Школа народного финансирования

Социальные предприниматели в поисках средств для реализации своих проектов все чаще обращаются к краудфандингу (институт коллективных добровольных инвестиций). Обратиться к народному финансированию для бизнеса, который решает проблемы общества, закономерно и логично, однако краудфандинг, несмотря на всю его демократичность, имеет массу нюансов. Успешным кампаниям сбора народных денег можно и нужно учиться.

Особую актуальность для социальных предпринимателей краудфандинг приобретает во время кризиса. Коммерческий кредит в России сегодня дорог и не под силу даже многим чисто коммерческим компаниям, не говоря уж о бизнесе, работающем в социальной сфере. При этом, как уверяют эксперты, на руках у населения едва ли не больше средств, чем во всех банках страны, вместе взятых. В свою очередь социальные проекты при правильной подаче легче «продать» — их идея близка и понятна народному инвестору.

Карман шире

«Формат микроинвестиций актуален сегодня для малого и среднего бизнеса, это наиболее эффективный способ получения недорогого финансирования. А краудфандинг — это, по сути, и есть система микроинвестиций, – замечает куратор образовательного направления крупнейшего российского сервиса краудфандинга Planeta.ru Егор Ельчин. – Плюс возможность для предпринимателей дополнительно проверить жизнеспособность своих идей, работая непосредственно со своей потенциальной аудиторией».

Сбор средств через интернет (именно так и работают большинство краудфандинговых площадок) — целая наука. Для того чтобы помочь социальным предпринимателям ее освоить, Фонд «Наше будущее» совместно с краудфандинговым ресурсом Planeta.ru открыл в сентябре 2015 года Школу краудфандинга. Первый набор был конкурсным: сначала эксперты отобрали 20 наиболее перспективных с точки зрения потенциальной «раскрутки» на краудфандинговой площадке проектов, а затем из них выбрали 10 проектов с социальной составляющей.

 

За двумя зайцами

«Социальный предприниматель, как любой бизнесмен, нуждается в финансировании своих проектов на различных этапах их реализации. И в этом смысле краудфандинг дает возможность убить двух зайцев, – уверен руководитель дирекции разработки программ Фонда «Наше будущее» Станислав Заботин. – Во-первых, если обычно стартовый капитал собирается по родственникам и знакомым, здесь мы получаем широкий пул потенциальных инвесторов за счет совершенно посторонних людей, которым ваша идея по тем или иным причинам покажется необходимой или интересной. Во-вторых, эта попытка помогает социальному предпринимателю протестировать свой продукт или услугу на востребованность. Например, если окружающие сочтут, как и вы, что в поселке нужно открыть частную школу или детский сад, они поддержат вас рублем. Ну и кроме того, Школа краудфандинга дает навыки продвижения и продажи идей, без которых не обойтись ни одному бизнесмену».

Для социальных предпринимателей, прошедших по конкурсу, школа бесплатна. Сама учебная программа была в тестовом режиме «обкатана» в прошлом году. Проанализировав первый опыт, организаторы сделали акцент на практических занятиях: студенты и эксперты в течение двух недель буквально «по косточкам» разбирали практические кейсы, в том числе и проекты социальных предпринимателей, участвующих в работе школы. Шла работа с живыми идеями. Участники школы в форме мозгового штурма помогали сделать проекты более сфокусированными на конкретной аудитории инвесторов. На завершающем этапе обучения участники курса защищали свои проекты, среди которых были и хостелы для пожилых людей, и экологические инициативы, и производство специального велосипеда для людей с ДЦП.   

Умение рассказать историю

По словам руководителя Planeta.ru Егора Ельчина, главный навык, который должен сформироваться у предпринимателей по итогам Школы краудфандинга, — умение общаться с микроинвесторами, используя инструменты краудфандинговых площадок. Это включает в себя и такие обязательные элементы, как составление видеообращения, структура продвижения проекта, правила работы со СМИ.

«Видеобращение инициатора проекта — краеугольный камень краудфандинга. Оно должно строиться в форме story telling — «вкусного» и связного рассказа, включающего самопрезентацию, обозначение проблемы, которую человек собирается решить. Также должна присутствовать мотивировочная составляющая, способная подвигнуть людей на поддержку идеи, своеобразное побуждение к действию. И все это должно уместиться в 2,5–3 минуты», – поясняет Егор Ельчин.

Вернутся ли деньги?

Как показал опыт первой Школы краудфандинга для социальных предпринимателей, ахиллесовой пятой таких проектов является отработка механизма монетизации идеи, то есть понимания того, как будут зарабатываться деньги. А ведь чтобы привлечь народные инвестиции, необходимо продемонстрировать ясный и понятный механизм их возвращения.

Анастасия Поморина, основатель проекта спортивно-досугового центра реабилитации для людей и животных «Пушистые лапки», уверена в финансовой перспективе. Ее идея — создание идеального места рекреации для любителей домашних животных. «Мы хотим сделать не просто приют для собак и кошек — их уже много, а место, где гости могли бы гулять, заниматься спортом в окружении животных, просто активно отдыхать, например, катаясь на собачьих упряжках. Построим мини-гостиницу, трассу для лыжников и легкоатлетов. В планах открытие зоны коворкинга», – делится она.  Первоначальный бюджет проекта (покупка земли и создание необходимой инфраструктуры) — 5 млн рублей. Анастасия надеется собрать их через краудфандинг.
«После занятий в школе скорректируем наши предложения, немного причешем видеобращение, поскольку поняли, что сделали не все правильно, – говорит Анастасия Поморина. – И я верю, что у нас все получится».

Белоснежка и сеть гномов

Проект «Картонный дом» другой слушательницы курса Ульяны Беловой уже вышел на самоокупаемость. Социальный предприниматель из Долгопрудного развивает в родном городе сеть семейно-досуговых центров «Страна гномов». Деньги на строительство второго центра в виде беспроцентного займа в 2012 году предоставил Фонд «Наше будущее». Инвестиции на дальнейшее развитие сети Ульяна планирует получить на одной из краудфандинговых платформ.

«Я несколько месяцев пыталась грамотно сформулировать свою идею, чтобы проект гарантированно получил финансирование на одной из специализированных площадок. Но это оказалось настолько сложным, что я уже готова была опустить рукиПройдя интенсивное обучение в школе, где нам рассказали, по каким законам работает краудфандинг, уверенности в своих силах прибавилось», – делится итогами своего участия в школе Ульяна.

Если завтра в стартап

«Социальные предприниматели оказались довольно подготовленными людьми и сделали минимум ошибок во время подготовки черновиков проектов к размещению на Planeta.ru, – резюмирует Егор Ельчин. – Конечно, сказалась нехватка времени — на написание текстов, подбор картинок, составление видеобращения у них была всего неделя. Но большинство вполне справилось, и качество их презентаций превзошло ожидания».

Некоторые проекты социальных предпринимателей, прошедших закалку в Школе краудфандинга, по его словам, вполне могут стартовать уже завтра и, скорее всего, смогут собрать необходимое финансирование. «Есть ряд крупных и амбициозных проектов и, пройдя курс обучения, их авторы начинают понимать все плюсы и минусы использования краудфандинга применительно к своей цели на данном этапе. Кто-то умерит аппетиты или начнет искать альтернативу. Тем более что народное финансирование — большая и кропотливая работа и до запуска сбора средств, и в процессе, и после, – напоминает руководитель проектов Planeta.ru. – В любом случае, даже исключая финансовый момент, обучение в школе – отличная возможность для социальных предпринимателей развить самодисциплину и глубже вникнуть в собственный проект».

Подготовил Игорь Калиновский

Дата публикации: 16 октября 2015



 955   14  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно