Школа социального предпринимательства: оцениваем бизнес-возможности
Мы продолжаем серию публикаций, основанную на учебных модулях одного из самых популярных курсов «Лаборатории социального предпринимательства» — «Онлайн-школы социального предпринимательства». Сергей Пономарев, бизнес-тренер «Онлайн-школы», предлагает вашему вниманию второй выпуск советов о первых шагах построения социального предприятия.
10 советов по поиску бизнес-идеи читайте здесь.
Шаг 1. Обозначьте конечную цель
Начиная путешествие, неплохо представлять, к чему вы хотите прийти, в противном случае можно долго ходить кругами. Для определения цели хорошо подходит теория социальных изменений. Сначала вы просчитываете необходимые ресурсы, что вам понадобится. Затем расписываете планируемые действия. После этого определяете желаемые количественные и качественные результаты работы вашего предприятия. И наконец, представляете долгосрочные социальные изменения, которые должны произойти в знаниях, навыках и поведении людей вследствие вашей деятельности. Например, вы хотите открыть мастерскую для инвалидов. Вам нужно помещение, оборудование, материалы. Вы должны привлечь людей, научить производству, отладить поставки и сбыт. Продукцией компании будут уникальные изделия в необходимых для рынка количествах. Инвалиды, помимо самостоятельного заработка, получат помощь, общение и будут лучше интегрированы в общество.
Шаг 2. Протестируйте свою идею
Прежде чем запускать проект в полную силу, предложите свои товары или услуги друзьям, знакомым, попробуйте реализовать тестовые партии. Оцените следующие параметры:
- Скорость: производства, сбыта, окупаемости — чем быстрее, тем лучше.
- Ясность: насколько просто покупателю понять вашу идею или преимущества вашего предложения.
- Стоимость: адекватность цены вашего предложения для рынка.
- Аудитория: кто является вашими клиентами.
- Возможности: какие плюсы видят клиенты в вашем предложении.
- Производство: насколько просто производить ваши товары или услуги.
- Оцените бизнес-возможность
Бизнес-возможность — это возможность успешной реализации вашей идеи в конкретных рыночных условиях. Необходимо идти от большего к меньшему: от выбора сферы и сектора деятельности, к оценке потенциала конкретной идеи в выбранном секторе. Например, сначала вы изучаете в целом рынок услуг для пожилых людей, какие товары и услуги на нем представлены, а затем уже прорабатываете идею конкретного частного пансионата для пожилых. У вашего предложения будет больше шансов на успех, если в его проработке поучаствует целевая аудитория.
Шаг 3. Избегайте подводных камней
При оценке бизнес-возможности большинство социальных предпринимателей совершает следующие ошибки:
- Подмена объективных оценок собственными представлениями о рынке.
- Упор на качество продукта и пренебрежение маркетингом, в результате люди просто ничего о нем не знают.
- Преждевременный или затянутый старт деятельности, начинать нужно вовремя.
- Недостаток финансовых знаний и занижение планируемых расходов.
- Неумение грамотно представить продукт разным аудиториям, подчеркнуть его плюсы.
- Незнание правовых вопросов.
Общайтесь со знатоками!
Начинайте бизнес с нуля только в той сфере, с которой хорошо знакомы, но даже в этом случае вам очень пригодятся советы тех, кто уже там работает. Пообщайтесь с опытными предпринимателями и примите во внимание то, что они говорят. Все рекомендации стоит пропускать через себя — нельзя ими полностью пренебрегать или, наоборот, всецело доверять. Успех или неудача вашего предприятия зависит целиком от вас. Запомните, что любые неудачи — это еще не гарантия провала. Будьте оптимистично настроены, но следуйте реалистичному плану.
Шаг 4. Создайте свою команду
Уделите максимум внимания подбору команды. Именно люди в наибольшей степени влияют на успех или неуспех проекта. Необходимо оценить, кто является ядром команды, а кто — просто попутчики. Старайтесь окружить себя надежными партнерами. Продумайте систему отбора и обучения персонала, какие качества наиболее важны в людях для вашего проекта. С развитием предприятия придется озаботиться созданием системы регламентов и инструкций, описывающих процессы, права и обязанности каждого сотрудника. Лучше в самом начале выстроить систему сдержек и противовесов в компании для защиты от увода бизнес-модели и клиентской базы.
Шаг 5. Подумайте над мотивацией
Не факт, что все ваши сотрудники будут так же сильно гореть идеей, как и вы. Важно продумать, чем вы сможете их мотивировать. Особенно на ранних этапах становления предприятия, когда прибыли нет или крайне мало. Можно использовать следующие нефинансовые методы поощрения: создание демократичной, открытой обстановки в коллективе, равенство карьерных возможностей, подчеркнуто уважительное отношение, наставничество для новичков, награждение лучших сотрудников, открытое обсуждение проблем, постоянная работа над ошибками, прозрачная система санкций, постоянное повышение квалификации и т.д.
Шаг 6. Преодолевайте сопротивление
Вы строите новый бизнес, а любое действие всегда будет встречать противодействие. Особенно неожиданно получать его от своих же сотрудников. Причинами могут послужить: неправильное понимание целей, упущение частной выгоды, потеря статуса, различная оценка последствий, неготовность к риску, низкая терпимость к изменениям. Люди в большинстве своем не любят перемен. Сопротивление может принимать рациональные или эмоциональные формы, быть открытым или латентным. Это нормально. Преодолевать сопротивление коллектива лучше всего информированием и общением, разбивая страхи. Хорошо работает вовлечение и участие именно в те процессы, которых люди избегали. Оказывайте помощь и поддержку сомневающимся, будьте примером. Если же формируется целая коалиция сопротивления, то хорошо подойдет метод «разделяй и властвуй». Накажите зачинщиков и дайте шанс исправиться тем, кто случайно или неосознанно к ним примкнул.
Шаг 7. Оцените внешнее окружение
Для этого хорошо подойдет анализ заинтересованных сторон — это любые индивидуумы, группы или организации, оказывающие существенное влияние на принимаемые социальным предприятием решения и/или оказывающиеся под воздействием этих решений. Как правило, к ним относятся: клиенты и потребители, собственники, инвесторы, работники, партнеры, местные сообщества, регулирующие организации, государство и т.д. Это те, кто активно участвует в деятельности предприятия или чьи интересы в рамках этой деятельности могут быть затронуты: как положительно, так и отрицательно. Составьте список всех потенциальных заинтересованных сторон. Определите степень возможного влияния, ранжируйте. Оцените, каким образом ключевые заинтересованные стороны будут реагировать в разнообразных ситуациях, чтобы спланировать, как повлиять на них с целью усиления их поддержки и сокращения потенциальных отрицательных воздействий.
Шаг 8. Составьте план действий
В обязательном порядке следует составить план действий или дорожную карту с указанием сроков достижения целей. Необходимо приложить усилия, чтобы придерживаться разработанного плана, поскольку это позволит не сбиться с пути. Но важно понимать, что бездумно следовать плану необязательно. Любой социальный предприниматель должен уметь лавировать в изменяющихся обстоятельствах. Важно непрерывно приспосабливаться к переменам. Следует научиться не только придерживаться намеченного плана, но и менять его пункты — в случае необходимости. План должен приспосабливаться к рынку, а не наоборот.
Автор: Сергей Пономарев
Дата публикации: 18 ноября 2016
#бизнес советы2349 118