех публичного выступления.

Обычно мы держим фокус внимания на себе: думаем о том, как сейчас выглядим, как люди смотрят на нас, не допускаем ли ошибок. Проще говоря – волнуемся и переживаем. Конечно же, это отвлекает от темы и цели нашего выступления, и с этим нужно бороться.

Самый оптимальный и безопасный вариант: держать фокус внимания на аудитории. Осмотрите своих зрителей, постарайтесь прочувствовать их настроение. Начинайте публичное выступление с небольшого интерактива – так вы сможете сблизиться с публикой. Как только вы станете больше думать об аудитории, вы сразу перестанете замечать собственные недостатки.

На виду у всех

Пейрафобия / глоссофобия – страх публичных выступлений. Второе место в мире после страха смерти. Пейрафобией страдают 95% населения земли. Даже те, кто много практикуется и давно выступает, также волнуются перед выступлениями, однако умеют себя собрать.

Данный страх и все, что с ним связано, тяжело контролировать усилиями нашего разума. Стоит сказать, что бояться – это нормально, так как это неизбежная часть любого публичного выступления.

Для решения этой проблемы необходимо понять ее причину. В абсолютном большинстве случаев это страх опозориться перед публикой, показать себя не в лучшем свете. Для избавления от этого стоит еще раз вспомнить предыдущий пункт статьи: сосредоточьтесь на аудитории – и волнения о собственных недостатках исчезнут.

Мастерство публичных выступлений: лайфхаки от Аристотеля

Примечательно, что мысли древнейших ораторов актуальны до сих пор. Одним из таких людей является Аристотель. Именно он сформулировал основополагающие методы убеждения, о которых сейчас пойдет речь.

Лайфхак 1

Первый инструмент убеждения, описанный Аристотелем, – этос, нечто, что формирует доверие к вам.

Спикеру необходимо дать публике понять, что его идеи важны прежде всего для него самого. Применительно к этосу "это важно" – ответ на вопрос "зачем моей аудитории это все нужно".

Покажите, что вам самим важно то, о чем вы говорите. Не стесняйтесь, расскажите о себе, о своих достижениях, о своем пути. Покажите то, что вы являетесь экспертом в области, что автоматически создаст к вам доверие.

Лайфхак 2

Продолжая рассматривать методы убеждения Аристотеля, в каждом публичном выступлении необходимо соблюдать правильное сочетание логоса и пафоса (разума и чувств). Логос – язык чисел и логики. Презентации содержат графики и расчеты, однако, кроме сухих цифр, эта информация ничего нам не дает. Пафос – немного не то, что подразумевается под этим словом сегодня. В древнегреческом понимании этот термин означает говорить с чувством, на эмоциях, экспрессивно.

Аристотель создал формулу убеждения, в которой вывел необходимое соотношение рассмотренных трех элементов в публичных выступлениях: этос – 10%, логос – 25%, пафос – 65%. Следуя ей мы можем понять, что доказательная база в нашей презентации не самая важная его часть, ведь без эмоциональной составляющей она все равно окажется неэффективной.

Убеждение состоит не в том, чтобы просто достичь внимания аудитории, важно, чтобы публика принимала ваши идеи и соглашалась с тем, что вы говорите, откладывала ваши слова у себя в памяти. Сделать это без эмоций и чувств невозможно, ведь мы реагируем на чужие эмоции гораздо сильнее, чем на факты. 

Лайфхак 3

Когда мы понимаем, что нам предстоит выход на сцену, мы начинаем волноваться. Перемена отношения – один из инструментов для снижения уровня напряжения в процессе подготовки выступления.

Представьте себе, что вы запланировали отпуск и начинаете усиленно к нему готовиться, – и ваше настроение в такие моменты поднимется, ведь вы его ждете с нетерпением. Интересно, но это отношение мы создаем сами у себя в голове.

Перед публичным выступлением мы, наоборот, начинаем думать о множестве возможных проблем, нашей неподготовленности и так далее, что сильно нагнетает обстановку. Попробуйте переменить отношение к своему публичному выступлению – подумайте о нем, как о приятном моменте в жизни, о возможности попрактиковаться, взаимодействовать с аудиторией, рассказать о своей важной идее и тому подобное. Попробуйте сделать это – и посмотрите, как вместе с вашим отношением меняется и результат.

Лайфхак 4

Многие из нас при подготовке к публичному выступлению забывают о его цели. В результате этого ваша презентация может получиться несвязной, неструктурированной и не особо понятной для публики.

О результативности вашего выступления можно судить лишь по достижению поставленных изначально задач, поэтому на начальной стадии подготовки всегда задавайте себе два важных вопроса: зачем это нужно вам и зачем это нужно аудитории?

Как только вы сформулируете точные ответы, вы сможете лучше организовать свое выступление, а главное – наделить его конкретным смыслом.

Лайфхак 5

Из любого публичного выступления больше всего запоминаются два момента: вступительная часть и завершение. На самом старте публика максимально вами заинтересована: новый спикер, новые мысли, смена обстановки. После этого многие начинают отвлекаться от вас и вашей речи. При этом, когда вы произносите слова "мое выступление подходит к концу", подсознательно активизируется даже самая невнимательная и скучающая часть аудитории.

Именно поэтому вступлению и завершению с вашей стороны должно быть уделено отдельное внимание: пропишите и отрепетируйте эти части, для того чтобы при любых обстоятельствах вы могли бы проговорить их максимально внятно.

Как оставить после себя хорошее впечатление?
Завершите выступление через 2 минуты после того, как сообщили аудитории, что заканчиваете. Не стоит затягивать – публика разочаруется и вновь заскучает, а ваш имидж как спикера пострадает. Также дайте возможность аудитории задать вопросы, не убегайте сразу после окончания. Зрители смогут узнать у вас интересующие их моменты и лучше проникнуться вашими идеями.
И наконец – искренне поблагодарите слушателей за уделенное вам внимание.

 

Фото: SHUTTERSTOCK

Автор: Дмитрий Шевалье

Дата публикации: 6 мая 2019



 4621   14  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно