Консалтинг как инструмент развития социальных предприятий: реальные примеры

Консалтинг Фонда «Наше будущее» и платформы todogoodФонд «Наше будущее» сотрудничает с платформой социальных изменений todogood с 2018 года. В рамках партнёрства социальным предпринимателям бесплатно оказывается комплексная консалтинговая поддержка, результат которой – конкретные рекомендации по развитию бизнеса.

Всего за это время было реализовано 37 совместных консалтинговых проектов для социальных предприятий. Три завершены совсем недавно, расскажем об их итогах.

Центр инклюзивного образования имени Резеды Рафиковны (г. Уфа). Организация (далее также – центр, ЦИО) занимается социализацией и адаптацией детей с ментальными нарушениями, в том числе расстройствами аутистического спектра, а также нормотипичных детей, имеющих эмоционально-волевые нарушения. Кроме того, центр работает с людьми старше 55 лет, имеющими ментальные расстройства. 

Одна из ключевых проблем, с которыми сталкивается ЦИО, – недостаточная информированность о центре групп населения, нуждающихся в ментальной и социальной поддержке.

В рамках консалтингового проекта были проанализированы существующая база клиентов и перечень услуг центра, его потенциальная целевая аудитория и лучшие практики в области продвижения (проведён в том числе региональный конкурентный анализ). В результате для организации были разработаны маркетинговая стратегия, коммуникационный план и дорожная карта по их реализации. Заданные целевые показатели: увеличение к концу 2024 года клиентской базы не менее чем на 25 %, выручки – не менее чем на 20 %.

Исследование рынка инклюзивного образования Башкортостана показало, что в республике существует большой спрос на соответствующие услуги, и он не покрывается предложением – примерно 16 500 человек нуждаются в инклюзивном образовании, а предоставляют эти услуги всего около 70 организаций. При этом отмечается низкий уровень осведомленности об инклюзии среди семей, у которых есть дети с особенностями развития.

Анализ ЦИО показал, что у центра существует высокий потенциал роста количества клиентов и выручки за счёт перевода в электронный формат системы учёта финансовых результатов, клиентской базы, посещений, персонала и корректировки методов коммуникации. По каждому пункту центру даны рекомендации.

Так, для улучшения коммуникации, например, рекомендовано более детально описывать услуги, в первое сообщение клиенту включать контакты и правила посещения и работы центра, сделать посты в соцсетях более понятными для новых посетителей (с конкретным разбором существующих), чаще рассказывать о достижениях ЦИО.

Кроме того, отмечено, что в качестве дополнительного канала привлечения клиентов можно использовать бесплатные мероприятия (вебинары, семинары, круглые столы и т. д.) о сфере инклюзии, а также новые партнёрства, например со специализированными школами.

Центр дополнительного профессионального образования «Веста» (г. Сургут). Организация реализует программы речевого, интеллектуального и творческого развития детей и взрослых, а также подготовки специалистов в области дополнительного и специального образования. Работает с детьми раннего и дошкольного возраста (0–7 лет) с ограниченными возможностями здоровья или относящимися к группе риска возникновения нарушений, детьми и подростками (7–18 лет), испытывающими сложности в социальной адаптации, семьями, которые воспитывают детей из группы риска, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи, специалистами образовательных и медицинских организаций, служб социальной защиты. Также организацией запущена франшиза логопедических центров.

К Фонду «Наше будущее» и todogood компания обратилась с запросом на обновление организационной модели, слабые места действующей – отсутствие CRM-системы, а также чётко выстроенного механизма подбора кадров.

Образовательные программы «Весты» реализуются в том числе на базе распределённых центров – общеобразовательных школ и детских садов с привлечением их штатных сотрудников по договорам гражданско-правового характера: занятия ведут педагоги этих учреждений, компания их обучает и предоставляет методические материалы и оборудование для занятий.

В связи с увеличением количества распределённых центров растёт число привлекаемых по договорам ГПХ педагогов, это обусловливает необходимость оптимизации документооборота, разработки системы найма, адаптации и удержания новых сотрудников, а также менеджмента качества их работы.

По итогам анализа действующей организационной структуры организации и её бизнес-процессов были сформулированы конкретные рекомендации по:

  • расширению штата на две единицы: маркетолога и делопроизводителя/ассистента руководителя, чтобы снять часть задач с директор центра;
  • автоматизации некоторых операций, например заполнения договоров и актов по шаблону, и переходу на кадровый электронный документооборот – все договоры ГПХ с педагогами могут оформляться в электронном виде без дублирования на бумажных носителях
  • формированию систем: подбора и найма сотрудников, адаптации и обучения новичков, удержания сотрудников, контроля распределённых педагогов;
  • переходу к использованию систем управления бизнесом.

Центр нейрокоррекции детей и подростков (г. Подольск). Организация проводит коррекционные занятия для детей и подростков с аутизмом, синдромом Аспергера, задержкой психоречевого и речевого развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также ребят, имеющих трудности в обучении и поведенческие проблемы.

Ключевая проблема центра, с которой он обратился за получением консалтинговой поддержки, – неоптимальное финансовое планирование и распределение денежных средств, которые иногда приводят к кассовым разрывам и не позволяют саккумулировать средства на развитие проекта, например открытие нового филиала. Масштабирование организации, как планируется, позволит ей не только оказывать больше услуг, но и снизить их стоимость, а значит, сделать их более доступными для семей с детьми, которые нуждаются в коррекционных занятиях.

В рамках консалтинга был проведён анализ текущей бизнес-модели и финансовых показателей предприятия, на основе которого даны рекомендации по оптимизации и развитию бизнеса. Центру рекомендовано, в частности, разработать систему планирования:

  • выручки и движения денежных средств с отслеживанием основных показателей – количества проведённых занятий и возвратов по каждому филиалу и направлению (ежемесячно), маржинальности каждого направления и дохода по нему;
  • обучения сотрудников с определением общего бюджета на эти цели на год и оценкой вложений по каждому сотруднику.

Сотрудничество Фонда «Наше будущее» и платформы todogood продолжается. «Новый бизнес» будет рассказывать о результатах новых проектов.  

Автор: Мария Шувалова

Дата публикации: 17 июля 2024

#социальное предпринимательство #фонд наше будущее #консалтинг #поддержка социальных предпринимателей #социальные предприятия #todogood

 247   3  
Хочешь получать свежие материалы?
Подписаться
Вам может быть интересно