Секреты успешного стартапа в России
Мы живем в век предпринимательства. Один за другим в разных точках мира возникают и бьют рекорды капитализации стартапы. Такие компании, создаваемые на основе новых, прорывных идей и масштабируемой бизнес-модели, — одни из наиболее привлекательных для иностранных и российских инвесторов. В то же время рынок стартапов в России — довольно рискованный и высококонкурентный, особенно в период кризиса. Кого взять в проектную команду? Где найти единомышленников? На что сделать акцент в бизнес-стратегии? Как, ни много ни мало, запустить лучший стартап в России? Грамотные ответы на эти вопросы позволят избежать смертельных для проекта ошибок и обойти конкурентов в битве за желанные деньги инвесторов.
Стартапы — это тренд. «В моду» стартапы вошли не только в России: весь мир буквально помешался на идее «сегодня мы работаем втроем в крохотной каморке, а завтра завоюем Вселенную». Такие гиганты мировой экономики, как Google или Microsoft – это вчерашние стартапы. Неудивительно, что возможность получить тысячи процентов прибыли – в случае успеха – делает сектор стартапов, несмотря на очевидный риск потерять вложенные деньги, крайне привлекательным для инвесторов. Интернет-портал fleximize.com провел оценку мировых стартапов, достигших 1 миллиарда долларов капитализации и более. Средний период достижения таких результатов у ведущих стартапов приблизительно одинаковый и составляет около 6 лет. Притом некоторые секторы рынка особенно проворны. Так, по оценкам исследователей, стартаперам в области недвижимости, социальных сетей, электронной коммерции и услуг «по запросу» (on demand) необходимо в среднем 4 года или менее, чтобы достичь подобных финансовых показателей.
Российский рынок инновационных проектов еще не так динамичен и разнообразен. По экспертным оценкам, в последние годы 90 процентов стартапов в России запускались исключительно в сфере IT-технологий. Однако кризис вносит свои поправки: в связи с возросшей конкуренцией и сокращением инвестиционных ресурсов предприниматели-инноваторы начинают завоевывать и другие секторы рынка. Новые ниши для них — возможность ответить возросшему со стороны населения спросу и одновременно решить социальные проблемы.
По словам Гульнары Биккуловой, директора по развитию компании РВК, сегодня спрос инвесторов на стартапы в России ниже, чем был несколько лет назад. «Объем денег на рынке уменьшился, соответственно, меняется поведение инвесторов. Они тщательнее отбирают проекты, их требования растут. Сейчас получить инвестиции не так просто, как это было несколько лет назад», – поясняет она в интервью «Российской газете». В такой обстановке конкуренция среди существующих инновационных бизнес-проектов накаляется. В погоне за инвестором предпринимателю необходимо быть быстрее, сильнее и проворнее соперников по рынку. Цена ошибок возрастает, и избегать их приходится уже на самых начальных этапах запуска проекта. Для этого следует придерживаться основных векторов развития любого успешного стартапа, в основе которых — умение видеть худшее развитие событий заранее и быть максимально готовым к любому колебанию рынка.
Выбирайте правильного партнера
Выбирая бизнес-единомышленника, старайтесь вложить в «ядро» коллектива все необходимые для вашего стартапа навыки. Каждый из партнеров должен обладать тем или иным опытом и талантом, которые жизненно необходимы для развития вашего конкретного бизнес-проекта. Основываете новый бренд? Позаботьтесь о поиске человека с достаточным багажом знаний в области дизайна и производства. Решили запустить новую платформу в области онлайн-образования? Без понимания современных педагогических техник и социологической экспертной оценки здесь не обойтись. И так далее. Если сами основатели бизнеса не будут обладать набором всех необходимых компетенций, придется привлекать сторонних консультантов. Последние, скорее всего, будут мотивированны слабее самих стартаперов, и к тому же обернутся для команды дополнительными расходами.
Формируйте и тренируйте свою собственную команду
После того как партнер «лучшего стартапа России - 2016» найден и идея сформулирована, начинается поиск команды. Как правило, на моменте запуска бизнеса не хватает ни средств, ни ресурсов на привлечение опытных и высокооплачиваемых сотрудников. Однако такое положение дел может стать и плюсом для вашего стартапа. Привлекайте к работе молодых и амбициозных людей без большого опыта, которые готовы работать ради новых навыков и практики. Недавние выпускники способны быстро обучаться новому и находить креативные решения сложившихся бизнес-задач. Их свежий взгляд поможет всей команде двигаться на рынке неизбитыми маршрутами. В итоге в плюсе будете и вы, и они. Вы получите преданных вашему бизнесу молодых специалистов, они — опыт, быстрый карьерный рост и причастность к перспективному проекту. Кроме того, зная механизм всего бизнеса, в будущем эти специалисты смогут легче переключаться от задачи к задаче и подстраховывать друг друга в случае необходимости. А это, в свою очередь, обеспечит вам дополнительное преимущество в кризисный период.
Беритесь за что-то действительно новое
Убедитесь в том, что ваш проект предлагает действительно инновационное и не предложенное никем ранее решение проблемы. Именно это обеспечит его конкурентоспособность на рынке и сделает максимально привлекательным для инвесторов, вкладывающихся в стартапы в России. Вы должны уметь ответить на вопрос: чем ваш подход отличается от всех других, в чем его уникальность? Спрашивайте себя об этом на каждом этапе развития проекта и сделайте ответ на вопрос фундаментом и основной идеей вашего бизнеса. Это позволит избежать слишком расплывчатой и неясной концепции стартапа и позволит предпринимать более конкретные и целенаправленные шаги.
Минимизируйте издержки
Начиная свое дело в только зарождающейся области рынка или используя еще неиспробованную бизнес-модель, важно насколько возможно приближать ваши издержки к нулю. Неудивительно, что многие из лучших стартапов начинались проекты в студенческих комнатах в общежитии или небольших гаражах. Сегодня технологии стремительно шагают вперед, и возможностей для дешевого запуска проекта становится все больше.
Используйте бесплатные сервисы для хранения общих файлов, ведите финансовую отчетность и редактируйте документы на базе Google Docs или Yandex Диск, ведите переписку в мессенджерах и социальных сетях, доступных для всех операционных систем и любых видов электронных устройств. Все эти сервисы настолько стали обыденностью, что порой их бизнес-функциональность может быть столь очевидна. Однако каждый сэкономленный с их помощью рубль даст вам и нечто еще более ценное — время. Дополнительные часы позволят вам инвестировать больше сил в дальнейшее развитие проекта, не привлекая для этого сторонних специалистов.
Доказывайте свою жизнеспособность на цифрах
Одна из распространенных ошибок стартаперов — попытка привлечь финансирование, когда вам нечего показать потенциальному инвестору, кроме громких формулировок и заоблачных планов. Слишком много предпринимателей сегодня хотят создать новый бизнес, но не так много из них готовы продемонстрировать уже запущенные и работающие механизмы, хоть и на небольших оборотах. Доказательства того, что бизнес-процессы запущены и имеют потенциал к развитию, отличаются от проекта к проекту. Однако часть из них одинакова практически для любого сектора рынка. Как правило, жизнеспособность вашего стартапа подкрепляется наличием прототипа выпускаемой вами услуги или продукта, уже сформированной базой потенциальных клиентов, осуществивших предзаказ, или предварительными договоренностями с заказчиками и партнерами.
Расширяйте сеть своих контактов
В бизнесе важно быть среди правильных людей. Это могут быть потенциальные инвесторы, «бизнес-ангелы» или коллеги. Ищите людей, которые уже добились какого-то успеха в своем деле и могут вас чему-то научить, указать нужное направление или стать гарантом вашего профессионализма и финансовой надежности. Познакомьтесь с создателями лучших стартапов России. Окружите себя экспертами с разным опытом работы и богатым набором навыков, чтобы получить как можно больше разных точек зрения. Для этого необязательно ждать момента, когда вы обзаведетесь масштабным финансированием и модным офисом со звездной командой. Начинайте прямо сейчас. Все, что вам потребуется, — страсть, увлеченность своей уникальной идеей и грамотный выбор места для ценных знакомств. Не стоит посещать каждое стартап-мероприятие года. Определитесь, какие из форумов, хакатонов или фестивалей наиболее динамично развиваются, на каких из них можно встретить лидеров индустрии, где предоставляется больше возможностей именно для неформального общения. Как правило, именно на таких площадках вам как начинающему стартаперу легче всего удастся завести нужные связи, спросить, могут ли ваc представить кому-то, кто заинтересован в сотрудничестве, и предложить подобную же помощь со своей стороны. Такое взаимовыгодное сотрудничество, как правило, работает эффективнее всего и позволяет получить долгосрочные и «качественные» бизнес-знакомства.
Не бойтесь выйти в люди со своим предложением, преодолевайте стеснительность и страх быть непонятым. Это будет стоить лишь вашего времени — времени, потраченного с пользой и нацеленностью на успешное будущее.
Автор: Анастасия Сухорослова
Дата публикации: 2 сентября 2016
#бизнес советы1696 23