Не манна небесная, а тяжелая работа
Берем слагаемые "социальное предпринимательство" и "краудфандинг" и складываем. В результате невозможное становится возможным: появляется мармелад из водорослей, открываются кафе, где работают люди с инвалидностью, магазины, которые принимают одежду и многое другое.
Немного теории
Краудфандинг – это коллективное финансирование какого-то проекта или идеи. Некоторые воспринимают это как благотворительность, но это не так. Возможность безвозмездно перевести деньги есть, но все же главное – это лоты вознаграждений, которые покупает спонсор (средний чек на российских крауд-платформах 1000 – 1500 рублей). Чем-то это похоже на магазин предзаказов товаров и услуг.
Кстати, если проект будет признан неуспешным, то деньги возвращаются спонсору. На одних площадках действует принцип "все или ничего" – проект должен собрать всю заявленную сумму или все деньги возвращаются спонсорам. На других время проекта неограниченно, но больше заявленной суммы собрать нельзя. На третьих ресурсах авторы проекта имеют право получить собранные средства, в случае если преодолен порог в 50% от заявленной суммы. В этом случае автор доводит проект до конца за свой счет, и спонсоры получают обещанное вознаграждение.
Вознаграждением могут быть скидки, услуги, товары, сертификаты, благодарность в рамочке, указание имени спонсора в титрах, пиар на своих ресурсах и т.д. Но для очень многих людей главным вознаграждением и мотивацией является чувство сопричастности к чему-то хорошему, осознание того, что ты действительно можешь что-то изменить.
И немного истории…
На западе существует множество краудфандинговых площадок, самые популярные – Kickstarter и Indiegogo. Авторы успешных проектов привлекли более миллиарда долларов для реализации своих идей. В России краудфандинг существует с 2012 года, когда были запущены две самые популярные площадки – Boomstarter.ru и Planeta.ru.
"Boomstarter оказывает всестороннюю поддержку предпринимателям: не только как краудфандинговая платформа, но и как онлайн-акселератор бизнес-проектов. Например, помогаем предпринимателям с интересным продуктом пробиться в крупные торговые сети, работать с крупной логистической компанией на особых условиях, даем доступ в закрытые клубы инвесторов", – отметила Оксана Токарева, PR-менеджер Boomstarter.
Среди кейсов социальных предпринимателей на площадке: производство купальников из переработанного океанского пластикового мусора, кафе, которое поможет социализироваться бывшим заключенным, обучение производству пастилы людей социально незащищенных категорий и другие.
Так у Гузель Латыповой, был успешный крауд-проект на площадке Boomstarter.ru по производству ЭкоСнеков. В 2016 году девушка осталась мамой-одиночкой с годовалым ребенком в съемной квартире, пастила домашнего приготовления стала заработком, который давал возможность выжить. Сначала поддерживали друзья. Затем появился аккаунт в «Инстаграме». А уже через пару месяцев она поняла, что это не просто временный заработок, и наняла помощницу. При помощи краудфандинга она смогла собрать деньги на открытие своего цеха. Сырье, которое идет на производство ЭкоСнеков, поставляют фермеры, среди которых есть пенсионеры, мама девочки с онкологией и другие незащищенные категории людей.
По словам Оксаны, на Boomstarter каждого автора консультирует по вопросам оформления и продвижения менеджер-продюсер краудфандингового проекта – на протяжении всей кампании. Можно заказать оформление проекта, а также дополнительную помощь в продвижении: рассылки и посты по аудитории самой платформы.
Planeta.ru работает как "агентство полного цикла", помимо народного финансирования, занимаясь пиаром проектов, продакшеном, постпродакшеном, логистикой и обучением авторов проектов азам краудфандинга, сотрудничает с научными центрами, бизнес-инкубаторами, общественными организациями. В марте 2016 года Planeta.ru запустила Первую Всероссийскую Школу краудфандинга, а в марте 2020 года – новую образовательную программу "Основы крауд-продюсирования" с бесплатными мастер-классами и видеокурсами, которые помогут упаковать проект, разобраться в юридических и бухгалтерских тонкостях, а также вовлечь в свои проекты аудиторию. Познакомиться с занятиями можно на платформе краудпродюсер.рф
И немного практики…
Для социальных предпринимателей крауд-проект – часто единственный шанс собрать нужную сумму денег. Но это далеко не все преимущества. "Для социальных предпринимателей даже более полезной является его маркетинговая функция, – комментирует Наталия Игнатенко, PR-директор Planeta.ru, - краудфандинг – это голосование рублем. Если люди поддерживают идею, значит, они в нее верят. И успешная крауд-кампания нередко влечет за собой привлечение инвестиций. Более того, некоторые инвесторы уже ставят обязательным условием проведение успешного краудфандинга. Например, после того как Светлана Новак успешно собрала на "Планете" деньги на запуск производства мармелада из морской капусты (капусту собирают вручную жители Сахалинской области, для них это возможность зарабатывать деньги, не уезжая на материк), бизнес-ангелы уже вне кампании инвестировали в ее стартап 600 тысяч рублей. А после завершения краудфандинга ее малоизвестный продукт появился в крупной ретейл-сети "Вкусвилл".
Предзаказ, из которого краудфандинг вырос, – еще одна важная функция. В 2018 году Маша Грекова основала в Санкт-Петербурге инклюзивные мастерские "Простые вещи", где в керамической, швейной, графической, столярной и кулинарной мастерских взрослые люди с особенностями развития психики и интеллекта трудятся с волонтерами, ремесленниками и художниками. Недавно мастерские открыли первое в России инклюзивное кафе "Огурцы", собрав на Planeta.ru почти 870 тысяч рублей. В качестве вознаграждений, помимо прочего, предлагали кофе или угощения в будущем кафе – их предзаказали 105 раз, соответственно, кафе, еще не успев открыться, обеспечило себе уже 105 первых гостей.
"Люди приходили за лотами, они нас поздравляли, были очень искренне рады за нас, – рассказывает Дарья Никитина, специалист по связям с общественностью инклюзивных мастерских "Простые вещи". – В течение двух месяцев мы смогли отдать все вознаграждения".
И очень много работы
Краудфандинг – это не манна небесная, которая прольется денежным дождем, а большой труд. Социальный предприниматель, основатель благотворительного магазина "Вторник" Светлана Первенецкая из Иркутска честно рассказала о том, как она собирала деньги на установку новых "вторникбоксов" (контейнеров для сбора одежды) на Planeta.ru. Проект собрал 128 тысяч рублей из заявленных 190 тысяч.
"Мне хотелось реализовать экопредпринимательский проект, но все не находилось идеи. Пока дома я не нашла гору ненужных вещей. Что-то из них продала, что-то раздала, но очень многие люди говорили, что им тоже некуда деть вещи! Отсюда и родился проект "Вторник" – от "ВТОРичное использование вещей", – рассказывает Светлана.
Благотворительный магазин "Вторник" существует в Иркутске с 2016 года. Одежду собирают в контейнеры, которые стоят в супермаркетах самой популярной торговой сети города, сортируют, часть продают в магазине "Вторник" и за счет выручки доставляют оставшуюся одежду нуждающимся. К 2019 году собрали 156 тонн одежды и передали на благотворительность 95% из них. Но проблема в том, что контейнеры для сбора вещей стали… малы. Вещей было слишком много. Стоят контейнеры в районе 30 000 рублей каждый. Найти такую сумму благотворительному магазину невозможно. Выход был один – краудфандинг. Сначала Светлана прошла обучение в школе краудфандинга на Planeta.ru. Еще два месяца она готовилась к запуску проекта. Львиная доля сил и времени ушла на придумывание и поиск вознаграждений.
"Так как у нас самих продавать особо нечего было, я писала всем своим знакомым и не очень знакомым предпринимателям с просьбой выделить нам для проекта их товары или услуги, сколько смогут, – вспоминает она. – К моему удивлению, было очень мало тех, кто проигнорировал. У нас было так много вознаграждений, что, по словам людей, они уставали их листать на экране телефона".
Это были конные прогулки, джинсовые сумки, чай, посещение планетария, аромасаше, книги и многое другое. Взамен обещали посты в своих соцсетях, говорили, что их увидят на "Планете" – и это будет рекламой. Но, по мнению социального предпринимателя, дело было не в этом. Люди просто хотели сделать хорошее дело. И помогали чем могли.
Самым эффективным, но и самым сложным инструментом для сбора денег, по мнению Светланы, были личные сообщенияс просьбой о поддержке: "Мне казалось, что я уже всем написала, и всем надоела. Как только я устала и перестала писать, собираемость сразу упала. И я не нашла в себе силы продолжать. А если бы нашла, возможно, мы бы и всю сумму собрали".
Наконец проект был реализован, четыре "вторникбокса" куплены и установлены.
"Теперь я перестала бояться краудфандинга, но к нему надо относиться как к серьезной и тяжелой, даже местами неприятной, работе, а не как к веселому проекту "а давайте соберем денег на...". Нужна команда как минимум три человека. Нужно везде ходить и рассказывать о проекте, – говорит Светлана. – А еще для меня было очень важно понять, что у "Вторника" много друзей, которые с готовностью помогают, дают товары и услуги, пишут о нас, поддерживают. Это очень вдохновляет. Просто, когда текучка, некогда об этом думать. А оказывается, у тебя столько друзей, которые помнят, хотят поддержать и любят тебя. И приходят, когда ты их зовешь".
Да, проект собрал не всю сумму, но после крауд-кампании о Светлане узнали, она выиграла крупный грант и сейчас раздумывает, а не начать ли новый крауд-проект, на сей раз с проектом "Вторникмобиль".
Полезные ссылки:
- Как социальным предпринимателям привлечь средства с помощью краудфандинга читайте тут
- Школа краудфандинга Planeta.ru
- Бесплатный обучающий онлайн-курс "Мастер краудфандинга "Boomstarter
- "Практическое пособие по краудфандингу" Planeta.ru можно скачать здесь
Фото: VK кафе "Огурцы", Planeta.ru, Boomstarter, VK "Вторник" благотворительный магазин
Автор: Наталия Гладкая
Дата публикации: 24 марта 2020
#краудфандинг #бумстартер #планета.ру #продвижение бизнеса1585 5