Краудсорсинг: правила народного сбора
В предпринимательской среде все чаще звучит слово «краудсорсинг» (англ. crowdsourcing). На русский язык этот термин можно перевести как «использование ресурсов народа». Краудсорсинг дает возможность получать услуги, свежие идеи, контент или «живые» деньги посредством привлечения к участию в проекте «толпы» — отдельных людей и социальных групп.
Краудсорсинг в той или иной своей форме может быть полезен проектам практически из любых сфер и на разных стадиях реализации. С помощью краудсорсинга можно как аккумулировать новые идеи, так и упаковывать уже успешные проекты для последующего тиражирования. Поиск стартового капитала, генерация креативных идей для визуального оформления, шлифовка маркетинговой стратегии, исследование мнения потенциальных покупателей… Это — лишь некоторые возможности, которые предоставляет краудсорсинг. Одно из его ключевых преимуществ — сокращение расстояния между производителем и его целевой аудиторией: благодаря «народному сбору» производитель начинает более четко понимать, для кого он работает, а его продукт становится ближе и понятнее конечному потребителю.
Карта народного сбора
В России краудсорсинг появился относительно недавно и уже успел громко заявить о себе. По информации Карты краудсорсинга — совместной инициативы портала Crowdsourcing.ru и независимого эксперта Светланы Гордеевой, — сегодня в нашей стране функционируют 217 «народных проектов». При этом, комментируя имеющуюся статистику, создатели карты, Светлана Гордеева, Алексей Дубровский и Антон Москаленко отмечают, что на периферии региональные краудсорсинговые проекты развиваются гораздо активнее, чем проекты федеральные. Соотношение их, согласно карте, составляет сейчас примерно 197 к 35 соответственно. Главными инициаторами проектов являются местные активисты или общественные объединения, второе место по количеству запускаемых краудсрорсинговых сборов принадлежит органам власти, третье — предпринимательским проектам социальной направленности.
На карте отражены российские социальные проекты, находящиеся в стадии активного сбора. Помимо географической привязки, проекты разбиты по тематическим разделам, — по сферам (экология, здравоохранение, безбарьерная среда и другие) и уровню (региональный или федеральный).
В целом в регионах чаще всего стартуют проекты, направленные на сбор идей, связанных с повышением качества жизни в конкретном городе или области. Благодаря таким краудсорсинговым инициативам, мнения, высказанные местными жителями, учитываются, в частности, при распределении средств муниципального бюджета. Столицу же прежде всего волнует транспортная проблема: сегодня в этой сфере запущено четыре тематических проекта.
Одним из первопроходцев отечественного краудсорсинга стала компания Witology (Витология). В рамках ее деятельности были реализованы краудсорсинговые проекты крупных организаций и государственных структур — Сбербанк 21, Очередей.Нет!, проекты для АСИ, РОСАТОМа и т.д. Witology берет на себя функцию организации всех процессов по сбору решений на поставленные клиентами задачи. И решения эти она ищет среди многотысячной аудитории своей платформы.
Не имей сто рублей
Наиболее популярной и известной разновидностью краудсорсинга является краудфандинг (от англ. Crowd - толпа и Funding - финансирование), так называемое «народное» или «коллективное финансирование». На Западе предприниматели, используя этот механизм, запускают стартапы, исследования и инновационные производства. В современной России доля предпринимательских (а тем более социально-предпринимательских) проектов, собирающих деньги на краудфандинговых платформах, совсем невелика. В основном это творческие стартапы (съемка кинолент, запись музыкальных альбомов и т.д.). По данным портала Стартмен, в нашей стране за все время существования краудфандинговых онлайн-площадок было поддержано 2155 заявок, собравших 272 036 млн руб.
Принцип работы в краудфандинге очень прост: на интернет-платформе размещается описание проекта, его цели и задачи, заявляется сумма, необходимая для реализации, и сроки, в которые эту сумму необходимо набрать. Любой пользователь Интернет, может ознакомиться с описанием проекта и пожертвовать на него определенные средства. Смысл краудфандинга в том, чтобы привлечь, пусть и небольшие суммы, но от большого количества людей. Для этого к краудфандинговым сборам активно привлекаются социальные сети (Facebook, Вконтакте, Twitter), позволяющие рекламировать и продвигать свое начинание, преобразуя социальные связи в финансовый капитал.
Обратная сторона крем-меда
Один из самых ярких примеров эффективности краудфандинга в социальном предпринимательстве — история Гузель Санжаповой. Разместив свой проект на платформе Boomstarter.ru, Гузель собрала втрое больше средств, чем рассчитывала первоначально. 397 человек со всей России инвестировали 455 000 рублей в производство уникального крем-меда с ягодками, дающее работу жителям маленькой уральской деревушки Малый Турыш. «Люди не любят, когда ты пытаешься построить бизнес за их счет. Если показать спонсорам обратную сторону медали — какую социальную нагрузку несет твой проект — и при этом дать попробовать продукт, то есть вероятность, что они не пройдут мимо», – рассказывает она.
Еще один успешный пример краудфандингового сбора — магазин фермерских продуктов LavkaLavka, владельцы которого собрали на Planeta.ru почти 700 000 руб. на открытие фермерского магазина в центре Москвы.
К сожалению, такие предпринимательские проекты для российского краудфандинга пока редкость, но рынок активно развивается и доверие к нему со стороны пользователей растет. Сейчас в России активно работает 14 платформ: восемь из них представляют собой классическую краудфандинговую модель, одна является проектом краудинвестинга (инвесторы вкладывают капитал с расчетом на финансовую выгоду) и пять — благотворительными площадками.
Три кита
Для социальных предпринимателей наибольший интерес могут представлять крупнейшие российские платформы Boomstarter.ru и Planeta.ru. Первая в большей степени ориентирована на коммерческие проекты, вторая — на благотворительные. Агентская комиссия на обеих площадках составляет около 5% от собранных средств плюс 5%, которые забирают себе платёжные агрегаторы. На Boomstarter при недофинансировании проекта все средства возвращаются спонсорам, на Planeta.ru все зависит от размера собранной суммы.
Также существует платформа, позиционирующая себя как первый социальный краудфандинг в России — Русини, — здесь для проектов социального бизнеса выделен специальный блок. Некоммерческие организации, социальные предприниматели, впервые подающие заявку на финансирование своих начинаний, могут претендовать на сумму в 5000 рублей, отчитавшись за которую можно увеличить размеры сбора до 10000, 15000 рублей и более. Русини также предусматривает возможность привлечения специалистов, которые готовы будут участвовать pro bono (как волонтеры в своей профессиональной отрасли).
На зарубежных платформах российским проектам разместиться сложнее. Например, самая известная в мире американская краудфандинговая платформа Kickstarter открыта для иностранцев, имеющих гражданство США, Великобритании, Канады, Австралии или Новой Зеландии. Тем не менее, к настоящему моменту на Kickstarter было запущено 58 российских проектов, из них 26 собрали необходимую сумму.
С полным списком существующих в мире краудсорсинговых платформ можно на Портале Крауд-сервисов Crowdsourcing.ru.
Краудлендинг – народное кредитование
Еще одна уникальная возможность, доступная благодаря краудсорсингу, состоит в получении физическими лицами беспроцентных займов или кредитов под номинальные проценты. Займодавцами в данном случае выступают другие физические лица – «народ». В развивающихся странах, эта схема, предназначение которой состоит в оказании помощи бедным и малоимущим, пользуется большой популярностью. Наиболее известной и крупной краудлендинговой платформой является сегодня ресурс KIVA. К настоящему времени через данную площадку прошло уже более $ 500 млн кредитов, представляющих собой возвратные деньги, — займы, которые, несмотря на всю их привлекательность, придется возвращать, согласно графику. В России аналогов подобной платформы нет.
Все только начинается
Безусловно, краудсорсинг в России пока еще только набирает обороты. Многих отпугивает непонятное сложное слово, отсутствие четких регламентирующих формулировок в законодательстве и подозрительная простота коммуникаций между заказчиками услуг и исполнителями. Одновременно уже сегодня многие видят в краудсорсинге возможность попробовать свои силы и получить ценный практический опыт. Факт остается фактом: все большее число стартаперов, предпринимателей и просто социально активных граждан видят сегодня в краудсорсинге прекрасный инструмент маркетинга и пиара, дающий возможность протестировать свой продукт перед выходом на рынок, узнать мнение потенциальных клиентов и скорректировать его, опираясь на их комментарии.
Полезные ссылки:
• База текущих Краудфандинговых проектов, запущенных на ведущих платформах в России
• Полный список краудсорсинговых платформ по всему миру
• 11 правил, которые помогают авторам проектов добиваться успеха на Краудфандинговых платформах
• Карта Краудсорсинга в России
Автор: Ольга Шлыкова
Дата публикации: 9 февраля 2015
3299 50