Социальное предпринимательство для подростков: как начать, если тебе 14
После вдохновляющих выступлений Кена Робинсона о том, что школа убивает креативность, образование устарело и нужны новые методы, в мире начал развиваться новый тренд: обучение навыкам XXI века. Каждый день появляется информация о курсах финансовой грамотности, предприниматели и инвесторы идут в средние школы и рассказывают о том, что заниматься бизнесом — это не сидеть за красивым столом, ездить на «ламборгини» и ходить, помахивая кожаным портфелем, а нечто совсем другое.
Экскурсии на производство, тренинги, курсы, «умные» лагеря — инфраструктура дополнительного образования постепенно растет. Становится объектом изучения и социальное предпринимательство. Мы нашли несколько интересных программ, которые позволяют школьникам узнать, что такое социальное предпринимательство, и даже получить начальный практический опыт. Кроме того, в список вошли и качественные учебные курсы, которые сфокусированы на социальных проектах без предпринимательской составляющей.
1. Школьная Лига «Роснано», Конкурс молодежных социокультурных проектов.
Это не совсем предпринимательство, скорее социальная проектная деятельность, включающая предпринимательство. Программа дает возможность подросткам побывать в роли лидера проекта: от этапа идеи до реализации. Победители могут претендовать на грант в размере 20 000 рублей. К участию в конкурсе приглашаются подростки и молодые люди от 14 до 25 лет.
Как долго существует: было проведено уже 9 конкурсов.
Возраст участников: 14–25 лет.
Преимущества конкурса:
- Идеи проектов разрабатываются для внедрения на местном уровне. В разные годы выигрывали проекты из Тамбова, Самары, Санкт-Петербурга и других городов.
- Нижний порог возраста — 14 лет. Прекрасно, что не только студенты, которые так или иначе уже «в теме», но и школьники могут направить энергию и свои силы на улучшение мира вокруг себя.
- Что можно улучшить:
- Почему бы не обеспечить помощь в подготовке заявки, ведь в 14 лет еще не все знают, что такое проект, как его описывать по заявленным правилам, что такое риски и как отличить цели от задач.
- Было бы здорово, если бы на сайте была наглядно показана жизнь конкурса в развитии: победители прошлых лет, динамика роста участников, тематика проектов и так далее.
2. Конкурс Enactus
Международный конкурс, миссия которого — развивать предпринимательские и проектные навыки у студентов. Все проекты обязательно должны быть направлены на повышение уровня и качества жизни людей.
Как долго существует: в России программа действует с 1998 года.
Как это работает: конкурс проводится сначала на региональном уровне, потом переходит на федеральный, а затем — финал на мировом уровне.
Преимущества конкурса:
- При подготовке проекта ребята получают поддержку кураторов и бизнес-консультантов.
- В 2015 году участвовало 125 команд из 40 городов РФ, проекты были направлены как на улучшение местной среды, так и на создание универсальных инструментов, например «Перевод общественного транспорта Томска с бензина на природный газ» или «Подготовка и издание первого в России учебного пособия по основам бизнес-планирования и профориентации по методу Брайля для слепых».
- Победители национального этапа едут в страну, в которой в данный момент провидится чемпионат мирового уровня. Это незабываемый опыт общения, который остается с ребятами на всю жизнь.
Что можно улучшить:
- На доступных ресурсах конкурса хочется видеть не только темы проектов, но и авторов!
- На сайте написано, что ребята получают опыт реализации своих проектов, но наглядно это нигде не отражено, а ведь это — самое главное!
3. Конкурс Google Science Fair
Конкурс проводится ежегодно, заявленная цель — разработка новых идей о том, как можно улучшить мир. Возможно как личное, так и командное участие. В отличие от предыдущих упомянутых конкурсов, с сайтом Google Science Fair все в порядке: он содержит архив более ранних проектов и даже генератор идей, который помогает формулировать и дорабатывать ваш проект. Бесценным является наличие на ресурсе методических материалов: планов уроков и рабочих тетрадей для самостоятельной (или с преподавателем) подготовки к конкурсу. На конкурсе даже предусмотрена специальная номинация не для учеников с проектами, а для их наставников.
Направления, в рамках которых конкурсанты могут разрабатывать проект: электротехника, социология, энергетика и космос, изобретения и инновации.
Конкурс сначала проходит на национальном уровне: в каждой из стран отдельно, затем — на международном уровне. 14 финалистов едут презентовать свои проекты в Калифорнию, в Mountain Dew, в офис Google. Награды конкурса поражают воображение. Так, главный приз — 50 000 долларов на обучение в США, кого-то награждают комплектом Lego Education Goodie Bag, подпиской на National Geographic и так далее. Кроме того, предусмотрено громадное количество призов от партнеров, (среди которых, например, Virgin Galactic (нет, это не полеты в космос).
Как поучаствовать: подписаться на рассылку конкурса и внимательно следить за объявлением даты начала отбора. Участникам дается 3 месяца на разработку проекта.
Возраст участников: 13–18 лет.
4. «Школа Реальных Дел»
Конкурс проектов и прикладных исследований школьников на основе реальных задач работодателей. Проводится школой 2086 совместно с проектом «Школа новых технологий», генеральный партнер — фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело».
Ход конкурса: организации-работодатели предлагают школьникам задачи, над которыми работают сами. Ребята объединяются в команды, выбирают задачу и презентуют ее решение в виде работающего прототипа. Победители едут в летний лагерь, где проводятся деловые игры и прочие полезные мероприятия.
Так, например, одной из конкурсных задач была разработка концепции действующей школьной библиотеки с возможностью создания на ее основе многофункционального культурного пространства.
Возраст участников: школьники 7–11-х классов.
Преимущества конкурса:
- Школьники получают уникальный опыт решения реальных задач, стоящих перед бизнесом, под руководством профессионалов своего дела.
- Критерии оценки работ прозрачны, описание проектов соответствует стандартам, принятым на конкурсах для взрослых предпринимателей, таким образом, школьники учатся оперировать проектами практически на «взрослом» уровне, что, несомненно, пригодится впоследствии.
Что можно улучшить: хотелось бы видеть открытый архив решений, которые выиграли на прошлых этапах конкурса.
5. «SAGE: школьники за продвижение глобального предпринимательства».
Это, пожалуй, самый релевантный заявленной теме конкурс. SAGE обучает школьников социальному предпринимательству и ведению социально ориентированного бизнеса. Конкурс проводится на региональном, национальном и международном уровнях. Предусмотрены две номинации: социальное предпринимательство и социально ориентированный бизнес.
Как долго существует: SAGE основан в 2002 году профессором Калифорнийского государственного университета Куртом Де Бергом. В России присутствует с 2003 года: в Туле, Москве, Ростове-на-Дону и Новосибирске.
Ход конкурса: участники придумывают оригинальную идею и на ее основе создают собственный бизнес по одному из направлений вместе с наставниками.
- Сентябрь – декабрь: команда определяется с идеей, составом, заполняет заявку.
- Январь – март: команда работает над бизнес-проектом, получает первые результаты.
- Апрель: участники презентуются на национальном этапе, жюри выбирает лучшие команды по двум номинациям, которые получают возможность представлять Россию на Мировом кубке SAGE.
Что хорошего:
- Кроме непосредственно конкурсной механики, у SAGE разработана программа образовательных мероприятий, сопровождающих конкурс — таким образом у участников есть возможность в реальном времени учиться делать проект под руководством опытных наставников.
- Мировой кубок проходит каждый год в разных странах, участники получают незабываемый опыт поездки и общения в мировом социально ориентированном сообществе сверстников и опытных наставников.
Условия участия: у команды должен быть взрослый наставник, учитель и спонсор.
Возраст участников: 13–19 лет на дату проведения Мирового кубка.
Разумеется, это не все программы для подростков, помогающие приобрести навыки социальных предпринимателей. Есть немало не упомянутых в этой статье, к тому же каждый год возникают новые инициативы. Пока большинство конкурсов и программ сосредоточены в Москве и крупнейших городах страны. Будем надеяться, что в будущем такие же возможности будут доступны и более широкому кругу россиян.
Мария Иванова
Дата публикации: 10 декабря 2015
2407 184